Деревянные игрушки Нижегородской области

Хохломская игрушка

До наступления высокотехнологичной эры игрушки, изготовленные народными умельцами, часто сочетали в себе игровую функцию и функцию оберега.

Считалось, что свистульки, например, оберегают детей от нечистой силы. Основным материалом для изготовления игрушки были дерево и глина, делали также игрушки из соломы, шишек, льна. Позднее в число материалов вошло папье-маше. Причем по местам изготовления игрушек на Руси сложилась определенная специализация: игрушки из глины делали преимущественно в Каргополе, Вятке и Туле, в то время как Московская и Нижегородская область славились деревянными игрушками.

Хохломская деревянная игрушка

Хохломская деревянная игрушка
Очагов народных промыслов на территории Нижегородской области издавна существовало несколько. Наиболее широко известна хохломская роспись, когда на деревянную основу наносится сложный рисунок в красных тонах с последующим его закреплением специальным составом и обработкой в печи. По легенде, эта роспись возникла благодаря иконописцу Андрею Лоскуту, который сбежал из столицы от нововведений патриарха Никона и стал в лесной глуши писать иконы. Патриарх прислал за ним солдат, но Андрей отказался подчиниться и сжег себя в избе, которая рассыпалась золотыми искрами. Перед смертью он завещал людям свое мастерство. 

Хохломская деревянная игрушка

Деревянные игрушки Нижегородской области

В основном народные мастера хохломы создают в этой технике посуду и мебель, но не обходят они стороной и игрушки. В частности, в технике хохломы достаточно давно производятся неваляшки, матрешки, а современные мастера предлагают еще и счетный материал. Причем матрешка тоже может использоваться как счетный материал, потому что число «вложений» одной фигурки в другую может достигать семидесяти двух (!). К тому же это превосходный способ для тренировки мелкой моторики рук у маленьких детей.
Часто для росписи матрёшек используется семёновская хохлома. Она отличается от традиционной крупными и яркими цветами, у неё несколько иная цветовая гамма.

Городецкая деревянная игрушка

Деревянные игрушки Нижегородской области

Магнит-груша с городецкой росписью
Достойное место среди русских промыслов занимает городецкая роспись. Основой городецкого рисунка являются пышные гирлянды или букеты цветов, напоминающих розы или пионы. Частным элементом является также и знаменитый «конь-огонь». Десятилетия назад городецкие мастера выпускали харАктерные игрушки: фигурки «Парень», «Девка», «Щелкун», многофигурные композиции «Кадриль», «Хоровод».

Деревянные игрушки Нижегородской области

Многие из игрушек были схожи с игрушками богородского народного промысла, т.к. имели движущиеся части, производили какие-то действия, когда их дергали за веревочку. Часто игрушки производились в виде коней на колесиках или даже коней с повозками, т.к. в городецком промысле конь – это основная фигура. В наше время игрушки этого направления представлены свистульками, погремушками, матрешками и магнитиками в виде грибков, матрешек и балалаек.

Деревянные игрушки Нижегородской области

Новинская деревянная игрушка

Деревянные игрушки Нижегородской области

Возможно, менее известной является Новинская деревянная игрушка. Новинская деревянная игрушка Чкаловского района – самая ранняя игрушка в Нижегородской области. Она, скорее всего, может претендовать на первенство в плане своего возникновения. Исследователи считают, что ее ранние образцы («кузнецы» – игрушка на планках, «каталка-меленка», «каталка-колесики», соединяющая головы двух коней) схожи с игрушками Европы XV-XVII вв. Более поздние образцы XVIII-XIX вв. представляют собой коньков в одиночной, парной или тройной упряжке. Новинские мастера умели делать игрушки с колесами, которые никогда не спадали. Эта древняя хитрая технология основывалась на том, что колеса и ось соединялись до просыхания. После просушки фигурки колеса уменьшались в диаметре и прочно держались на своем месте.

Деревянные игрушки Нижегородской области

Новинские деревянные игрушки

Федосеевские и семёновские игрушки

В Семёновском районе Нижегородской области, известном своими ложкарями, игрушки стали делать позднее, но самобытно. Здесь сложились два основных направления игрушки: топорно-резная игрушка федосеевского типа («топорщина», «щепьё», федосеевские «балясы», т.е. забавы) и токарная мериновская игрушка, наиболее известное изделие этого типа – многоместная мериновская матрешка, послужившая основой для знаменитой на весь мир семеновской матрешки.

Деревянные игрушки Нижегородской области

Федосеевская игрушка
В деревне Федосеево (в 10 километрах от города Семенова) к концу XIX–началу XX вв. сложился самобытный промысел топорно-щепной игрушки, простой, но очень конструктивной по форме. У неё был незатейливыый, но яркий растительный орнамент.
Считается, что родоначальником этой игрушки был Яков Александрович Александров. Ловкими движениями топора и ножа он создавал игрушечные стульчики и диванчики, маленькие буфеты и всё это раскрашивал мелким цветочным узором анилиновыми красителями. Они были нестойкими и быстро выцветали, поэтому мастер упорно искал рецептуру, повышающую качество окраски, и нашёл: добавил в разведенный краситель столярного клея. Стойкость красок повысилась.
Из тесаных дощечек разного размера и лучинок-столбиков топором и ножом создавались эти чудесные поделки: мебель для кукол, лошадки с возами и без них, всадники, мельницы и карусели, саночки, каталки и др.
Роспись на изделия наносилась сначала гусиным пером, позднее –чернильным карандашом. Сначала игрушки были некрашеные, а затем их стали красить фуксином – получалось жёлтое поле. Узоры были простыми: розовые или красные цветы, зелёные листочки, чёрные или фиолетово-синие усики и завитки (вилюрки). Игрушка получалась весёлой, праздничной. Она пользовалась спросом.

Деревянные игрушки Нижегородской области

Считается, что ремесленники Семенова сделали свою особенную матрешку в 1924 г. С этого времени производство матрешек в Семеновском стиле постоянно развивается.
В чём же особенность семёновской матрёшки?
Семёновский стиль живописи матрешек был сформирован постепенно. В отличие от Сергиево-Посадского стиля росписи матрешек, семёновский стиль был более красочным и ярким. Художники Семенова раскрашивали матрешку анилиновыми красками, а затем покрывали лаком. И поныне прежде всего рисуют тонкой кистью контуры лица, глаза, губы, затем шарф на голове матрешки, юбку, фартук, рукава.
В основе композиции Семеновской матрешки – фартук, на котором рисуют букет красивых цветов. Художники используют в основном три цвета: красный, синий и желтый, из этих цветов делают различные комбинации раскраски платка, платья и фартука. 
Роспись каждой Семеновской матрешки является уникальной и оригинальной.

Деревянные игрушки Нижегородской области

Семеновская матрешка может состоять из множества матрёшек – до 15-20.
На фабрике художественной росписи в городе Семенове была сделана самая большая матрешка, состоящая из 72 штук!