Орфизм

Картина Ф. Купки

Орфизм – течение в европейской живописи 1910-х годов. 

Орфизм повлиял и на русскую живопись в 1913-1914 гг. Это течение было близко к кубизму

Значение термина

Очевидно, что термин произошёл от имени древнегреческого мифологического певца Орфея. Что, казалось бы, могло быть общего у живописи начала XX в. с мифологическим певцом? 
Автор термина – французский поэт Гийом Аполлинер. В основном этот термин относился к творчеству Робера Делоне, о котором Аполлинер говорил в лекции о современной живописи в октябре 1912 г. Именно Р. Делоне считают одним из основоположников нового стиля (вместе с его женой Соней Терк-Делоне), который Аполлинер назвал «орфизмом». Что же всё-таки было общего у Орфея и Делоне? Скорее всего, здесь связь чисто ассоциативная: абстрактное искусство Делоне казалось Аполлинеру столь же музыкальным, гармоничным и искренним, как и пение Орфея.
Но первоначально этот новый стиль, найденный Робером и Соней Делоне, назвали принципом симультанизма (одновременности). Этот стиль выражал динамику движения, тонкость цветовых созвучий, он основан на подчеркивании цветовых эффектов и динамики, скрытой в цветовых сочетаниях.

Орфизм

Р. Делоне «Автопортрет» (1905-1906)

Робер Делоне (1885-1941)

Французский художник, один из основоположников орфизма (симультанизма).
Начинал творческую деятельность под влиянием постимпрессионистов, прежде всего Сезанна. С 1912 г. вместе со своей женой Соней Терк-Делоне пришёл от кубизма к своеобразной манере абстрактной живописи, которую Аполлинер и назвал орфизмом. Был близок к объединению «Синий всадник», основанному в декабре 1911 г. в Мюнхене В. Кандинским и Ф. Марком, переписывался с Кандинским и Маке (также участником этого объединения). Р. Делоне является автором теоретических работ о живописи.

Орфизм

Р. Делоне «Радуга» (1913)

Орфизм

Р. Делоне «Пейзаж со стогами» (1905)

Орфизм

Р. Делоне «Одновременные окна в городе» (1912)

Соня Терк-Делоне (1885-1979)

Орфизм

Французская художница-абстракционистка еврейского происхождения (родилась на Украине).
Живописным языком концентрических «солнечных кругов» в этом стиле она изображала современную жизнь. Ей хотелось воплотить эти вибрирующие узоры в ткани. Она создавала платья в духе сюрреализма и театральные декорации для балета Сергея Дягилева, была дизайнером, работала не только в области интерьеров, но занималась даже тюнингом автомобилей, создавала модели одежды и обуви, ковры, иллюстрировала книги.

Орфизм

Соня Терк-Делоне «В магазине игрушек» (1915)
В 1942 г. она открыла «Симультанистский бутик», который вошёл в состав Международной выставки декоративных искусств в Париже. Там демонстрировались модели с крупными и броскими цветовыми узорами, рассчитанными на сочетание с аналогичными декоративными ритмами модных интерьеров.

Орфизм

Но орфизм был локальным, недолго существовавшим течением в живописи. Последователи четы Делоне были немногочисленны: Франтишек Купка, Фернан Леже, Франсис Пикабиа, Владимир Баранов-Россине, Морган Рассел.

Орфизм

Ф. Купка «Фуга в двух цветах»

Орфизм

В. Баранов-Россине «Музыкальный каприс»
Цель орфистов – создание «новой реальности из простейших, но тончайшим образом организованных цветовых сочетаний» – была достигнута. Их живопись, основанная на эффектах движения, возникающих при сопоставлении контрастных цветов, отвлечённая пластичность, ритмика форм, силуэтов и линий оставила свой значительный след в искусстве.