Архитектурные шедевры Карло Росси

Арка Главного штаба

Работы К. Росси фактически завершили формирование архитектурного облика центра Петербурга.
Важнейшими постройками этого замечательного архитектора являются Михайловский дворец, здание Главного Штаба, Александринский театр, Здание Сената и Синода.
Творчество К. Росси отличается синтезом архитектуры и скульптуры.

Михайловский дворец

Архитектурные шедевры Карло Росси

Михайловский дворец (главный корпус Русского музея)
Идея постройки новой резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I. Но строительство дворца началось только в 1819 г., уже при Александре I.
Автором проекта и архитектором дворца стал Карл Росси. Фактически он создал новый городской архитектурный ансамбль: дворец, площадь перед ним и две новые улицы (Инженерная и Михайловская).
Парадный фасад дворца обращен к площади. Во дворце 4 этажа. Вестибюль открывается большой входной аркой. Нижний этаж обработан рустом, он предназначался для повседневного пользования и состоял из личных комнат владельцев, детских, комнат для гостей. Бельэтаж – в виде трехчетвертной коринфской колоннады, залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах – бальные, на восточной – парадные покои великой княгини и великого князя. В орнаментах бельэтажа, составленных из доспехов и оружия, отразилась эпоха военного триумфа России (скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский).
В юго-восточном углу антресольного этажа был расположен домовый храм св. Архистратига Михаила. В цокольном этаже размещались кухни.
Великолепное внутреннее убранство также было создано Росси. В каждом зале дворца Росси создал свой ансамбль. Например, Белая гостиная.

Архитектурные шедевры Карло Росси

Белая гостиная
Росси поделил пространство на три части двумя парами свободно стоящих колонн. В таком исполнении зал обрел идеальные пропорции. Каждая архитектурная деталь воспринимается не как элемент конструкции, а как произведение искусства.
Парадные покои Елены Павловны отличались особым изяществом и роскошью отделки.
В парадных комнатах Михаила Павловича не было роскоши, и это характеризовало хозяина. «В Кабинете и Библиотеке с коллекциями редких книг, эстампов и нумизматики, множеством роскошных изданий по искусству, хранились небольшие, удивительно тщательно обмундированные и вооруженные статуэтки под стеклянными колпаками, они стояли на верхних полках книжных шкафов. Стены залов были завешаны трофеями, состоявшими из сабель, шпаг и знамен, картинами военного содержания и портретами» (А.Н. Бенуа).
После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 г. дворец был выкуплен казной, Николай II решил устроить в нём Русский музей в память императора Александра III. Управляющим музеем стал великий князь Георгий Михайлович.

Здание Главного штаба

Архитектурные шедевры Карло Росси

Вид на здание Главного штаба
Зда́ние Гла́вного шта́ба расположено на Дворцовой площади. Автор проекта и архитектор – К. Росси. В западной части здания находится командование Западного военного округа России, а в восточной – Государственный Эрмитаж. Эти два корпуса соединены аркой длиной 580 м. Она состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на площадь со стороны Невского проспекта.

Архитектурные шедевры Карло Росси

Арка Главного штаба посвящена Отечественной войне 1812 г. Скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский
К. Росси предложил продолжить тему победы в Отечественной войне 1812 г. постройкой памятника в середине Дворцовой площади. Разработкой проекта занимался французский архитектор Огюст Монферран, который воздвиг Александровскую колонну в 1834 г.

Архитектурные шедевры Карло Росси

Над западным крылом здания выполненный из металла и стекла купол, который обеспечивает дневной свет расположенной под ним библиотеке.

Александринский театр

Архитектурные шедевры Карло Росси

Главный фасад театра
Здание театра в стиле ампир создано зодчим К. Росси в 1832 г. на месте деревянного «Малого» театра. Главный фасад театра обращён к Невскому проспекту. Он оформлен глубокой многоколонной лоджией. Боковые фасады выполнены в виде 8-колонных портиков. С другой стороны к театру ведёт спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица Зодчего Росси.

Архитектурные шедевры Карло Росси

Улица Зодчего Росси

Здание окаймляет скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах расположены статуи муз, на аттике главного фасада – квадрига Аполлона. Скульптурные работы выполнил В.И. Демут-Малиновский.

Архитектурные шедевры Карло Росси

Квадрига Аполлона

Архитектурные шедевры Карло Росси

Муза с арфой (правая ниша)
Места для зрителей созданы в виде многоярусной системы лож с амфитеатром и просторным партером. Вместимость театра – 1700 человек.
Ложи богато украшены бархатной отделкой и золочёной резьбой: резьба центральной («Царской») ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, а орнамент на барьерах ярусов был создан во второй половине XIX в.
К.И. Росси в содружестве с инженером М. Е. Кларком изобрёл оригинальную конструкцию кровли театра, применённую впервые в истории строительной техники. Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролётом 29,8 м. Внутренние продольные стены являются опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролётом 10,76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы.

Здания Сената и Синода

Архитектурные шедевры Карло Росси

Зда́ния Сена́та и Сино́да созданы в стиле позднего классицизма (ампир), они являются последним проектом К.И. Росси в Петербурге. Возведены в 1829-1834 гг. на Сенатской площади Санкт-Петербурга.
Здания соединены над Галерной улицей триумфальной аркой.

Архитектурные шедевры Карло Росси

Арка, соединяющая Сенат и Синод
Сенат в Российской империи – высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим в 1711 г. как высший орган государственной власти и законодательства.
Синод – высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721-1917).

Архитектурные шедевры Карло Росси

Скульптуры на аттике Сената и Синода

Другие работы К.И. Росси

Деревянный театр (1806, Москва), сгорел в 1812 г.
Екатерининская церковь в Кремле (1817)
Перестройка Путевого дворца Екатерины II в Твери(1809)
Реконструкция Аничкова дворца (1816)
Ряд павильонов и библиотека над Галереей Гонзаго в Павловском дворце (1815-1822)
Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816-1818)
Колокольня Юрьева монастыря (1841)

Екатерининский храм Вознесенского монастыря был холодным, летним храмом. Зодчий Карл Росси построил его в неоготическом стиле по заказу митрополита Платона в 1817 г. На фоне золотого купола и нежно-персиковых стен проступала лепнина и каменная резьба. Над входом в храм были помещены рельефы Спасителя и апостолов.

Архитектурные шедевры Карло Росси

Сложный силуэт с многочисленными башенками и изящный декор стен придавали зданию легкость и нарядность. Строительство церкви началось в 1808 г., было прервано войной 1812 г. и окончилось лишь в 1817 г. Это был один из лучших памятников Москвы, построенных в неоготическом стиле.
В 1929 г. Вознесенский монастырь взорвали. Погибли все его церкви, в том числе и Екатерининская, остававшаяся единственным сохранившимся творением Карла Росси в Москве.

Карл Иванович Росси (1776-1849)

Архитектурные шедевры Карло Росси

Б. Ш. Митуар. Портрет Карла Ивановича Росси (1820-е гг.)
Итальянец, родился в Неаполе в семье артистов балета. В 1787 г. его отчим, выдающийся балетный танцор, был приглашён в Санкт-Петербург.
В России Карл Росси обучался у придворного архитектора императора Павла I Винченцо Бренна, а затем два года совершенствовался в Италии.
Сначала два года работал на фарфоровом и стеклянном заводе художником по фарфору. В августе 1808 г. был командирован в Москву, где создал неоготическую Екатерининскую церковь Вознесенского монастыря в Кремле и деревянный театр на Арбатской площади, которые не сохранились.
В 1809 г. занимался перестройкой Путевого дворца Великой княгини Екатерины Павловны в Твери.
В 1815 г. Росси возвращается в Санкт-Петербург, и здесь начинается его основная работа в качестве архитектора. Особенно преуспел зодчий Росси в создании городских архитектурных ансамблей. Его проекты отличались гармоническим сочетанием архитектурных форм с аллегорической скульптурой, он применял новаторские конструктивные приёмы (металлические перекрытия).
В 1832 г. К. Росси ушел в отставку в связи с конфликтом с окружением Николая I. Умер в 1849 г. в Санкт-Петербурге.
Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.

Архитектурные шедевры Карло Росси

Колокольня Юрьева монастыря
Колокольня представляет собой четырёхъярусную постройку высотой 52 м. Воздвигнута в 1838-1841 гг. архитектором Соколовым по проекту Карло Росси. Колокольня имеет заметную несоразмерность частей. Существует легенда, что Николай I вычеркнул из проекта средний ярус, чтобы постройка не превзошла высотой колокольню Ивана Великого в Московском кремле.