Хай-тек

Хай-тек

Для стиля хай-тек характерен прагматизм.

С точки зрения философии прагматизм представляет мысль в самом ясном виде. В искусстве прагматизм можно также понимать как простоту и ясность. Хай-тек называют новым поколением модернистов, но они не порывают с традициями европейской архитектуры. Произведения в стиле хай-тек очень функциональны, удобны, отличаются своеобразной красотой. Хай-тек – пик модернизма, его поэтическое завершение.

Хай-тек

Центр Джона Хэнкока в Чикаго (штат Иллинойс, США)
Стиль хай-тек ярче всего выразил себя в городской архитектуре. Основные особенности этого стиля – простота форм, неожиданный выбор материалов. Взяв своё начало в архитектуре, хай-тек быстро распространился в другие сферы культуры и жизнедеятельности.

Хай-тек

Станция метро Кандидплац (Мюнхен, Германия)
Стиль, предпочитающий минимализм и простоту форм, привлёк и производителей мебели. Мебельное производство в стиле хай-тек представлено кухонными гарнитурами, гостиными, гардеробными, прихожими и прочей мебелью, тяготеющей к минимализму.

Хай-тек

Кухня в стиле хай-тек 

Из истории стиля

Этот стиль возник в 1970-х годах. В 1980-х годах он уже получил широкое применение. Главными теоретиками и практиками хай-тека были англичане Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу и итальянец Ренцо Пиано.

Хай-тек

Факультет права в Кембриджском университете в Великобритании (1995). Архитектор Норман Фостер

Хай-тек

Европейский суд по правам человека (Страсбург). Архитектор Ричард Роджерс

Хай-тек

Информационный центр Reuters (Лондон). Архитектор Ричард Роджерс

Хай-тек

Здание в стиле хай-тек в Кёльне. Архитектор Ренцо Пиано
Одним из первых важных сооружений хай-тека считается Центр Помпиду в Париже (1977), который построили Ричард Роджерс и Ренцо Пиано.

Хай-тек

Центр Жоржа Помпиду
Центр Помпиду – Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. Это один из культовых туристических объектов французской столицы. Его открытие состоялось в 1977 г.
Стиль хай-тек, в котором был построен центр Жоржа Помпиду, сначала вызвал неоднозначные оценки современников. Многие парижане считали, что огромные своды металлических конструкций придают внешности центра непривлекательный вид и портят общий образ старинной части Парижа. Экстравагантное здание казалось похожим на нефтеперегонный завод. Но постепенно жители и гости Франции привыкли к виду культурного центра, и он стал одним из символов Парижа.
Здание представляет собой стеклянный параллелепипед очень больших размеров: длина 166 м, ширина 60 м и высота 42 м. Архитектурная оригинальность здания в том, что все технические конструкции (арматурные соединения, трубопроводы, лифты и эскалаторы) расположены снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади в 40 тыс. м². Арматурные соединения выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы – синим, водопроводные – зелёным, электропроводка – жёлтым, а эскалаторы и лифты – красным.
Центр Жоржа Помпиду представляет собой комплекс музеев, в который входят парижский Музей современного искусства, библиотека, институт исследования и координации акустики и музыки, выставочные и концертные залы. Здесь собрана огромная коллекция художественных произведений современного искусства.
В Англии здания в стиле хай-тек появились позже, только в 1980-1990-х годах – это здание компании Ллойдз.

Хай-тек

Здание компании Ллойдз (1986)
В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, который был против стиля хай-тек.
Впоследствии хай-тек стал престижным стилем, т.к. здания хай-тек очень дорогие. Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами».
Начиная с 1990-х годов развиваются стили био-тек и эко-тек. Они, в противоположность хай-теку, пытаются соединиться с природой, войти с ней в диалог, а не спорить. Родоначальники хай-тека являются родоначальниками и этих новых подвидов стиля: Норман Фостер и Ренцо Пиано.

Хай-тек

Лондонский «Огурец» (арх. Норман Фостер) называют манифестом био-тека
Концепция биоурбанистики предполагает прямое использование форм живой природы в архитектуре (в виде элементов природного ландшафта, живых растений).

Хай-тек

Национальный стадион (Пекин, Китай). Архитекторы Херцог и де Мёрон

Хай-тек

Художественный музей Милуоки (США). Архитектор Сантьяго Калатрава

Главные особенности стиля хай-тек

• Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
• Использование преимущественно прямых линий и форм.
• Широкое применение стекла, пластика, металла.
• Функциональные элементы здания (лифты, лестницы, системы вентиляции и др.) выносятся наружу здания.
• Децентрированное освещение, создающее эффект просторного помещения.
• Широко используется серебристо-металлический цвет.
• Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (что не свойственно био-теку).

Хай-тек в России

Стиль хай-тек используется и в России. Строительные кампании строят дома в этом стиле по индивидуальным проектам.

Хай-тек

Фасад здания в стиле хай-тек

Хай-тек

Офис «Бутон» в Центральном районе Новосибирска (Россия)
Хай-тек – это лёгкость, прозрачность и привлекательная манящая простота. Стекло, металл, инновационный пластик, частично камень и алюминий – всё это характерно для данного стиля.

Хай-тек

Салон «Мерседес» на Волгоградском проспекте (Москва)