Три шедевра Василия Тропинина

  • Печать

В. Тропинин. Портрет сына Арсения

В. Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Он был востребованным портретистом своего времени. Написанные им портреты отличаются особой теплотой, мягкостью, любовью к людям.
Но три портрета являются шедеврами среди остальных его работ.

Портрет А.С. Пушкина

Три шедевра Василия Тропинина

В. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина (1827). Холст, масло. 68,2 х 55,8 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва). Копия. Оригинал – в музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге
В Третьяковскую галерею портрет Тропинина попал в 1909 г. из семьи князя Михаила Оболенского. А в 1937 г., когда отмечали 100-летие со дня гибели поэта, Третьяковская галерея временно передала этот портрет в Ленинградский музей Пушкина. Так это полотно и осталось там.
Задача портретиста – не только изобразить портретное сходство конкретного человека, но через внешние черты показать его внутренний мир и даже характер. Это бывает трудной задачей, особенно с людьми эмоциональными, экспрессивными, каким был поэт. Его лицо было живым, переменчивым, а позирование – своеобразным трудом, для Пушкина тяжёлым. Тяжёлым он был и для художника, потому что сложно из многих мгновений уловить только одно, единственно правильное. Но Тропинин справился, и более того, он в статичном образе сумел передать внутреннее движение, присущее поэту: кажется, что Пушкин вот-вот встанет и ... Вот этот внутренний порыв, готовность к движению художник показал очень точно.
Тропинин изобразил Пушкина в свободном домашнем халате, наброшенном на белую рубашку с повязанным вокруг воротника шёлковым шарфом. Но акцент сделан на лице поэта и его руке с перстнями, один из которых – подарок Е. Воронцовой.
Гордая осанка, устремлённый в сторону проницательный взгляд, едва уловимая улыбка, готовность к движению, разговору, юмору – всё присутствует на этом портрете и делает его шедевром.
Часто сравнивают два пушкинских портрета, написанных почти в одно и то же время, – Тропинина и Кипренского. Они оба хороши, но по-своему. Кипренский писал более Пушкина-поэта, а Тропинин – более Пушкина-человека в домашней обстановке, без аллегорий и символов. Да, правая его рука лежит на рукописи, и это, пожалуй, всё. Но для того-то и даётся талант человеку, чтобы уловить в человеческой личности невидимое и сделать это невидимое очевидным. В сидящем в домашней обстановке человеке мы видим личность неординарную, это читается в его взгляде, в повороте головы, в осанке, особой одухотворённости, говорящей о богатстве внутреннего мира.
Два портрета А.С. Пушкина, созданные русскими художниками, современниками поэта, не соперничают между собой, а дополняют друг друга. И мы верим обоим художникам, потому что портреты написаны с натуры, а детали, отличающие их, – личностные интерпретации художников.

Портрет сына

Три шедевра Василия Тропинина

В. Тропинин. Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника (1818). Холст, масло. 40,4 х 32 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Портрет Арсения – один из лучших детских портретов не только отечественной, но и мировой живописной школы. Портреты детей вообще занимают особое место в творчестве Тропинина.
Это также одно из самых поэтичных произведений русской живописи первой половины XIX в. Портрет мальчика очаровывает зрителя искренностью и чистотой эмоций. Колорит – сочетание золотисто-коричневатых тонов.
Тропинин предельно приближает к зрителю лицо мальчика и подчеркивает в облике сына мягкость характера, нравственную ясность и чистоту. Взгляд его несколько рассеянный, мечтательный, задумчивый. Слегка припухлые детские губы, пушистые волнистые волосы, нежная бархатистая кожа лица переданы художником с большим мастерством и любовью.
В облике этого ребенка чувствуются изящество, благородство, внутренняя красота. Все гармонично в этом полотне.
Будучи уже признанным художником, Тропинин оставался крепостным графа Моркова. В украинском именин Кукавка, где был написан этот портрет, Тропинин исполнял обязанности домашнего живописца и лакея. Только в 47 лет художник получил свободу, а сын остался крепостным, и это было большим горем художника.

«Кружевница»

Три шедевра Василия Тропинина

В. Тропинин «Кружевница» (1823). Холст, масло. 74,7 х 59, 3 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
«Кружевница» написана в 1823 г., который стал для художника годом освобождения от крепостной зависимости: он покинул имение графа Моркова и создал новый шедевр. На выставке в Академии художеств эта картина с интересом была встречена зрителями и сразу же стала широко известной. Но после освобождения художник решил жить в Москве – этот город он давно любил. Здесь он создаёт ряд картин, изображающих молодых женщин за рукоделием: «Золотошвейка», «Кружевница», «За прошивками» и др. Возможно, это были крепостные рукодельницы.
«Кружевница» стала новым явлением в живописном искусстве того времени. В.А. Тропинин создал тип жанрового портрета-картины. Есть в этом портрете черты сентиментальности, идеализации, но всё это было и в личности художника: он много перетерпел в жизни, но был скромен, незлобив, умиротворён, несмотря ни на что. Он понимал и любил человека труда. И в этом портрете художник трогательно изобразил чувство внутреннего достоинства, сохраняемого в личности независимо ни от каких условий.
Миловидное лицо «Кружевницы» с легкой улыбкой приветливо обращено к зрителю, как будто она только на минутку остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой ... «Кружевницу» Тропинина, как и других его рукодельниц, часто сравнивали с «бедной Лизой», героиней повести Н. Карамзина.
Один из современников В. Тропинина отмечал, что «и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того, в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, – и все это изображено с такой правдой и простотой».
За свою долгую жизнь Василий Тропинин создал много замечательных портретов, но эти три портрета, о которых мы сегодня рассказали, являются непревзойдёнными шедеврами в его гуманном творчестве.