Творчество братьев Брюлловых

  • Печать

А. Брюллов. Портрет Н.Н. Пушкиной

Семья Брюлловых отличалась талантами, разносторонностью интересов и широтой кругозора.

В семье академика Павла Ивановича Брюлло (Поль Брюлло, француз по происхождению) талант передавался по наследству из поколения в поколение. Прадед Карла Брюллова работал лепщиком на фарфоровом заводе, дед был скульптором, отец – резчик по дереву, преподавал в Академии художеств орнаментальную скульптуру. Он принимал участие в оформлении петергофского парка. Все пять сыновей Павла Ивановича: Федор, Александр, Карл, Павел и Иван – учились в Петербургской Академии художеств.
Павел Иванович рано начинал приучать детей к основам художественного творчества.
Старший сын Федор окончил Академию художеств с большой золотой медалью, был учителем рисования, расписывал храмы и гражданские здания. Он взял на себя ответственность и за воспитание братьев, которые видели в нём не только старшего брата, но и советчика в творческих вопросах. Произведения Фёдора Павловича Брюллова находятся в ряде музейных и частных собраний, в том числе в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
В 1818 г. в Петербурге началось строительство Исаакиевского собора, почти вся семья Брюлловых была причастна к его строительству.
Александр Брюллов был одаренным архитектором и акварелистом. Всесторонне образованный, он глубоко изучил историю древнерусского зодчества и широко пропагандировал значение национальных традиций. 

Творчество братьев Брюлловых

Карл Брюллов. Портрет Александра Брюллова (1823-1827). Холст, масло. 45,5 х 35,2 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Младшие братья Брюллова (Павел и Иван) также были художественно одарены, но Иван умер очень рано.

Творчество братьев Брюлловых

К. Брюллов. Портрет Ю.П. Соколовой, сестры художника. Холст, масло. 17,2 x 20,8 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Сестра Юлия Павловна была замужем за выдающимся акварелистом П.Ф. Соколовым.
Вторая сестра, Мария Павловна, сочиняла стихи, была очень музыкальна.
В семье Брюлловых часто устраивались домашние спектакли, литературные чтения с обсуждениями, вечера с танцами.

Александр Павлович Брюллов (1798-1877)

Творчество братьев Брюлловых

Александр Брюллов. Автопортрет (1830)

Учился в Академию художеств на казённый счёт вместе с младшим братом Карлом. В 1822 г., после окончания Академии, за счёт Общества поощрения художников братья Брюлловы были отправлены на 6 лет за границу.
Они побывали в Мюнхене, Риме. Александр Брюллов с увлечением изучал развалины древних городов. В 1824 г. он посетил Сицилию, а затем Помпеи, где составил проект реставрации терм. Помпе́и – древнеримский город недалеко от Неаполя, погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия 24 августа 79 года н. э. Сейчас это музей под открытым небом.
В Париже Александр Брюллов слушал курс механики в Сорбонне и посещал лекции Бюона по истории архитектуры. Ездил в Шартр и другие города, а также в Англию. В 1829 г. вернулся в Санкт-Петербург.
За «Помпейские термы» он получил звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента Французского института, члена Королевского института архитекторов в Англии и звание члена академий художеств в Милане и Петербурге.
Как архитектор Александр Брюллов известен проектами зданий в Петербурге и его окрестностях.

Творчество братьев Брюлловых

Александр Брюллов. Памятник в честь победы на Куликовом поле (1848)
В 1827 г. Петербургская Академия наук приняла решение, одобренное императором Николаем I, о создании новой астрономической обсерватории. Проект здания и его постройку осуществил архитектор А. П. Брюллов.

Творчество братьев Брюлловых

Главное здание Пулковской обсерватории (современная фотография)
Александр Брюллов является автором здания Михайловского театра. Императорский Михайловский театр был открыт в 1833 г. по указу императора Николая I.

Творчество братьев Брюлловых

Название театра связано с именем великого князя Михаила (младшего сына Павла I): Михайловский дворец был его резиденцией. А.П. Брюллов (в соавторстве с А.М. Горностаевым) является автором проекта здания театра, который органично вписался в созданный К. Росси ансамбль площади.

Творчество братьев Брюлловых

Архитектор А.П. Брюллов был автором проекта в готическом стиле церкви святых апостолов Петра и Павла. Храм построен на возвышенном месте парка. При этом А. П. Брюллов отказался от свойственного готике дробного декора и создал строго симметричный «рисунок». Стены здания, расчленённые контрфорсами, кирпичные, облицованы известняком. Окна стрельчатые с витражами, заменившими первоначальные работы мастера Рябкова. Башню с колокольней венчает ажурный шпиль, покрытый битой медью.

Творчество братьев Брюлловых

Лютеранская церковь святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге была построена в 1833-1838 гг. по проекту Александра Брюллова. Алтарь церкви украсила большая картина кисти Карла Брюллова, изображавшая Распятие. В нижней части алтаря находилось полотно Гольбейна-младшего «Иисус с Фомой неверующим», а по обе стороны – круглые изображения святых Петра и Павла, также созданные Брюлловым.
Брюллов составлял проекты не только для зданий в Петербурге, но и строившихся в провинции. В 1835-1839 гг. по его проекту в Тобольске был воздвигнут памятный обелиск в честь битвы между отрядом Ермака и войском татарского хана Кучума, а в 1842 г. по его проекту сооружён караван-сарай в Оренбурге, состоящий из мечети с минаретом и окружающего их здания для гражданских учреждений. Оригинальный проект был разработан как стилизация под традиционный башкирский аул: восьмиугольная мечеть воспроизводила формы башкирской юрты.

Творчество братьев Брюлловых

Александр Павлович Брюллов был также отличным акварелистом.

Творчество братьев Брюлловых

Александр Брюллов «Вид замка Святого Ангела в Риме» (1823-1826)
Известен портрет Натальи Пушкиной кисти А. Брюллова.

Творчество братьев Брюлловых

А. Брюллов. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной (1831-1832). Бумага, акварель. 21,1 х 17 см

Карл Павлович Брюллов (1799-1852)

Творчество братьев Брюлловых

Карл Брюллов. Автопортрет (1848). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Самый талантливый из семьи Брюлло (Брюлловыми братья Александр и Карл стали в 1822 г. перед поездкой в Италию), Карл Брюллов имел разностороннее дарование, но очень слабое здоровье. Он был художником, живописцем, монументалистом, акварелистом. Представитель классицизма и романтизма. Дружил или был знаком со многими известными его современниками: А.С. Пушкиным, М.И. Глинкой, Н.В. Кукольником и др.
Создал целую галерею портретов деятелей русской культуры, в том числе Н. В. Кукольника (1836), И. П. Витали (1837), И. А. Крылова (1839).

Творчество братьев Брюлловых

Карл Брюллов. Портрет А.Н. Львова (1824). Холст, масло. 62,5 х 49,5 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
А.Н. Львов был архитектором, музыкантом и поэтом. Воспитывался в доме Г.Р. Державина.
На портрете К. Брюллова мы видим человека богатой души и сильного темперамента, внимательным взглядом прищуренных глаз обращённого к зрителям. Вряд ли возможно понять его чувства, но дело не в психологической недостаточности художника, а в умении портретируемого скрывать состояние своего внутреннего мира.
Вот ещё один портрет близкого сердцу художника человека.

Творчество братьев Брюлловых

Карл Брюллов. Портрет Г.Г. Гагарина (1829). Бумага, акварель, тушь, графитный карандаш. 19,8 х 16,5 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Гагарин Григорий Григорьевич (1810-1893) был художником-любителем. Сын русского посланника в Риме князя Г.И. Гагарина. С 1826 г. состоял на дипломатической службе. В 1820-х гг. брал уроки живописи у К. П. Брюллова, который часто бывал в доме его родителей в Риме. Во время путешествия Брюллова в Грецию и Турцию сопровождал его. Г.Г. Гагарину принадлежат воспоминания о К. Брюллове.
К. Брюллов писал картины на античные и библейские сюжеты. Но эти темы не были ему близки. Больше всего привлекали его жанровые сцены из итальянской жизни.

Творчество братьев Брюлловых

Карл Брюллов «Итальянское утро» (1823). Холст, масло. 62 x 55 см. Зимний дворец королевы Вюртембергской (Германия)
Эту картину Брюллов написал вскоре по приезде в Италию. Она экспонировалась в Академии художеств в Петербурге и принесла автору широкую известность. Общество поощрения художников преподнесло эту картину в дар императору Александру I. Чем же так покорила всех эта картина?
Умывающаяся под струями фонтана девушка олицетворяет утро нового дня и утро человеческой жизни. Она вся проникнута солнцем и жизнью. Мастерство художника – в передаче светотени, реалистичности изображения. В дальнейшем Брюллов создал в Италии несколько картин бытового жанра.

Творчество братьев Брюлловых

Карл Брюллов «Итальянский полдень» (1827). Холст, масло. 64 х 55 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
В 1827 г. на одном из приемов художник познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой, которая стала для него художественным идеалом, близким другом и единственной любовью. Она была очень красива и настолько же добра. Ее образ присутствует на многих полотнах художника.

Творчество братьев Брюлловых

К.Брюллов «Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком» (1832-1834). Музей Хиллвуд (США)

Карл Брюллов «Последний день Помпеи»

Наконец, поговорим о самой известной картине художника.

Творчество братьев Брюлловых

Карл Брюллов «Последний день Помпеи» (1827-1833). Холст, масло. 456,5 х 651 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Развалины Помпеи и Геркуланума Брюллов рассматривал вместе с Ю. Самойловой и был потрясен увиденным, хотя многое уже знал об этой трагедии. Его поразила картина внезапно прервавшейся жизни: многие жители древней Помпеи погибли. Брюллов несколько раз возвращался в разрушенный город и мысленно уже представлял картину, на которой слепая стихия отнимала человеческие жизни и обнажала души.
Он три года собирал материал. Из воспоминаний Плиния: «Мужчины, женщины и дети оглашали воздух воплями безнадежности и жалобами, причем кто звал отца, кто сына, кто отыскивал затерявшуюся жену; тот оплакивал собственное несчастье, другой трепетал за друзей и родных, нашлись люди, призывавшие на помощь смерть из опасения умереть! Некоторые громко кощунствовали, утверждая, что богов уже нет нигде, что настала последняя ночь Вселенной!»
Главными героями картины Брюллова стали те, кто в минуту смерти думал о других. В одной из групп Брюллов изобразил самого Плиния, спасающего мать. Гибель Помпеи стала символом гибели античного мира.
24 августа 79 г. н. э. началось извержение вулкана Везувий, которое длилось около суток (по свидетельству древнеримского политического деятеля Плиния Младшего). Эта стихия привела к гибели 3 городов: Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.
Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, но останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.
Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы.
На картине над землёй навис чёрный мрак, разрываемый молниями, а кровавое зарево пылает у горизонта. Земля непрерывно вздрагивает, здания рушатся ... Брюллов поставил перед собой задачу не только показать разгул стихии, но и заглянуть в человеческие души: что они чувствуют в этот страшный миг? Корыстолюбец, даже умирая, думает о наживе. Сыновья выносят на руках старого отца. Юноша не чувствует угрозы, забыл о ней – погибла его любимая. Среди толпы замер художник с этюдником на голове (автопортрет Брюллова), ему надо запомнить мельчайшие подробности трагедии, чтобы потом изобразить их на полотне. В девушке с кувшином и в матери семейной группы воплощён образ Юлии Самойловой.
Считается, что в этой работе художник соединил воедино черты классицизма, романтизма и только зарождающегося реализма. Восхищенный картиной Пушкин написал:

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

... Вернувшегося в Россию Брюллова встречали с большим энтузиазмом. В его мастерскую стояла очередь за портретом от «Великого Карла». В петербургский период им было написано около 80 портретов – целая галерея русской интеллигенции конца 30-40-х гг. Брюллов сумел передать всю сложность человеческой натуры и создать неповторимые индивидуальные образы.

Творчество братьев Брюлловых

Карл Брюллов. Портрет графа А.А. Перовского (писателя А. Погорельского). Не окончен (1836). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

Творчество братьев Брюлловых

Карл Брюллов. Портрет графа А.К. Толстого (1836). Холст, масло. 134 х 104 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

Творчество братьев Брюлловых

Карл Брюллов. Портрет В.А. Жуковского (1838). Холст, масло. 110 x 83 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Творчество братьев Брюлловых

Карл Брюллов. Портрет И.А. Крылова (1841). Холст, масло. Третьяковская галерея (Москва)
4 года он работал над росписями Исаакиевского собора, но из-за болезни по его картонам работу закончил другой художник.
27 апреля 1849 г. по совету врачей Брюллов навсегда уезжает из России. Лечение на острове Мадейра облегчения не принесло, но он продолжал работать.
Весной 1852 г. Брюллов переезжает в местечко Манциану близ Рима. Там 11 (23) июня 1852 г. он скончался. Художник похоронен на кладбище Монте Тестаччо – римском кладбище для иностранцев-некатоликов.