Постимпрессионизм

Картина Люсьена Писсарро

Термин «постимпрессионизм» объясняется латинским словом post – «после», т.е. это те направления в искусстве, которые возникли во второй половине 1980-х годов и пришли на смену импрессионизму. 

В середине 1880-х годов состоялась последняя выставка импрессионистов – это и было начало постимпрессионизма. В 1886 г. поэт Жан Мореас опубликовал «Манифест символизма». Он декларировал неприятие и эстетики импрессионизма, и эстетики реализма. Новые (в отношении предыдущих) течения в искусстве объединяла готовность передавать в картинах не сиюминутную (как в импрессионизме), не зримую действительность (как в реализме), но длительные состояния жизни (материальные и духовные). Хотя, как мы уже говорили в статье «Реализм», импрессионизм тоже является реализмом, потому что художники импрессионисты изображали реальную природу, но только такой, какой они видели её в данный момент. Идеология постимпрессионизма – выражение чувств.
Поиски нового стиля шли различными путями: через пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм (Поль Гоген и группа «Наби» – Морис Дени, Поль Серюзье, Эдуард Вюйар, Пьер Боннар и др.), конструктивизм (Поль Сезанн), экспрессионизм (Ван Гог) и другие направления – всё это было постимпрессионизмом.
Эти разные творческие системы и техники объединялись, по существу, лишь тем, что отталкивались от импрессионизма. И понятно, что смена художественного стиля не происходит одномоментно. Этот процесс растягивается во времени, и некоторое время старое и новое направления сосуществуют.
Почему вообще происходит смена стилей в искусстве? Здесь много причин: общественно-политические, философские, а также желание художников найти новые методы и выразительные средства, более созвучные той эпохе, в которой они жили. Но хотя постимпрессионисты пошли дальше импрессионистов в отрицании догм, форм, канонов академического искусства, эти два направления неотделимы друг от друга.
К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек. 

Постимпрессионизм

Анри де Тулуз-Лотрек «Диван»

Винсент Ван Гог (1853-1890)

Постимпрессионизм

Винсент Ван Гог «Автопортрет» (1889)

Нидерландский художник-постимпрессионист. Жизнь и творчество Ван Гога – тяжёлый путь человека, несущего бремя своего таланта и своей болезни.

Арсений Тарковский
***
Пускай меня простит Винсент Ван Гог
За то, что я помочь ему не мог,
За то, что я травы ему под ноги
Не постелил на выжженной дороге,
За то, что я не развязал шнурков
Его крестьянских пыльных башмаков,
За то, что в зной не дал ему напиться,
Не помешал в больнице застрелиться.
Стою себе, а надо мной навис
Закрученный, как пламя, кипарис.
Лимоннный крон и темно-голубое, -
Без них не стал бы я самим собою;
Унизил бы я собственную речь,
Когда б чужую ношу сбросил с плеч.
А эта грубость ангела, с какою
Он свой мазок роднит с моей строкою,
Ведет и вас через его зрачок
Туда, где дышит звездами Ван Гог.
1958

Постимпрессионизм

Винсент Ван Гог «Пшеничное поле с воронами» (1890)

Поль Гоген (1848-1903)  Постимпрессионизм

Французский художник, крупнейший представитель постимпрессионизма. Ранний период его творчества связан с импрессионизмом. 
Испытывал с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считал цивилизацию «болезнью». Он хотел «слиться с природой», и в 1891 г. уехал на Таити (остров во Французской Полинезии), где проживал в Папеэте, создав там 80 полотен. После кратковременного (1893-1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию: сначала на Таити, а с 1901 г. на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и интенсивно работает: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. На этом острове он и умирает. Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами.
Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 г. в Париже было выставлено 227 его работ.

Постимпрессионизм

Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» (1897-1898)

Поль Сезанн (1839-1906)

Постимпрессионизм

Поль Сезанн «Автопортрет» (1875)
Французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма.
Получил хорошее общее образование, но в детстве способностей к живописи не проявлял. Его талант раскрылся позже. Произведения Сезанна открывают внутреннюю жизнь художника, наполненную внутренней энергией притяжения и отталкивания. Фанатично трудился над своими картинами. Под влиянием К. Писсарро увлёкся пейзажами. Но его пейзажи, в отличие от пейзажей Писсарро, составляют единое живописное поле, а не разные планы, как у Писсарро. В его пейзажах почти нет абсолютно прямых линий.

Постимпрессионизм

П. Сезанн «Гора Сент-Виктуар». 1902-1904 гг. Филадельфийский музей искусств
Сезанн пытался ценой титанических усилий примирить классику и современность, Пуссена и природу, законы большого стиля и право на индивидуальный выбор. Сезанн верил, что в основе бытия лежит порядок, а не хаос, и творческая сила всё упорядочивает, выстраивая из хаоса гармонию. Он отрицательно относился к живописи многих своих современников-новаторов: Гогена, Ван Гога, Сёра и др., потому что видел в их работах перевес индивидуального над поиском основных законов его реального существования, которые должна была выразить живопись. Работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».
Но в итоге именно Сезанн стал родоначальником новых форм в европейском искусстве. Сезанн стремился и смог соединить в своём творчестве две ведущие французские традиции: классицизм и романтизм, интеллект и страсть, уравновешенность и порыв, гармонию и кипение чувств. Работы художника многомерны, каждый может взять для себя из работ Сезанна то, что хочет, а не то, что диктовал раньше художественный канон.

Постимпрессионизм

П. Сезанн «Пьеро и Арлекин» («Масленица»), 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва)
Именно поэтому творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. «Работать, ни на кого не оглядываясь, и набирать силу – вот в чем цель художника. А на все прочее – наплевать!» (П. Сезанн)

Направления в постимпрессионизме

К постимпрессионизму относят как отдельных художников (П. Сезанн, П. Ван Гог, А. Тулуз-Лотрек и др.), так и целые направления (Понт-авенская школа, «Наби», интимизм, пуантилизм, клуазонизм, синтетизм и др.
Расскажем об одном из них.

Пуантилизм (дивизионизм)

Термин произошёл от французского слова point – точка. В основе этого направления лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. При просмотре увеличивайте картинки.

Постимпрессионизм

Камиль Писсарро «Крестьянский дом»

Постимпрессионизм

Пауль Баум «Крестьянский двор» (1890)

Постимпрессионизм

Альберт Дюбуа-Пилле «Банки на Марне на рассвете»
Возникновение пуантилизма связывают обычно художником Жоржа Сёра, который увлекался теорией цвета. Первая картина «Воскресный день...», выполненная в манере пуантилизма, экспонировалась на последней выставке импрессионистов в 1886 г.

Постимпрессионизм

Ж. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» «1884-1886). Институт искусств (Чикаго)

Жорж-Пьер Сёра (1859-1891)

Постимпрессионизм

Его живопись была отклонена Парижским салоном, он начал искать свой стиль – так им был изобретён пуантилизм. Этот метод рассчитан на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии.

Постимпрессионизм

Ж. Сёра «Речной пейзаж с лодкой»

Поль Синьяк (1863-1935)

Постимпрессионизм

Начал писать картины под влиянием импрессионистов. Познакомившись в 1884 г. с Жоржем Сёра, начинает вместе с ним разработку живописной техники пуантилизма. Он стал классиком французской живописи ещё при жизни.

Постимпрессионизм

Поль Синьяк «Гавань в Марселе» (1906). Эрмитаж

Камиль Писсарро (1830-1903)

Постимпрессионизм

Камиль Писсарро «Автопортрет» (1873)
Камиля Писсарро считают одним из первых художников-импрессионистов. Он выработал многие принципы, лёгшие в основу этого стиля живописи. Творческая дружба многие годы связывала Писсарро с другими художниками-импрессионистами: Э. Дега, П. Сезанном и П. Гогеном. К. Писсарро – единственный участник всех 8 выставок импрессионистов.

Постимпрессионизм

Камиль Писсарро «Уборка сена» (1887)
Познакомившись с Жорж-Пьером Сёра, Писсарро увлёкся техникой пуантилизма. Постепенно этот метод исчерпал себя и перестал приносить ему художественное удовлетворение. И тогда Писсарро вернулся к своей обычной манере.
Его сын, Люсьен Писсарро (1863-1944), продолжил творческую традицию отца: он писал и в стиле импрессионизма, и в стиле постимпрессионизма.

Постимпрессионизм

Картина Люсьена Писсарро

Постимпрессионизм

Картина Люсьена Писсарро
Методика пуантилизма существовала и в музыке – точечная музыка. Хрестоматийным примером пуантилизма в музыке считаются некоторые сочинения А. Веберна (например, II часть «Вариаций для фортепиано, op. 27; начало «Вариаций для оркестра», op. 30), а древнейшим его «предвосхищением» – средневековый гокет, где мелодия рассекается на фрагменты, исполняемые по очереди разными певцами.
«Точечная фактура» нередко используется в целях музыкальной изобразительности. Её использовал Д.Д. Шостакович в опере «Нос», А.Г. Шнитке в «Pianissimo», написанной по мотивам рассказа Ф. Кафки, в этом произведении с помощью пуантилизма изображается аппарат для изощрённой казни иглами.