Поговорим об архитектуре

Дома-кубы в Роттердаме

Архитектуру относят к неизобразительным видам искусства. Но она стоит особняком и среди них. Очень хорошо выразил её особенность Марк Витру́вий Поллио́н – римский архитектор и механик, учёный-энциклопедист, живший в I в. до н.э.: «Архитектура основывается на трёх началах: прочность, польза и красота».

Именно красота делает архитектуру искусством, а прочность и польза являются материальными составляющими.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает на эти же свойства архитектуры: «Каждое здание, для чего бы оно ни предназначалось, имеет целью удовлетворять нашим потребностям; потребности эти, согласно вещественной и духовной природе человека, бывают двух родов: потребности материальные и потребности нравственные. Так как обе стороны человеческой природы слишком тесно связаны между собою, то бо́льшая часть зданий должна удовлетворять тем и другим нашим потребностям; например, жилые дома должны быть не только теплы, сухи и просторны, но также и красивы; храмы, сооружение которых исключительно обусловливается духовными потребностями человека, вместе с тем должны быть по возможности и удобны, так как трудно представить себе возможность молитвенной сосредоточенности, если человек страдает от каких-либо вещественных причин, каковы холод, духота, сырость и т. д.».
Слово «архитектура» по своей форме латинское (architectura), хотя и происходит от греческих корней αρχι и τεκτονική, что значит «высшее плотничное или строительное искусство». На Руси архитектуру называли «зодчеством» (ст.-слав. «зьдьчий» от «зьдь» – глина, материя).
Каждая историческая цивилизация характеризуется своими архитектурными достижениями.

Поговорим об архитектуре

Софийский собор в Великом Новгороде (1045-1050 гг.)

Разделы архитектуры

Градостроительство

Это раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. Сюда также входят вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические проблемы. Одним из основоположников современного градостроительства считается Ле Корбюзье (1887-1965), французский архитектор швейцарского происхождения.

Ле Корбюзье

Он проводил в жизнь идею «свободного городского плана», или «зеленого города» («Лучезарный Город», по Ле Корбюзье). Эта идея получила настоящее распространение лишь во второй половине XX в. Одна из последних крупных работ Корбюзье – построенный в США культурный центр Гарвардского университета, а вообще его постройки разбросаны по всему миру: во Франции, в Аргентине, Германии, Швейцарии, Бельгии, Индии, Японии.

Ландшафтная архитектура

Этот раздел архитектуры посвящён организации садов, парков и др., где материалом является ландшафт и естественная растительность. Ландшафтный архитектор занимается разбивкой парков, садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.
Лучшими образцами ландшафтной архитектуры в России являются Архангельское – Государственный музей-усадьба Архангельское, Красногорский район Московской области; Кусково – Московский музей-усадьба Кусково; Петергоф – дворцово-парковый ансамбль Петергоф.

Поговорим об архитектуре

Уса́дьба Куско́во – бывшее имение графов Шереметевых, где сохранился архитектурно-художественный ансамбль XVIII в. Расположен на востоке Москвы на территории района Вешняки.
Вид на дворец и церковь с колокольней
Ансамбль включает дворец, построенный во второй половине XVIII в. в стиле классицизм; украшенный скульптурой парк с павильонами: «Грот», «Оранжерея» (проекты крепостного архитектора Ф. С. Аргунова), «Эрмитаж», «Итальянский» и «Голландский» домики.
Усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». С наибольшей полнотой сохранился архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части.
Центром ансамбля является дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров с произведениями русского и западноевропейского изобразительного искусства; дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы — Шереметевых.
Расцвет усадьбы связан с именем Петра Борисовича Шереметева, сына и наследника знаменитого фельдмаршала петровской эпохи, первого российского графа Бориса Петровича Шереметьева.

Поговорим об архитектуре

Рядом с усадьбой располагается большая лесопарковая зона.

Дизайн интерьера

Поговорим об архитектуре

Дизайн кухни

Это профессиональная творческая деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию функционального, эргономичного и эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.

Архитектура малых форм

Поговорим об архитектуре

Обелиск на месте дуэли М.Ю. Лермонтова
Раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного характера (например, ограды), мемориального характера (надгробия), объекты части городского благоустройства (фонари, фонтаны, детские площадки, урны, киоски, парковые скамьи), объекты-носители информации (стенды, рекламные щиты).

Поговорим об архитектуре

Ограда

Архитектурные стили

Архитектурный стиль – это основные черты и признаки архитектуры определённого времени и места, которые проявляются в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон. Обычно стиль как художественное мировоззрение охватывает все стороны искусства и культуры в определённых условиях. Но развитие архитектурных стилей, в отличие от других видов искусства, зависит и от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.
Не всегда стили сменяют друг друга последовательно, бывает одновременное сосуществование стилей (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и арт-деко).
Принято выделять архитектурные стили глобального значения:
• Первобытная архитектура
• Античная архитектура
• Романский стиль
Готика
• Возрождение
Барокко
Рококо
Классицизм
• Эклектика
Модернизм
Конструктивизм
Постмодернизм
• Хай-тек
• Деконструктивизм
• Динамическая архитектура
Поскольку, как мы уже говорили, архитектура имеет свои особенности, рассмотрим кратко каждый из названных архитектурных стилей, хотя более подробно о стилях искусства мы будем говорить в следующих наших статьях.

Первобытная архитектура

Доисторический период на основе применения различного материала и техники изготовления орудий делят на каменный, бронзовый и железный века. Сохранившиеся остатки поселений человека указывают на существование различных укладов жизни людей в разных районах земного шара и на разных этапах истории человечества. Жилища раннего периода верхнего палеолита представляют собой грубоовальные в плане жилища с одним очагом. Чаще всего это землянки, большое количество которых было обнаружено в разных регионах СНГ (левобережная Украина, днепровский бассейн, районы Брянска, Воронежа, Иркутска и др.). В неолите уже строили полуземлянки, жилища из дерева, тростника, прутьев и глины.

Поговорим об архитектуре

Дольмен в окрестностях Геленджика
Начало архитектуры как искусства проявилось, когда в строительстве начали действовать не только законы необходимости, но и законы красоты. В эпоху бронзы, в середине II тысячелетия до н. э. практически повсеместно в Европе, в Китае, Корее, Индии, вдоль побережья Средиземного моря, в Тунисе, Египте и многих других странах возводили монументальные каменные сооружения из огромных каменных глыб – менгиры, дольмены, кромлехи, циклопические крепости и городища – это была так называемая мегалитическая архитектура (греч. medas – большой, ithos – камень). Дольмен обычно состоит из двух или четырех больших стоящих рядом вертикальных камней, поддерживающих горизонтальную грубо обработанную каменную плиту. Они часто расположены так, что образуют длинные, похожие на коридоры пространства. Дольмены служили чаще всего саркофагами, погребальными камерами членов рода и одновременно надгробными памятниками.

Поговорим об архитектуре

Кромлех, самый сложный тип мегалитических сооружений, сооружали из вертикально установленных каменных столбов или плит, расположенных по кругу, их соединяли между собой положенными сверху также каменными блоками. Выдающимся сооружением подобного рода является Стоунхендж около Солсбери в южной Англии, созданный, предположительно, в середине II тысячелетия до н. э. и, вероятно, является примитивным храмом или театром. Назначение Стоунхенджа окончательно не выяснено.
Особого внимания заслуживают срубные постройки (были распространены во второй половине II тысячелетия до н.э. - начале I тысячелетия), в частности, курганы – распространенный вид сооружений мемориального характера. Их прообразом были жилые срубные дома. Наряду с мемориальными и ритуальными постройками на поздних этапах развития первобытного общества появился новый тип архитектурных сооружений – каменные и деревянные крепости. Первоначально крепости имели одну оборонительную стену, позже внутри крепости могла возводиться вторая стена вокруг цитадели – местопребывания вождя и родовой знати. В эпоху железа (I тысячелетие до н. э.) в скифском государстве город Неаполь Скифский был обнесен мощной крепостной стеной из рваного камня на глиняном растворе.

Античная архитектура (VIII в. до н. э. – V в. н. э.)

Поговорим об архитектуре

Древнегреческий театр

Само слово «анти́чность» означает греко-римскую древность – цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.
Древнегреческая архитектура была настолько гармоничной и целостной, что более поздними стилями она воспринималась как первоисточник, как некий эталон для подражания. В самой древнегреческой архитектуре было множество стилей и направлений, это материал для большого исследования, но скажем лишь о том, что сохранившиеся до наших дней объекты архитектуры изучаются и являются местами посещения многочисленных туристов, а раскопки по обретению новых объектов ведутся до настоящего времени.

Романский стиль (от «Рома» – Рим) (VIII в. до н. э. – V в. н. э.)

Поговорим об архитектуре

Церковь Богородицы (Дания)

Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

Готика (XII-XV вв.)

Поговорим об архитектуре

Собор Парижской Богоматери
Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Возрождение (начало XV – начало XVII в.)

Поговорим об архитектуре

Собор св. Петра в Риме
Особенное значение придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши. Архитектура снова становится ордерной (тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке).
Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов. Возрождение характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Известно не много мастеров, построивших произведения в романском стиле, готике. А произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты, были задокументированы с самого своего появления.

Барокко (конец XVI в. – конец XVIII в.)

Поговорим об архитектуре

Карлскирхе (Вена)
Черты барокко: единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Напряжённость, гигантские размеры и эмоциональную насыщенность архитектуре барокко привьёт Микеланджело. Именно в произведениях Виньола и позднего Микеланджело исследователи видят истоки архитектуры барокко.
В России барокко отразило рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, оно приходится на первую половину XVIII в. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей: структурная ясность и простотой плановых построений, связь конструктивной основы и декорирующих её элементов, его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение.

Поговорим об архитектуре

Придворная церковь в Петергофе

Рококо (начало XVIII в. – конец XVIII в.)

Поговорим об архитектуре

Баварское рококо: базилика Фирценхайлиген
Развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой; прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах – затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п.

Классицизм (середина XVIII в. – XIX в.)

Поговорим об архитектуре

Большой театр в Варшаве
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное. Обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Эклектика (1830-е-1890-е гг.)

Поговорим об архитектуре

Частный дом-дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге
Эклектика – это смешение стилей. Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV-XVIII вв., а с другой – принципиально другие свойства. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Стиль храмостроительства, например, не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика.

Модерн (1890-е-1910-е гг.)

Поговорим об архитектуре

Дом компании Зингер в Санкт-Петербурге
Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло), а также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру.
Выдающимися произведениями модерна являются Ярославский вокзал, ЦУМ, гостиница «Метрополь» в Москве и многие другие. В Москве работали архитекторы, которые и создали ответвление стиля, называемое московским модерном (Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В., Щусев А. В., Тон К. А.).

Модернизм (начало 1900-х – 1980-е гг.)

Поговорим об архитектуре

Парламентское здание «Улей» в Веллингтоне, 1981
От фр. moderne – новейший, современный. Суть модернизма заложена в самом его названии – это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. Принципиальная установка на новизну архитектуры: конструктивных и планировочных идей и внешних форм. Основные принципы архитектурного модернизма:
— использование самых современных строительных материалов и конструкций;
— рациональный подход к решению внутренних пространств;
— отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений;
— их «интернациональный» характер.

Конструктивизм (1920-е - начало 1930-х гг.)

Поговорим об архитектуре

Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы: братья Веснины
Советский авангардистский метод в искусстве и архитектуре.
Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы А. А. Весниным и М. Я. Гинзбургом, практически они впервые воплотились в созданном братьями Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железобетонный каркас).

Постмодернизм (середина XX в.)

В постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая маргинальность. Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность. Постмодернистское искусство отказалось от создания универсального канона со строгой иерархией эстетических ценностей и норм. Единственной непререкаемой ценностью считается ничем не ограниченная свобода самовыражения художника, основывающегося на принципе «все разрешено».

Поговорим об архитектуре

Дома-кубы в Роттердаме были построены к 1984 г. Они представляют собой уникальное инженерное решение: параллелепипеды домов перевернуты на 45 градусов и поставлены на шестигранный столб под углом. Всего в Роттердаме 38 домов такого типа; средний угол наклона составляет 54,7 градуса.
Квартиры в сочлененных друг с другом домах имеют площадь около 100 м². Четверть пространства непригодна для жилья из-за сильного наклона стен и пола. Все квартиры имеют три этажа. На первом располагается прихожая и кухня, этажом выше – ванная и спальня, а на третьем – гостиная и гостевая комната. Также на верхних этажах расположены сады и небольшие оранжереи.

Хай-тек (с конца 1970-х гг.)

Поговорим об архитектуре

Штаб-квартира Fuji TV (архитектор Кэндзо Тангэ)
Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность. Современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм.

Деконструктивизм (с конца 1980-х гг.)

Поговорим об архитектуре

Танцующий дом (Чехия). Офисное здание
Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду. Деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг.

Динамическая архитектура (с начала XXI в.).

Поговорим об архитектуре

Компьютерный проект башни «Кобра» в Кувейте
Новое веяние в современной архитектуре. Само слово «динамическое» указывает на движение в архитектуре. Чтобы заставить здание двигаться, дизайнеры используют так называемое нанизывание снизу вверх независимых друг от друга этажей на крепкий фундамент.