Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

Имя Андрея Рублёва стало олицетворением древнерусского искусства.

Андрей Рублёв – пожалуй, самый известный художник средневековой Руси. Его имя и сегодня на слуху, но о его жизни нам известно очень мало.
Где и когда он родился – неизвестно. Называют местом его рождения Москву (1360 ?), а местом жительства – Троицкий монастырь.
Первое летописное упоминание о «чернеце Андрее Рублеве» относится к 1405 г.: в это время он вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца украшает иконами и фресками Благовещенский собор Московского Кремля. Эти фрески не сохранились.

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

Икона «Преподобный Андрей Рублёв»
Некоторые сведения о нём можно почерпнуть из летописей. Например, летопись указывает, что в 1408 г. он вместе с Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире, храм Святой Троицы в Троицком монастыре. Фрески не сохранились. По свидетельству Епифания Премудрого, Андрей Рублев расписывал этот храм в 1420-х годах. После смерти Даниила Чёрного Андрей Рублёв работал в московском Андрониковом монастыре, где расписал церковь Спаса (последняя его работа). Но до наших дней сохранились лишь малые фрагменты орнамента.
Большинство документально подтвержденных произведений Рублева до нас не дошло, кроме двух икон из деисуса и семи икон из праздничного ряда в иконостасе кремлевского Благовещенского собора; часть фресок владимирского Успенского собора; знаменитая икона «Троица» из Троицкого храма одноименного монастыря.
Рублеву приписываются также миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (начало XV в., Российская государственная библиотека, Москва); Богоматерь Умиление из Успенского собора Владимира (ок. 1408-1409); Звенигородский чин, из которого сохранились три иконы: с Христом Спасом, архангелом Михаилом и апостолом Павлом (ок. 1410-1420); фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) и на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода.
Но гораздо больше икон относят к «кругу Рублева», хотя нет возможности подтвердить их авторство.
Андрей Рублёв скончался в Андрониковом монастыре 29 января 1428 г. (?). Здесь с 1959 г. действует Музей имени Андрея Рублева, в котором можно познакомиться с искусством его эпохи.
На Стоглавом соборе в 1551 г. иконопись Рублева была признана образцом. В XX в. много внимания уделялось этому живописцу, изучались и реставрировались его работы, уточнялись те минимальные сведения о его жизни, которые уже были известны, его имя покрылось дымкой романтизма. А после известного фильма А. Тарковского «Андрей Рублёв» к образу этого художника было приковано пристальное внимание даже тех людей, кто был далёк и от веры, и от иконописи. В 1988 г. он был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых. 

Творчество Андрея Рублёва

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

Зал Андрея Рублёва в Третьяковской галерее

Вторая половина XIV – начало XV вв. были отмечены на Руси интересом к нравственным и духовным проблемам. Андрей Рублёв воплотил в своей живописи новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Поэтому его творчество является одной из вершин русской и мировой культур. Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества.

Успенский собор во Владимире

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

Успе́нский собо́р во Влади́мире – выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси (1158).
В начале XV в. для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX в.

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

Это единственная сохранившаяся фреска, написанная Андреем Рублевым. Упоминание о ней – в Троицкой летописи; это также единственный документально подтверждённый, точно датированный и сохранившийся памятник в творческом наследии художника.

Икона Богоматери Владимирской «Умиление» из Успенского собора во Владимире (ок. 1408)

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

Авторство иконы приписывается Андрею Рублёву. С этим мнением согласны И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, Г. И. Вздорнов, О. С. Попова.
М. В. Алпатов и Э. С. Смирнова отвергают его авторство.
Икона «Умиление» – одна из самых древних копий «Богоматери Владимирской».

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

Богоматерь Владимирская

Икона «Троица» (1411-1425/27)

Эта икона – эталон творчества Рублёва, его авторство несомненно. Одна из прославленных русских икон.

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

Андрей Рублёв «Троица». Дерево, темпера. 142 х 114 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
На иконе изображены три ангела. Они сидят за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. Ангелы неподвижны, они в состоянии созерцания, их взгляды устремлены в вечность.
На заднем фоне – дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа).

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

Мамври́йский дуб (дуб Авраама) – дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога.

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

Гора Мориа (Храмовая гора) – обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима высотой 774 м над уровнем моря.
Явление Аврааму троих ангелов – символ единосущного и триипостасного Бога (Святой Троицы). Именно рублёвская икона соответствовала этим представлениям. Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублёв свёл к минимуму детали, предшествующие трапезе. Ангелы беседуют, а не трапезничают, и на иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов.
Над символизирующим Бога Отца ангелом Рублёв поместил палаты Авраама. Дуб мамврийский символизирует древо жизни и напоминает о крестной смерти Спасителя и Его воскресении (в центре). Гора – символ духовного восхождения, которое осуществляется через действие третьей ипостаси Троицы – Духа Святого.

Евангелие Хитрово

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

Это рукописное Евангелие конца XIV в. Называется так по имени своего владельца, боярина Богдана Хитрово. Рукопись была украшена драгоценным окладом и передана им в дар Троице-Сергиевой лавре, где она хранилась в алтаре до 1920 г. В настоящее время Евангелие находится в собрании Российской государственной библиотеки.

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

Евангелие богато декорировано (заставки, инициалы, миниатюры и символы евангелистов). Происхождение рукописи относят к московской школе Феофана Грека, а авторство ряда миниатюр приписывают его ученику – Андрею Рублёву.

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи
«Ангел Рублёва»

Иконы из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (ок. 1428)

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

Все исследователи единодушны во мнении, что иконостас принадлежит к рублёвской эпохе и что в той или иной степени Рублёв и Даниил Чёрный участвовали в его создании. Иконостас до сих пор плохо изучен и опубликован не целиком.
Это единственный из первых высоких иконостасов раннего XV в., сохранившийся почти полностью (утрачены только некоторые из икон).

Звенигородский чин (ок. 1396-1399)

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

«Звенигородский чин» – три иконы с изображением Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла (из собрания Государственной Третьяковской галереи).
Предположительно, из иконостаса Успенского собора на Городке. Долгое время приписывался кисти Андрея Рублёва, но в 2017 г. атрибуция была отведена на основе высокотехнологичных сравнений с «Троицей».

Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре (фрески)

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

Саввино-Сторожевский монастырь (Звенигород)
Основан в конце XIV в.

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

Изображения отшельников Павла Фивейского и Антония Великого. Отдельные учёные приписывают авторство фресок Андрею Рублёву.

Икона «Иоанн Предтеча» (середина XV в.)

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

Икона происходит из Никольского Песношского монастыря около города Дмитрова. Принадлежала деисусному полуфигурному чину типа Звенигородского. Приписывается Андрею Рублёву.

Икона «Спас в силах» (начало XV в.)

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

Приписывается Андрею Рублёву или «кругу Рублёва».

Андрониково Евангелие (Москва, первая четверть XV в.).

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

Миниатюра «Спас во славе» выполнена художником «круга Рублева». Прямой датировки рукопись не содержит, но его оформление схоже с такими известными рукописями, как Евангелие Хитрово.

Заключение

Творчество Рублева отличают две традиции: византийская гармония, возвышенный аскетизм и мягкость стиля, свойственная московской живописи XIV в. Именно эта мягкость, а также сосредоточенная созерцательность выделяют его произведения среди других живописных работ того времени. Персонажи Рублева чаще всего изображены в состоянии умиротворённого покоя или молитвенного состояния. Это отличает его работы от экспрессивного Феофана Грека. С икон Андрея Рублёва струится атмосфера тихого созерцания, благости. Эта тишина присутствует и в колорите – неярком, спокойном; и в округлостях фигур; и в гармонии линий, похожих на тихую мелодию. Всё творчество Андрея Рублёва пронизано светом. Поэтому совсем не удивительно, что искусства Рублева воспринимается как идеал церковной живописи.