Д. Бортнянский – выдающийся представитель русской музыкальной культуры XVIII века

  • Печать

Д. Бортнянский – выдающийся представитель русской музыкальной культуры XVIII века

Дмитрий Степанович Бортнянский – автор обширного и разнообразного творческого наследия: 6 опер, более 100 хоровых произведений, многочисленных камерно-инструментальных сочинений, романсов.

Бортнянский был человеком высокой культуры и безупречного художественного вкуса, сдержанный, благородный. Его музыка отличается классической ясностью и высоким профессионализмом. 

Начало музыкальной карьеры

Д. Бортнянский – выдающийся представитель русской музыкальной культуры XVIII века

М. Бельский. Портрет Д. Бортнянского. Холст, масло
Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825) родился на Украине (в Глухове Сумской области) и уже в 7-летнем возрасте был принят в Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге (позднее стал её директором). В возрасте 17 лет он, как особо одарённый музыкант, получил «пансион» для учёбы в Италии и выбрал Венецию, которая славилась своим оперным театром и где жил его бывший петербургский учитель – итальянский композитор Галуппи. Для углубления знаний Бортнянский выезжал на учёбу и в другие города Италии: Болонью, Рим и Неаполь. В Италии Бортнянский пробыл 10 лет, изучая музыку А. Скарлатти, Г. Ф. Генделя, сочинения полифонистов венецианской школы и дебютировал как композитор. В Италии он создал «Немецкую обедню» (духовная музыка) и 3 оперы-seria: «Креонт» (1776), «Алкид» (1778), «Квинт Фабий» (1778).

Петербург

В 1779 г. Бортнянский возвратился в Петербург, был обласкан Екатериной II, за преподнесённые ей сочинения получил вознаграждение и должность капельмейстера Придворной певческой капеллы. А в 1783 г. после отъезда Дж. Паизиелло из России стал еще и капельмейстером «малого двора» в Павловске при наследнике Павле и его супруге.
Юность Бортнянского совпала со временем, когда в России складывалась профессиональная композиторская школа и отмечался подъём национального творчества. Бортнянский создавал произведения различных жанров: хоровые концерты, инструментальную музыку: клавирные сонаты, камерные произведения, сочинял романсы на французские тексты. В середине 80-х гг. он создал три комические оперы: «Празднество сеньора» (1786), «Сокол» (1786), «Сын-соперник» (1787).
В опере «Празднество сеньора» музыкальные номера чередуются с разговорными сценами. Это своеобразная пастораль, в которой браку влюбленных мешает доверенный сеньора. Но в результате всё заканчивается благополучно.
Комическая опера «Сокол» в трех действиях (французское либретто Ф. Г. Лафермьера) впервые была исполнена придворными в Гатчинском дворце 11 октября 1786 г. Опера сочетает вокальные номера и разговорные диалоги; текст последних сохранился лишь частично. Сюжет заимствован из «Декамерона» Дж. Боккаччо.
Молодой дворянин Федерико безнадежно влюблен в прекрасную даму – Эльвиру. От всего состояния у него остался только один сокол, которого он и подает на обед даме, когда та навещает его. Восхищенная этим поступком, Эльвира отдает влюбленному сердце.
В опере «Сын-соперник» вокальные номера чередуются с прозаическими диалогами. Либретто утрачено, сохранились лишь тексты арий и ансамблей. Музыка отличается сдержанным благородством. Это произведение классического стиля, сочетающее элементы патетики и лиризма.
Впервые на русском языке опера была исполнена 7 июня 1947 г. в Москве, в Государственном центральном музее музыкальной культуры, солистами Московской филармонии в концерте под управлением Н. Аносова.
«Прелесть этих опер Бортнянского, написанных на французский текст, в необычайно красивом слиянии благородной итальянской лирики с томностью французского романса и острой фривольностью куплета» (Б. Асафьев).

Разностороннее дарование Д. Бортнянского

Д. Бортнянский часто принимал участие в литературных вечерах, посещал собрания «Беседы любителей русского слова», которую возглавляли Г. Державин и А. Шишков, сотрудничал с П. Вяземским и В. Жуковским, на стихи которого написал ставшую популярной хоровую песню «Певец во стане русских воинов» (1812).
В 1796 г. Бортнянский был назначен управляющим, а затем директором Придворной певческой капеллы и оставался на этом посту до конца своих дней. Он улучшил положение певчих, ввел в капелле субботние общедоступные концерты, подготовил хор капеллы к участию в концертах Филармонического общества. За свои заслуги в 1815 г. Бортнянский был избран почетным членом Филармонического общества. В церкви допускались либо произведения самого Бортнянского, либо музыка, получившая его одобрение.
Но после 1917 г. архив Придворной певческой капеллы был расформирован, а его материалы по частям переданы в разные хранилища. Некоторые произведения Бортнянского были найдены, но большая их часть бесследно исчезла.

Духовная музыка Д. Бортнянского

Д. Бортнянский – выдающийся представитель русской музыкальной культуры XVIII века

Начиная с 90-х гг., Бортнянский особое внимание уделял сочинению духовной музыки, особенно хоровых концертов. Они представляют собой циклические, большей частью 4-частные композиции. Но часто его концерты выходили за рамки церковного канона. В них можно услышать влияние оперной музыки, а также лирической песни. Несмотря на это, духовная музыка композитора пользовалась популярностью и при его жизни, и после его смерти. Ее постоянно издавали, перекладывали для различных инструментов.
Духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» написан композитором на слова поэта М.М. Хераскова в конце XVIII в. Некоторое время, начиная с эпохи правления Павла I, он считался неофициальным национальным (государственным) Гимном Российского государства. На данную мелодию Бортнянского существует и немецкая песня со стихами Герхарда Терстигена: «Ich bete an die Macht der Liebe», традиционно исполняемая в германской армии во время богослужения.
Бортнянский является автором музыки к известному христианскому гимну святителя Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим». Этот гимн поют в православных храмах Русской православной церкви как заключение благодарственных молебнов.
Духовные произведения Бортнянского насчитывают около 100 богослужебных песнопений, около 50 духовных концертов, литургию, трио, обработки традиционных распевов. Весь этот репертуар исполнялся повсеместно в течение всего XIX в. а некоторые из них звучат в русских храмах и по сей день: «Херувимская песнь № 7», великопостное трио «Да исправится молитва моя», ирмосы канона св. Андрея Критского «Помощник и покровитель», рождественские и пасхальные концерты.

Последние годы жизни Д. Бортнянский – выдающийся представитель русской музыкальной культуры XVIII века

Здесь мы обратимся к книге К. Ковалёва «Бортнянский» (из серии Жизнь замечательных людей»).

«Последние годы жизни композитора связаны были, как и прежде, с Придворной капеллой. Дни его протекали в постоянных службах.
Вместе с женой его – Анной Ивановной – в доме жил и сын, Александр, служивший в гвардии в чине поручика. Окружали маэстро внуки – Марья и Дмитрий, названный в честь деда. Дмитрий пошел в своего выдающегося родственника не только именем, но и голосом. Дед зачислил его, еще малолетнего, певчим в капеллу.
Кроме нескольких малоимущих певчих, нашедших в доме директора гостеприимный приют, в числе наиболее близких людей, даже можно сказать родственников, в доме проживала девица Александра Михайлова, бывшая 27 лет от роду. Никто, да, как позднее выяснилось, и она сама не знала, чья она дочь. Бортнянские приютили сироту и воспитывали ее с малолетства.
Наутро – снова капелла. Снова репетиции. Снова служба. Старость давала о себе знать усталостью, заметной для окружающих. Но уважение и преклонение перед авторитетом и талантом великого маэстро способствовали тому, что всякое его слово, всякое замечание было для певчих законом, который выполнялся беспрекословно.
Любовь и бережность, с которой относились к композитору в капелле, выразил один из современников такими словами:
«Все, кто знал его, хвалят его душевные и человеческие качества. Он был веселый, разговорчивый, дотошный, любил спорить, больше всего умалял свое собственное искусство. Сам про себя говорил крайне мало и беспрестанно твердил, что он стоит на низшей ступени искусства и что его последователи еще многое могут сделать на этой ниве. Прекрасно разговаривая по-итальянски, он любил, чтобы приезжие итальянцы слушали его хор, и разъяснял им потом всю сложность российских духовных композиций, без темпа, без ритма, с неправильным наголосом часто на непонятных словах, несущих темноту исконных легенд...» (Все цитаты из книги К. Ковалёва «Бортнянский» взяты с сайта http://www.kkovalev.ru).

Легенда о смерти Д. Бортнянского

Д. Бортнянский – выдающийся представитель русской музыкальной культуры XVIII века

Д.С. Бортнянский. Рисунок 1841 г. Автор рисунка неизвестен
«Рассказывали так: болевший композитор, почувствовав свою кончину, призвал к себе лучших своих певчих и попросил спеть свой лучший концерт – «Вскую прискорбна еси душе моя». Певчие не могли отказать своему наставнику. Под звуки этого замечательного концерта Бортнянский и почил, сидя в кресле...»
Возможно, это и правда всего лишь красивая легенда. Но согласитесь, что такую легенду надо заслужить.
Дмитрий Бортнянский умер 27 сентября 1825 г.
«Похоронили его на петербургском Смоленском кладбище возле дверей церкви Иоанна Богослова. Императорская служба во дворце в Гатчине была остановлена. Императрица распорядилась прислать придворных певчих для отпевания их бывшего директора. 1 октября над Смоленским кладбищем прогремели звуки многоголосных панихидных концертов Бортнянского, неоднократно звучавших при отпевании великих российских исторических деятелей замечательной эпохи, концертов, с которыми теперь провожали в последний путь их великого творца...»

Оценка творчества Д. Бортнянского в разное время

Д. Бортнянский – выдающийся представитель русской музыкальной культуры XVIII века

Д. С. Бортнянский на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде (1862)
Но уже в XIX в. творчество Бортнянского начали переоценивать, говорили о слащавости его музыки. Инструментальные и оперные сочинения Бортнянского мало исполнялись и вскоре были забыты. Забвение не коснулось только духовной музыки композитора.
Сейчас светская музыка Бортнянского вновь вернулась к слушателю, зазвучала в оперных театрах, концертных залах. Пожалуй, подлинный масштаб дарования замечательного русского композитора, классика XVIII в., открывается только сейчас. Сказано ведь: «... большое видится на расстоянье».