Минимализм

Сол Ле Витт «Открытый модульный куб» (1966)

Минимализм (Минимал арт) – художественное течение, возникшее в Нью-Йорке в 1960-х годах. 

Искусство минимал арта обычно включает в себя геометрические формы, повторяемость, монохромность, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления. Основные установки минимализма: отказ от эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления произведения. «Ты видишь то, что ты видишь» (Фрэнк Стелла), – ничего более. Домысливание в минимализме не предполагается. Следовательно – это безраздельное господство формы, чистый формализм. Содержание исключается как нечто лишнее и мешающее работе формы. Ещё проще минимализм можно охарактеризовать так: «Минимализм изображает «ничего».

Минимализм

Сол Ле Витт. Стенная роспись

Минимализм

Сол Ле Витт. Стенная роспись
Но хотя интеллектуальное осмысление в минимализме не предполагается, в этом течении преобладает символика цвета, пятна и линий. И это неизбежно сближает минимализм с символизмом, а также с абстрактным экспрессионизмом и концептуализмом, в который он плавно переходит во многих работах минималистов. Например, в творчестве Сола Ле Витта (1928-2007).

Минимализм

Сол Ле Витт «Открытый модульный куб» (1966)
Концептуальные произведения Сола Ле Витта, базирующиеся на идее куба, повернули развитие творчества художника от минимализма к концептуальному направлению. Из области минимализма он перемещается в область концептуализма, смещая свое внимание от формы к идее.

Минимализм

Сол Ле Витт
На Ле Витта оказали сильное влияние русские авангардисты и конструктивисты. Считается, что как художник Сол Ле Витт вышел из «Черного квадрата» Малевича. Ле Витт называл куб своей «базовой единицей». Он то усекал его грани, превращая куб в решетку, то множил кубы, создавая хаос. Художник экспериментировал с формой и цветами объектов, работая с простыми геометрическими фигурами, преимущественно в монохромной технике. На более поздних этапах творчества Ле Витт создавал скульптуры и графические серии, делал настенные росписи. Работы художника находятся в крупнейших собраниях современного искусства.
Минимализм проявил себя в различных видах искусства: в живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне.

Минимализм

Картина в стиле минимализма

Минимализм

Картина в стиле минимализма
Представители минимализма: Карл Андре, Дэн Флавин, Сол Ле Витт, Дональд Джадд, Роберт Моррис, а также иногда причисляемый к ним Фрэнк Стелла. 

Карл Андре (р. 1935)

Американский художник и скульптор. Характерные черты скульптуры Андре: использование промышленных материалов, модульных единиц, артикуляция трёхмерности. Андре стремился свести скульптуру к базовым формам: квадраты, кубы, линии и диаграммы. Его композиции лежат где-то между бытием идей и тестированием границ физического присутствия.

Минимализм

К. Андре «Осень»

Минимализм

К. Андре. Композиция из кирпичей «Equivalent VIII». Эта работа стала центром полемики в Британии о современном искусстве.

Минимализм

А вот эта работа (автор неизвестен) в стиле минимализма изображает жизнь и смерть. Жёлтый цвет символизирует жизнь, зелёный – природу, чёрный – эгоизм, красный и синий – смерть.

Дональд Джадд (1928-1994)

Американский скульптор и искусствовед. Он известен как один из ключевых представителей минимализма.
Сначала (в конце 1940-1950-х годов) он работал как живописец. Затем начал добавлять трёхмерные элементы на поверхность своих работ, создавая рельефы, а затем перешёл к полностью автономным структурам, которые он называл «конкретными объектами».
Поначалу Джадд работал в дереве, промышленно изготовленные металлические ящики появились в конце 1960-х. В начале 1970-х его работы приняли форму инсталляций, Джадд начал выставлять работы на открытом пространстве. В это же время он переехал в Техас, где превратил военную базу в личную студию. Используя промышленные материалы для создания абстрактных произведений, которые подчеркивают чистоту цвета, формы, пространства и материалы, Джадд описывал собственную работу как «простое выражение сложной мысли».
Он заложил новые основы в исследовании объема, интервала, пространства и цвета; отверг традиционные формы и средства, используя промышленные материалы: оргстекло, листовой металл и фанера, а с середины 1960-х его работы производились промышленным способом. Концентрируясь на объеме, наличии структуры и пространстве вокруг, работы Джадда обращают внимание на взаимосвязь между объектом, зрителем и окружением. Эта взаимосвязь стала центральной темой творчества Джадда.

Минимализм

Дональд Джадд. Без названия (1988-1991). CONCRETA в музее Израиля Художественный сад.

Другие работы минималистов:

Минимализм

Желоб в Дрездене

Минимализм

Вариации из блоков

Минимализм

Роберт Моррис «Бронзовый ворота» (2005). Работа из стали. Она расположена в саду павильона диализа в больнице Пистойя (Италия)
Минимализм в архитектуре предполагает исключение декора и украшения. Расцвет минимализма произошёл в 60-е годы XX в. Новую популярность минимализм обрел на рубеже XX-XXI вв. Сейчас стиль минимализм – одно из самых востребованных архитектурных направлений.

Минимализм

Дом в стиле минимализма (Эрфурт)
Минимализм в дизайне характеризуется лаконичностью выразительных средств, простотой, точностью и ясностью композиции. Минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм, нейтральных цветов (чёрный, серый) и малых объёмов. Истоки минимализма в дизайне – в конструктивизме и функционализме.
Интерьер в стиле минимализма подразумевает:
• Пространственную свободу: малое количество мебели и аксессуаров.
• Многоуровневое освещение.
• Светлую цветовую палитру, основанную на игре полутонов, много белого цвета, подчёркнутого чёрным или серым. Палитру дополняют естественные тона дерева, кирпича, металла, блеск стекла.
• Простые природные отделочные материалы, часто необработанные, с грубой фактурой: кирпич, бетон, дерево или штукатурка.
• Простые формы и линии, практически отсутствие декора на окнах и стенах.
• Никакого декора, никакого орнамента.

Минимализм

Декор кухни в стиле минимализма

Минимализм

Наото Фукасава

Одной из самых популярных разновидностей минимализма является японский минимализм.
Здесь часто используют перегородки-ширмы, тканевые или деревянные жалюзи, соломенные циновки и лаконичные аксессуары: букеты-икебаны, статуэтки, скульптура. Многоуровневое освещение производится с помощью цвета пола, полупрозрачной ткани или стекла раздвижных перегородок с матовым стеклом, с помощью подсветки в стенах, полу или потолке. Светильников обычно не видно или они просты по форме. Также органично выглядят бамбук, абажуры из рисовой бумаги и включения камня.
Стеклянные полки стеллажей, стеклянные столешницы и двери шкафов как бы растворяются в воздухе, не занимая пространства. Никаких безделушек, аксессуаров очень мало. Жалюзи или занавеси на окнах полупрозрачны, почти незаметны. Светлые матовые стены могут быть украшены небольшим количеством японской графики в тонких простых рамах. Ещё один необходимый атрибут такого интерьера — неглазурованная, вылепленная от руки японская керамика.
 Наото Фукасава (р. 1956) – японский индустриальный дизайнер-минималист.
Самым известным проектом Наото Фукасава считают дизайн проигрывателя компакт-дисков для компании MUJI. Этот проигрыватель компакт-дисков имитирует настенный вентилятор, в котором на виду вращается диск. Единственный динамик встроен в корпус, а крышка отсутствует. Шнур питания просто свисает, действуя также в качестве выключателя: достаточно потянуть за него, чтобы включить музыку.

Минимализм

Книжный шкаф «Shelf» и диван «Cloud». Дизайн Наото Фукасава

Минимализм

Джонатан Айв (р. 1967) – англо-американский дизайнер, директор по дизайну (CDO) компании Apple. Известен как дизайнер iMac, алюминиевых и титановых PowerBook G4, MacBook, MacBook Pro (Unibodi), iPod, iPhone, iPad.

Минимализм

iPhone 4
Интересно высказывание Д. Айва о стремлении к простоте, частично это высказывание помогает понять суть минимализма: «Почему мы считаем, что простота – это хорошо? Потому что, когда мы имеем дело с предметами, нам важно чувствовать, что мы управляем ими. Упорядочивая хаос, вы находите способ подчинить себе предмет. Простота – это не только наглядный стиль. Это не минимализм или отсутствие беспорядка. Чтобы достичь простоты, необходимо прорыть туннель в недрах сложности. Чтобы быть по-настоящему простым, нужно добраться до самой глубины. К примеру, если вам не хватает каких-нибудь винтиков, вы рискуете создать нечто чрезмерно сложное и запутанное. Но куда лучше сосредоточиться на простоте, познать её, разобраться, из чего она состоит. Чтобы избавиться от второстепенного, нужно проникнуть в суть предмета».
Минимализм в моде провозглашает те же принципы, что и дизайн вообще: «Ничего лишнего!». Черты минимализма в моде:
• минимум деталей, отделок, украшений, меха;
• цвета монохромные или спокойные (чаще всего пастельных оттенков). Используются всего два достаточно спокойных оттенка (красный и серый, тёмный синий и блеклый жёлтый, бежевый и травянисто-зелёный);
• простые формы, чёткие силуэты, отсутствие видимых застёжек и пуговиц, простой и качественный крой пояса.

Минимализм

Минимализм в одежде больше всего присущ скандинавским, бельгийским, английским модельерам.
Барбара Роуз (р. 1938), американский историк искусства и художественный критик, считает, что минимал арт является одновременно и трансцендентным (принципиально недоступным опытному познанию или не основанном на опыте), и негативным: «Искусство (минимал арт), очевидно, является негативным искусством отрицания и отречения. Такой длительный аскетизм обычно свойственен размышляющим или мистикам... Как и мистики, эти художники в своих работах отрицают эго и индивидуальность в попытке пробудить полугипнотическое состояние чистого бессознательного».

История минимализма

Считается, что минимализм стал продолжением фумизма (фюмизма). Фумизм – условно-декадентское течение в парижском искусстве, существовавшее с конца 70-х годов XIX в. до первой четверти XX в. Или же можно сказать наоборот: фумизм – предтеча минимализма. Основателями и идейными вдохновителями течения были Эмиль Гудо (поэт, писатель, чиновник министерства финансов и основатель «Общества Гидропатов»), а также Альфонс Алле (французский журналист, эксцентричный писатель и чёрный юморист, известный своим острым языком и мрачными абсурдистскими выходками). В краткой форме фумизм можно охарактеризовать как «искусство пускать дым в глаза», – практически, то же самое, что дадаизм, только на сорок лет раньше.
Термин «фумизм» образован из существительного fumée (фр.) – дым. Это философский термин, обозначающий отношение человека к миру, самому себе, а также к искусству. Новое отношение выражалось в намеренном осмеянии и высмеивании всего и вся без каких бы то ни было ограничений и запретов, посрамлении обыденного скудоумия и бюргерского сознания. Чем непонятнее и абсурднее, чем сильнее недоумение, тем лучше и выше результат – таков был идейный девиз фумистов.
Какие свойства должнó иметь эстетическое течение (или стиль), основа которого – «дым»? «Толковый словарь» Ожегова одно толкование этого слова: «дым – летучие продукты горения с мелкими частицами угля». Устойчивые выражения: «Густой дым. Нет дыма без огня. Дым коромыслом. Поругаться в дым. Дымовая завеса». Но во французском языке слово fumée и производные от него, а также созвучные имеют больше значений: собственно дым и курение, печники, трубочисты, болтуны, лжецы, пустомели.

Минимализм

Альфонс Алле «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью» (1882)
Исходя из этого, можно сказать следующее: как пускается дым в глаза, так розыгрыши и глумления распространились по всему Парижу, а затем и дальше в форме фумизма. А из фумизма вышел дадаизм и в дальнейшем сюрреализм.