Гжель

  • Печать

Скульптура «Чаепитие» Фарфор. Гжель (1966)

Гжель – известный во всем мире народный художественный промысел, где с незапамятных времен изготовлялись керамические изделия.

Но Гжель – это не только село и промысел, а целый гончарный край: 27 деревень в Раменском районе Московской области, так называемый «Гжельский куст». Главная тайна гжели не раскрыта до сих пор: откуда пошло название промысла?
Существует несколько версий:
от старорусского «жгель» — посуду в печи обжигают;
в честь речки Гжелки в Смоленской области;
от «гжиолки», как раньше называли трясогузку. Гадают уже давно... 

История

Первое упоминание об этом промысле относится ещё ко временам Ивана Калиты, т.е. к XIII-XIV вв. Сначала здесь мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, перешли на фарфор. Гжельцы расписывали предметы домашнего обихода: тарелки, кружки, кувшины, игрушки и т.д. В те далёкие времена гжельские рисунки были цветными. Древнерусскую гжель (майолику) расписывали «пятицветкой» – белая эмаль (основа), зелёная (соли меди), желтая (соли сурьмы), вишнёвая (соли марганца), синяя (соли кобальта).

Гжель

В ХVII в. по указу Алексея Михайловича гжельскую глину использовали для аптекарских и алхимических сосудов.
При Петре I она шла на кирпич, при императрице Елизавете – для первого фарфорового завода в России.
Над секретом изготовления фарфора бились со времен Петра I: отправляли даже тайных послов в другие страны, чтобы они выведали технологию производства фарфора, но и это не помогло. Русские учёные сами нашли ответ: современник М.В. Ломоносова, химик Д. Виноградов, описал технологию производства китайского фарфора.
После 1802 г., когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого делали квасники (сосуд, в котором хранили и подавали дрожжевой или фруктовый квас), кувшины и кумганы (узкогорлый сосуд для воды с носиком, ручкой и крышкой, применявшийся в Азии в основном для умывания и мытья рук). Со второй половины 20-х годов XIX в. многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

Гжель

Квасник XVIII в. (справа)
В конце XIX–начале XX вв. промышленный кризис в России негативно сказался на гжельском творчестве. Народное искусство быстро вырождалось и постепенно пришло к полному забвению. Народный промысел исчез практически полностью.
Возрождение началось лишь в послевоенные годы. У его истоков стоял Александр Борисович Салтыков. Ученый-керамист, искусствовед, он почти с нуля возродил промысел.
Организованное Салтыковым исследование возможностей существовавшей тогда артели «Художественная керамика» показало, что художники не придерживались традиций гжельской росписи и не имели даже понятия о кистевых приёмах письма. Салтыков с группой московских художников и живописцев Гжели разработал настоящую «азбуку мазков» – методику художественной броской росписи.
Мазок образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. Фон становится вторым цветом и так же активен, как и сама роспись. «Азбуку мазков» дополняет тонкая линия рисунка, играющая в гжельской росписи основную роль.
Особенности технологии подглазурной росписи объединены с изменением цвета во время обжига. Чёрный, как сажа, кобальт после обжига становится ярко-синим, и художник, наносящий его на изделие, должен предвидеть результат. Только тогда он может добиться тончайших градаций синего цвета. Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ в. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор. «Примерила» кобальт гжель – да так бело-синей и осталась.

Гжель

Десятилетие упорнейшего труда понадобилось художникам, чтобы «секреты» мастерства старых гжельских художников перестали быть тайной для живописцев. В 70-80-е годы изделия объединения начинают тиражироваться сотнями и тысячами экземпляров. Гжель уверенно воссоздавалась из небытия.
Гжельские мастера различают 20 оттенков синего. Светлее или темнее будет цвет – зависит от мастера. Как он кистью мазок положит.

Тематика гжельского рисунка

Тематика гжельского рисунка в прошлые времена являлась результатом творчества людей, как правило, неграмотных, но талантливых. В большинстве случаев гжельские гончары воспроизводили в росписях окружающий мир. Они могли объединять в своём искусстве наблюдения над природой, городской и деревенской жизнью, впечатления от архитектуры и иконописи, а также плоды собственной фантазии. Чаще других изображений встречаются архитектурные пейзажи и мотивы природы: птицы, растения и животные.

Гжель

На сегодняшний день тематика гжельского рисунка делится на 3 вида:
• растительная (травка, злаки, ягоды, веточки, гирлянды цветов и т.д.);
• орнаментальная. В первую очередь это «шашечки» (несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика). Сюда можно отнести гжельские сетки – «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики».
• cюжеты (природа и времена года).
Изделие без росписи именуются «белье», а синяя роспись по белому – «крытье».

Гжель

Любимый узор гжельских мастеров – роза. В ремесленной среде её называют «Агашкой». На фарфоровых заводах ХIХ в. среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.

Техника росписи

Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности:

• наносится только вручную;
• использование краски 3-х основных цветов: белого (фон изделия), синего и голубого. Насчитывается больше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига.

Инструменты гжельского живописца: кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок, баночка с чёрной смесью (окисью кобальта). Гжельский рисунок считается подглазурным (вначале расписывается обожженное изделие, а после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку, где кобальт меняет цвет).
Главный секрет гжельского рисунка – нанесение мазков («азбука мазков»). Технология гжельского рисунка подразумевает правильное соотношение синего и белого цветов, а также отличие каждого последующего мазка от предыдущего. Соблюдение правил технологии гжельской росписи позволяет создать неповторимые вещи.

Современность

Сейчас Акционерное общество «Гжельский фарфоровый завод» в Новохариотоново Московской области – самое крупное предприятие в России по изготовлению традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью, где трудятся сотни потомственных мастеров.

Гжель

Часы «Кусково». Фарфор (2002)
Ассортимент завода насчитывает более 600 наименований чайников, кумганов, сахарниц, масленок, шкатулок, подсвечников, ваз, ламп, часов и других бытовых и декоративных изделий. За последние десятилетия на Гжельском фарфоровом заводе сформировался коллектив технологов, художников, мастеров производства, которые бережно сохраняют старые традиции, используют передовые методы в технологии производства.