Федоскинская миниатюрная живопись

  • Печать

Федоскинская миниатюрная живопись

Федоскинская миниатюрная живопись исполняется масляными красками в 3-4 слоя. Эту строгую последовательность стадий приёмов принято называть классической.

Темы росписи разнообразны: архитектура, жанровая сцена, натюрморт, пейзаж, портрет, сказочный сюжет.

Федоскинская миниатюрная живопись

Федоскинская роспись: архитектура
В настоящее время в России действуют 4 основные школы лаковой миниатюры: Федоскино в Московской области, Мстёра во Владимирской области, Хо’луй в Ивановской области и Палех в Ивановской области. Каждая школа художественной росписи имеет свои особенности: в Палехе, Мстёре и Холуе для росписи применяют яичную темперу, а в Федоскине – масляные краски. К тому же все школы лаковой миниатюры сформировались из иконописной традиции, а федоскинская – из светской.
Федоскинская миниатюрная живопись имеет две разновидности: письмо по-плотному и письмо по-сквозному. 

Письмо по-плотному

Крышка коробки зачищается пемзовым порошком. На матовую поверхность выдавливаются каплями из тюбика свинцовые белила, их разравнивают пристукиваниями ладони, а затем сглаживают большой беличьей кистью. Получается плотный белый грунт, похожий на отполированную кость. На просушенный грунт переводится рисунок миниатюры с тонкого листа бумаги или кальки. Затем приступают к живописи.

Федоскинская миниатюрная живопись

Федоскинская роспись: цветы и птица
Работа выполняется колонковыми кистями особой вязки. Краски на палитре (обычно стеклянной) размешиваются каплей льняного масла. Итак, сначала идёт подмалёвок. Он требует уверенной руки и быстроты исполнения, т.к. масляная краска быстро теряет эластичность. Этот первый слой живописи следует подсушить – естественным путём 2-3 дня, в сушильном шкафу – 3-4 часа. Затем он покрывается светлым лаком, просушивается в течение суток и зачищается порошком пемзы на влажной ткани. Подмалёвок протирается льняным маслом, а затем художник создает второй, более тонкий слой живописи – перемалёвок. В нем проявляются детали. Перемалёвок покрывается лаком, лакированная поверхность подвергается той же процедуре, что и подмалёвок. Затем идёт лессировка – изделие моделируется прозрачными красками, а после этого – бликовка (расставляют акценты, блики, углубляют тени).
После окончания бликовки изделие должно вызывать ощущение полной завершенности.

Письмо по-сквозному

Это письмо основано на свойствах лессировочных красок пропускать сквозь себя свет. Федоскинские миниатюристы применили подкладки под живопись, отражающие свет: алюминиевый грунт, золото, поталь (имитация золота), перламутр. Такой грунт готовится так: на прочищенную крышку коробки наносится тонкий слой светлого лака и выдерживается на воздухе до неполного высыхания; затем лаковая пленка присыпается алюминиевым порошком при помощи ватного тампона. Излишки порошка после высыхания лака смываются водой. Листовое сусальное золото или поталь может налепляться и на недосушенную лаковую плёнку. Перламутр внедряется особым способом.

Федоскинская миниатюрная живопись

Федоскинская роспись: сказочный сюжет
Световой луч, отраженный от блестящей поверхности, проходя вторично сквозь слой лессировочной краски, заставляет ее гореть и переливаться. Но традиционная федоскинская миниатюра может соединять оба приёма письма: по-плотному и по-сквозному.

Орнамент

Орнамент – не постоянная составляющая федоскинской миниатюры, она присутствует иногда. Орнамент бывает преимущественно растительным. Пишется лаком с подмешанными в него белилами по матовой поверхности коробки. Затем накладывается сусальное золото. Лишнее золото сбивается сухим ватным тампоном, а на чёрном лаке остаётся только рельефный золотой узор.

Приемы декорирования

Приёмы декора также разработаны в Федоскине. Их несколько. Например, шотландка. Шотландка – геометрический узор на черной лаковой поверхности небольших коробочек. Он получается путем нанесения рейсфедером жидкими красками пересечения прямых линий. Линии образуют сложную сетку, напоминающую шотландскую ткань.
Шотландка появилась ещё в лукутинском производстве в XIX в.

Федоскинская миниатюрная живопись

Игольница «Шотландка» (1962). Федоскино (мастер В.В. Корсаков)
Другой приём декорировки – цировка. Цировка – это узор из тонких волнистых линий, расходящихся волнообразно от центра коробочки. Цировка делается так: на первый слой черного непросохшего лака накладывается лист серебра, мельхиора или олова и остаётся для высыхания. Затем изделие покрывается ещё несколькими слоями чёрного лака. Затем мастер режет узор до металла штихелем с помощью лекала.
Существует несколько других способов декорировки, но в эти профессиональные особенности мы вникать не будем. Нам важно рассказать хотя бы в общих чертах о сложности этой кропотливой работы.
В Федоскине в период принадлежности фабрики Н.А. Лукутину научились имитировать малахитовый узор: в ложке размешивалась зелёная краска на скипидаре и масле, эта краска выливалась в сосуд с водой, при помешивании палочкой она образовывала на поверхности воды прихотливые разводы, напоминающие узоры на срезах малахитового камня. Изделие из папье-маше, покрытое по лаку темно-зеленым грунтом, на миг окунали в сосуд – плёнка прилипала к предмету, создавая на нем малахитовый узор.

Окончание работы

После работы над изделиями художников-миниатюристов они попадают в руки профессиональных лакировщиков и полировщиков. Предметы покрываются 3 слоями светлого масляного лака (обязательны просушка и прочистка каждого слоя). Затем изделие покрывается четвёртым слоем лака, шлифуется и полируется. После этого вставляется в петли металлический прутик, скрепляющий крышку с корпусом изделия.
И вот произведение искусства готово!

Федоскинская миниатюрная живопись