Романский стиль

Витраж Йоркского собора (Англия). Иоанн Богослов

Романский стиль сыграл важную роль для перехода к искусству готики, более высокой ступени средневековой художественной культуры.

Ярче всего этот стиль проявил себя в монументальной скульптуре, фресковой живописи и особенно в архитектуре.

О термине и периодике

Что касается периодики, то хронологические рамки преобладания романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают. Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в.
Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля. Он отражает объективно существовавший этап в истории средневекового европейского искусства. Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой».
Романский стиль делят на ранний (XI в.) и зрелый (XII в.).

Архитектура

Романский стиль

Церковь св. Якоба в Регенсбурге (Германия)
Архитектура была ведущим видом романского искусства. Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору. В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками. Городская архитектура в этот период не получила широкого развития.
Основной материал для романских построек – местный камень. Камни отёсывались, причём различными мастерами, поэтому в средневековом искусстве редко встречаются две совершенно одинаковые детали. Отёсанный камень укладывался на место на растворе.
Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окружённый открытыми колоннадами. Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.
Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма. Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение.

Романский стиль

Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храма
Внешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды). Главное достоинство романского зодчества – суровая правдивость и ясность архитектурных форм.
Здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу – это также придавало ему основательности. Массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами несли в себе оборонительное назначение.
Портал – архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения. Портал имел и психологическую функцию: усилить впечатление, выделить, увеличить и преувеличить вход в здание.

Романский стиль

Центральный и два боковых портала Собора Парижской Божьей Матери
Другие особенности архитектуры романского собора:
• Увеличение хора (восточной алтарной части храма)
• Увеличение высоты храма
• Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).
• Тяжёлые своды требовали мощных стен и колонн.
• Основной мотив интерьера — полуциркульные арки

Романский стиль

Римский мост с полуциркульными арками (Алькантара, Испания)
Вся конструкция состояла из сложенных отдельных квадратных ячеек – травей.
Давайте рассмотрим одно из зданий романской архитектуры.

Церковь Богородицы (Дания, город Калуннборг)

Романский стиль

Это крепостная церковь на северо-западе острова Зеландия, главная достопримечательность города и всего региона. Она возвышается на высоком холме над гаванью и издалека привлекает внимание.
Точная дата основания церкви неизвестна. Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг. в честь обращения области в христианство.
Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании; одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный.
Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича, имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые. Центральная башня поддерживается четырьмя гранитными колоннами, обеспечивающими дополнительную прочность. Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абси́да – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом).

Романский стиль

Абсида
Такая 5-башенная конструкция уникальна для Западной Европы, т.к. она более распространена в православной архитектуре.
Церковь похожа на крепость, это объясняется не только соображениями фортификации. Предположительно, 5 башен церкви символизируют идею Небесного Иерусалима, который в средние века представлялся как укреплённый город с пятью башнями.
Первоначально интерьер церкви Богородицы был украшен настенной росписью (фресками). Два колокола: самый старый из них 1502 г., самый молодой отлит в 1938 г.

Романский стиль

Пизанский собор и башня (Италия)
Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св. Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др.

Скульптура

Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада. Сюжеты: религиозные, символические образы Вселенной во всем её величии.
Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда.

Романский стиль

Тимпан Страсбургского собора (Франция)
Рельефами на фасаде украшались также колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.
Довольно часто в скульптурных украшениях использовалась фигура повесившегося Иуды Искариота – надо понимать, в качестве назидания. Помогали ему в повешении бесы.

Романский стиль

Иуда Искариот и бесы
Вообще, романская скульптура сильно тяготела к метафорам. Например, вокруг верхней стенки алтаря в аббатстве д'Артуа (Ланды, Франция) имеются маленькие фигурки, изображающие страсть, несдержанность и варварских обезьян – символ человеческой испорченности.

Романский стиль

Другие виды скульптуры

Изделия из драгоценных материалов ценились очень высоко. Многие из них сохранились: оссуарии для хранения мощей, фасады алтарей, а также некоторые светские предметы знати: зеркальца, ювелирные изделия, застежки.

Романский стиль

Бронзовый глостерский подсвечник XII в.
Образцом хорошо сохранившихся миниатюрных изделий из слоновой кости являются шахматы с острова Льюис.

Романский стиль

Шахматы с острова Льюис
Большинство из них сделаны из моржового клыка, а остальные – из китового зуба. Они были обнаружены в 1831 г. на шотландском острове Льюис (Внешние Гебриды). В настоящее время 11 шахматных фигур находятся в Национальном музее Шотландии, остальные – в Британском музее.
Другими артефактами являются посохи иерахов, декоративные тарелки, наперсные кресты и др. объекты.

Живопись

Живописные изображения романской композиции располагаются в пространстве, лишенном глубины; расстояния между ними не ощущаются. Размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: например, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; а те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам. Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам).
Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер. В основном в искусстве романского периода господствует любовь ко всему фантастическому, часто сумрачному, чудовищному, в частности, нередко изображаются сцены из Апокалипсиса.
В монументальной живописи фреска преобладала всюду, за исключением Италии, где больше сохранялись и традиции мозаики.
Широкое распространение получила книжная миниатюра, отличавшаяся высокими декоративными качествами.

Романский стиль

«Страница Моргана» из Винчестерской Библии 1160-1175 гг. Сцены из жизни Давида
В романский период было очень популярным орнаментальное искусство.
Живописные композиции (в основном повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых) изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях фигуры стилизованы и плоски, поэтому они воспринимаются как символы, а не как реалистические изображения.

Романский стиль

Каталонская фреска

Витражи

Витражи получили набольшее распространение в готике, но были популярны уже в романском стиле. Самые древние из известных на сегодняшний день фрагментов средневековых живописных витражей сделаны в X в. Самыми ранними полностью сохранившимися рисунками являются изображения пяти пророков в окнах собора в Аугсбурге, датированные концом XI в. В соборах Ле-Мана, Кентербери, Шартра и Сен-Дени сохранилась часть витражей XII в.

Романский стиль

Фрагмент витража Шартрского собора
Самое раннее датированное английское стекло – это витраж древа Иессея из Йоркского собора 1154 г., который был заимствован из предыдущей (разрушенной) постройки.

Романский стиль

Витраж древа Иессея в Йоркском соборе