Жбанниковская глиняная свистулька

  • Печать

Жбанниковская глиняная свистулька

Нижегородская область известна своими художественными промыслами: хохломской и семёновской росписями, городецкой росписью, балахнинскими кружевами, новинской и федосеевской игрушкой и другими видами народных промыслов. В этой статье мы расскажем ещё об одном народном промысле – жбанниковской глиняной свистульке.

Деревня Жбанниково находится в Городецком районе Нижегородской области. Земли, пригодной под пашни, там было сравнительно немного. Потому население района с древности занималось разнообразными промыслами. Здесь делали глиняную посуду, ткали и пряли, занимались золотошвейным искусством. Особую известность получили городецкие игрушки из дерева и глины.
Глина в этой местности чёрная с золотой россыпью. При обжиге она становится красной. Сначала из нее делали жбаны для кваса, поэтому село и получило свое название «Жбанниково». Потом так же стали называть и свистульки.
Производство жбанниковской глиняной игрушки довольно молодое – оно было организовано в начале XX в. Но точное время происхождения этого промысла неизвестно. На территории средневекового Городца археологи находили глиняные свистульки в слоях XIII в. Возможно, в XX в. оно было просто возобновлено. Об этом говорит и форма свистульки – компактная и лаконичная, схожая с древними фигурами.
Игрушки-свистульки имеют форму, схожую с пирамидой на трех ногах-основах, а также интересную раскраску. 

Назначение свистульки

Жбанниковская глиняная свистулька

Жбанниковская свистулька – это не только забава для детей. Она ещё и рабочий инструмент для ярмарочных зазывал – Нижегородские ярмарки были известны далеко за пределами края. Жбанниковская свистулька с её чистым и громким звуком замечательно справлялась со своей работой: услышав её звук, покупатель не мог пройти мимо.
Было у свистульки и другое назначение – символическое. Свистульки изготавливали как обереги. А её форма (пирамидка на трёх ногах) символизировала изобилие. Свистулька-утка была символом плодородия. Свистулька-курица привлекала богатство. А свистулька-корова – здоровье.
Даже цвет свистульки имел своё символическое значение: белый – жизнь, жёлтый – хлеб, синий – небо и т.д. Свистульки делали яркими и нарядными.
Секреты мастерства передавали по наследству, поэтому в Жбанникове появились целые династии «свистулечников».

Художественный особенности жбанниковской свистульки

Жбанниковская глиняная свистулька

Художественную выразительность свистулек усиливает цвет (естественный, как у обожжённой глины, или чёрный, красный, синий, желтый, зеленый), по которому идет орнаментовка: часто используется характерный для Городца растительный узор. Применяется и темный эмалевый фон в сочетании со светлой орнаментикой и «серебрением» алюминиевым порошком.
Некоторые формы свистулек предельно архаичны и представляют собой стилизованные фигурки животных и птиц с опорой на три точки. В таких игрушках образ только угадывается. Традиционные формы: свистульки-кони, птички, барашки, олени, бычки, петухи и другие птицы. Гораздо реже для свистульки используются фигурки людей – в этом отличие жбанниковской свистульки от филимоновской или вятской игрушки.
Одна из самых известных мастериц жбанниковской игрушки – Прасковья Степановна Тимофеева. У неё дома создан музей «жбанниковской свистульки»: птицы-сирины, кони, олени, бараны, петухи, всадники... Дети Прасковьи Степановны пошли по её стопам, а её дочь – известная мастерица Терешина Анна Фоминична.
Конечно, современные мастера игрушки находят и новые темы для своих изделий, но многие персонажи сохранились с момента появления промысла. Например, конь, олень, баран, петух, а также фантастические существа. Жбанниковская игрушка полая внутри. При её изготовлении из глины вытягиваются ножки, голова и сам свисток. Отверстия делаются при помощи палочки-стека. Поверхность глиняной игрушки тщательно выравнивается, чтобы на ней не оставалось следов лепки. Затем изделие высушивается на воздухе и обжигается в печи.

Роспись игрушек

Жбанниковская глиняная свистулька

Раньше для росписи использовались масляные краски, сейчас чаще применяются темперные. Вначале идёт работа над фоном. Часто изделие полностью покрывается тёмной, почти чёрной краской, это придаёт игрушке некоторую элегантность.
Но для фона могут применяться и другие цвета: красный, синий, зелёный, жёлтый. Поверх фона наносится рисунок. Для жбанниковской игрушки характерен растительный орнамент. Но иногда используют и такой приём: при помощи кусочка поролона краски накладываются простыми касаниями. Получаются непохожие друг на друга пятна, что создаёт неповторимость каждого изделия. Затем фигурку покрывают лаком.
В заключение хочется отметить, что любое произведение народного промыла – это уникальное произведение искусства, т.к. изделия промысла не имеют серийного производства с полным промышленным циклом, каждое из них изготавливается и расписывается вручную, имеет особый, неповторимый дизайн. В последнее время при приобретении для ребенка игрушки родители все больше уделяют внимание экологической чистоте материалов, из которых она сделана, а также неагрессивному внешнему виду. Этим требованиям как раз и отвечают игрушки, созданные заботливыми руками народных мастеров.
Кроме того, такие игрушки развивают мышление и фантазию детей, т.к. в них есть некая недосказанность. А природные материалы, их которых они изготовлены, благотворно влияют на здоровье детей: даже если ребёнок просто держит в руках такую игрушку, ему передаётся тепло и энергетика дерева, глины, ткани и т.д.

Жбанниковская глиняная свистулька