Абстрактный экспрессионизм

Виллем де Кунинг «Композиция» (1955)

Этот творческий метод отличается тем, что художник спонтанно выражает состояние своего внутреннего мира, не используя при этом логику. По-другому можно сказать: это творчество подсознания.

Считается, что абстрактный экспрессионизм возник из абстрактного сюрреализма, под влиянием идей Андре Бретона. В 1950-х годах этот метод получил особое развитие в творчестве художников Джексона Поллока, Марка Ротко и Виллем де Кунинг. Обратимся к их творчеству. 

Пол Джексон Поллок (1912-1956)

Абстрактный экспрессионизм

Американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма. Его творчество оказало влияние на искусство второй половины XX в.
В свою очередь, на его творчество, особенно в ранний период, сильное влияние оказали работы мексиканских художников Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Затем Поллок знакомится с творчеством Пабло Пикассо и сюрреалистов, которые тоже оказали влияние на его художественное мировоззрение.

Абстрактный экспрессионизм
Д. Поллок «Мужчина и женщина» (1942)
В 1944 г. Поллок женится на американской художнице Ли Краснер, также работающей в стиле абстрактного экспрессионизма, они переезжают в Спрингс в Ист Хэмптон, здесь покупают двухэтажный фермерский дом с сараем рядом, в котором Поллок обустраивает мастерскую.

Абстрактный экспрессионизм

Ли Краснер «Оттепель» (1957)

Абстрактный экспрессионизм

Ли Краснер. Без названия (1969)
Поллок работал в своём особом стиле: холсты огромного размера он расстилал прямо на полу и разбрызгивал краску с кистей, не прикасаясь ими к поверхности. Художник называл этот метод «льющейся техникой». За это он получил кличку «Джек Разбрызгиватель». Эта техника впервые была использована им в 1947 г.

Абстрактный экспрессионизм

Так работал Д. Поллок
Картины Поллока пользовались огромным спросом у коллекционеров нового искусства.

Абстрактный экспрессионизм

Д. Поллок «Волчица» (1943)
Художник погиб в 1956 г. в автокатастрофе в возрасте 44 лет, будучи за рулём в нетрезвом состоянии.

Критики о творчестве Д. Поллока

Критики не единодушны в оценке творчества художника. Гарольд Розенберг говорил: то, что появляется на холсте Поллока, – это не изображение, а случай. Телодвижения Поллока вокруг холста – это телодвижения освобождения от ценностей: политических, эстетических, моральных.
Крейг Браун и некоторые другие критики были поражены тем, что «эти обои» могут иметь какое-то отношение к истории искусства и могут встать рядом с работами Джотто, Тициана и Веласкеса.
Заголовок «Рейнольдс Ньюс» в 1959 г. гласил: «Это не искусство – это шутка, причём дурного вкуса».
Сальвадор Дали так охарактеризовал его в своём «Дневнике гения»: «Поллок: Марсельеза абстрактного. Романтик праздников и фейерверков, как первый ташист-сенсуалист Монтичелли. Он не так плох, как Тёрнер. Ведь он ещё большее ничто».

Марк Ро́тко (Ма́ркус Я́ковлевич Ротко́вич, 1903-1970)

Абстрактный экспрессионизм

Американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля. Родился и вырос в еврейской семье в г. Двинске Витебской губернии (ныне Даугавпилс, Латвия). Вместе с семьёй эмигрировал в США в 1913 г. Псевдоним Марк Ротко взял в 1940 г.
Рисовать начал в 1923 г. Был учеником американского художника-модерниста Мильтона Эвери. На первой персональной выставке в Нью-Йорке Ротко выставил 15 полотен, написанных маслом, в основном это были портреты, а также рисунки и акварели. Критиков заинтересовали работы Ротко с цветовыми полями.
Стиль Ротко уже постепенно изменялся, он приближался к знаменитым работам зрелого периода.
Ротко считал, что модернист, как ребенок и человек примитивной культуры, повлиявшей на него, должен в идеальной и оптимальной работе выразить внутреннее ощущение формы без вмешательства разума. Это физический и эмоциональный, не интеллектуальный опыт. Ротко стал использовать цветовые поля в своих акварелях и городских ландшафтах, предмет и форма в его работах теряют смысловую нагрузку. Он сознательно стремился имитировать детские рисунки. C 1929 г. более 20 лет он обучал детей в Еврейском центре Бруклина.

Абстрактный экспрессионизм

Марк Ротко. № 1 (Королевский красный и голубой), 1954 г. Холст, масло. 288,9 × 171,5 см. Частная коллекция
К началу 1950-х годов он ещё более упростил структуру своих картин, создав серию «мультиформы» – картин, состоящих из нескольких цветовых плоскостей. Сам художник формулировал свою задачу как «простое выражение сложной мысли». Эти работы уже тогда прославили его: прямоугольные полотна большого размера с парящими в пространстве цветовыми плоскостями живописи «цветового поля».

Абстрактный экспрессионизм

Марк Ротко. Белый центр (жёлтое, розовое и лиловое на розовом), 1950 г. Холст, масло. 205,8 × 141 см. Королевская семья Катара
Он говорил: «Не следует считать мои картины абстрактными. У меня нет намерения создавать или акцентировать формальное соотношение цвета и места. Я отказываюсь от естественного изображения только для того, чтобы усилить выражение темы, заключенной в названии». Но большая часть его абстрактных полотен не имели названия.

Абстрактный экспрессионизм

Марк Ротко. Чёрный на тёмно-красном, 1957 г. Холст, масло. 276,2 × 136,5 см. Частная коллекция
Воздержимся от комментариев по поводу художественной ценности картин художника. Скажем только, что в денежном эквиваленте их цена огромна. Например, эта картина продана в 2000 г. в частную коллекцию за 3 306 000 долларов.

Виллем де Кунинг (1904-1997)

Абстрактный экспрессионизм

Нидерландский художник и скульптор второй половины XX в., один из лидеров абстрактного экспрессионизма. Уроженец Роттердама. Учился в роттердамской Академии искусств и ремёсел. С 1926 г. жил и работал в Нью-Йорке.
На его творчество оказали влияние работы Пикассо, Миро. В 1950-е гг. де Кунинг разрабатывает так называемые «фигуративные абстракции».

Абстрактный экспрессионизм

Виллем де Кунинг «Композиция» (1955). Музей Гуггенгейма (Нью-Йорк)
В начале 1950 гг. Виллема де Кунинга считают наиболее важным представителем обновлённой американской живописи. Но его творчество, вызывающее энтузиазм критики, очень часто шокирует простую публику.

Абстрактный экспрессионизм

Виллем де Кунинг «Женщина I» (1952)
В Европе же творчество де Кунинга было принято довольно холодно и даже с предвзятостью.

Абстрактный экспрессионизм

Виллем де Кунинг «Женщина III» (1953). Холст, масло. 172,7 × 123,2 см. Частная коллекция
Миллионер Стивен Коэн купил эту картину за 137,5 миллионов долларов. Больше, пожалуй, о ней сказать нечего.
В конце 60-х гг. XX в. де Кунинг совершает большое путешествие, побывав в Париже, Японии, Италии. Результат путешествия – новые картины.

Абстрактный экспрессионизм

Виллем де Кунинг «Дверь в реку»
Многие скульптурные работы де Кунинга находятся на его родине – в Роттердаме.

Абстрактный экспрессионизм

Виллем де Кунинг. Лежащая фигура (Роттердам, Нидерланды)

Абстрактный экспрессионизм

Виллем де Кунинг. Сидящая женщина (Роттердам, Нидерланды)

Ташизм

Ташизм считается одной из форм абстрактного экспрессионизма. Это течение в западноевропейском абстракционизме 1940-х-60-х годов. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана. От абстрактного экспрессионизма ташизм фактически отличается только временем появления, географией распространения и персональным составом.

Абстрактный экспрессионизм

Картина Жоржа Матьё (ташизм)