Выдающиеся композиторы советского периода

  • Печать

Сцена из балета Глиэра Медный всадник в Мариинском театре

Мы будем говорить в этой статье о творчестве Р. Глиэра и Ю. Шапорина.

В их искусстве продолжились традиции классической русской музыки. 

Рейнгольд Морицевич Глиэр (1874-1956)

Выдающиеся композиторы советского периода

Музыкальный мир Глиэра был светлым, гармоничным, цельным. «Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением», – говорил он.
Р.М. Глиэр был композитором, дирижёром, талантливым педагогом, музыкально-общественным деятелем. Он воспитал многих советских композиторов и музыковедов, среди которых А. Н. Александров, Б. Александров, А. Давиденко, Л. Книппер, А. Хачатурян... «Как-то так выходит», – писал С. Прокофьев, – «что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра – или прямым, или внучатым».
Родился в Киеве в семье немецкого мастера по производству медных духовых инструментов.
Занимался музыкой дома, затем окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и композиции. В 1900 г. окончил Московскую консерваторию, где учился у С. Танеева (полифония), А. Аренского (гармония), М. Ипполитова-Иванова (композиция), брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии. Преподавал, был профессором Киевской консерватории, Московской консерватории по классу композиции. В 1923 г. по приглашению Наркомпроса Азербайджанской ССР в Баку написал оперу на национальный сюжет «Шахсенем». Гастролировал в СССР с авторскими концертами.
Р. Глиэр – автор первого советского репертуарного балета на современную тему «Красный мак».
Умер 23 июня 1956 г. в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище (Москва).

Творчество Р.М. Глиэра

Творческое наследие Глиэра обширно и разнообразно: 5 опер, 6 балетов, 3 симфонии, 4 инструментальных концерта, музыка для духового оркестра, для оркестра народных инструментов, камерные ансамбли, инструментальные пьесы, фортепианные и вокальные сочинения для детей, музыка для театра и кино.
Ко времени окончания Московской консерватории Глиэр уже был автором нескольких камерных сочинений и Первой симфонии. В последующие годы он много работал в разных жанрах. Третья симфония «Илья Муромец» (1911) была высоко оценена критикой и коллегами, один из них писал автору: «Я думаю, что этой симфонией Вы создали памятник славянской культуре – музыку, которая выражает силу русского народа».

Балет «Красный мак» (1927)

Выдающиеся композиторы советского периода

Сцена из балета «Красный мак» (Красноярский театр оперы и балета)
Балет в 3 актах, 8 картинах с апофеозом. Либретто М. Курилко, художник он же. Премьера состоялась 14 июня 1927 г. в Москве в Большом театре.
Действие балета происходит в Китае в начале XX в. Начало сюжета – разгрузка советского корабля в китайском порту. Завязываются отношения, любовь, трагедия...
Балет построен дивертисментно, а в I и III актах дивертисмент сочетается с пантомимой, т.е. «Красный мак» продолжил линию, намеченную балетами Пуни и Минкуса. Спектакль насыщен различными танцами, в том числе китайскими, очень красочный и яркий. Особенно популярен темпераментный матросский танец «Яблочко» из этого балета.

Балет «Медный всадник» (1949)

Выдающиеся композиторы советского периода

Сцена из балета «Медный всадник» (Мариинский театр, Петербург)
Балет создан по мотивам одноименной поэмы А. Пушкина. Либретто П. Аболимова, художник М. Бобышев. Постановка балета была приурочена к отмечавшемуся в 1949 г. 150-летию со дня рождения Пушкина.
Музыка «Медного всадника» относится к числу лучших произведений Глиэра, она отличается эмоциональностью, красочностью оркестра, симфоническим развитием. В этом балете продолжены балетные традиции П.И. Чайковского.
Музыкальная драматургия балета основана на столкновении двух сторон: Пётр и его Великий город – любовь «маленьких людей». Колорит петровской эпохи передан в музыке балета очень точно. Один из музыкальных номеров балета («Гимн Великому городу») стал гимном Ленинграда-Петербурга.
Во второй половине 30-х гг. Глиэр впервые обратился к жанру концерта. Он создал Концерты для арфы (1938), для виолончели (1946), для валторны (1951), в которых широко представлены лирические возможности солистов. Настоящим шедевром считается Концерт для голоса (колоратурное сопрано) с оркестром (1943). Это самое искреннее сочинение композитора. Глиэр много концертировал, предпочитая ездить в самые глухие уголки страны, считая это своей просветительской миссией.

Ю́рий Алекса́ндрович Шапо́рин (1887-1966)

Выдающиеся композиторы советского периода

Ю.А. Шапорин – русский композитор, дирижёр и музыкальный педагог.
Родился в Сумской области на Украине в семье художника. Его мать была выпускницей Московской консерватории, ученицей Н. Рубинштейна и Н. Зверева. Музыкой будущий композитор увлекался с детства: учился игре на виолончели, играл в оркестре гимназии г. Глухова, сочинял небольшие пьесы.
В 1906 г. поступил на юридический факультет Киевского университета по настоянию отца, одновременно брал уроки теории и композиции, а через 2 года перевёлся в Санкт-Петербургский университет и сделал попытку поступить в консерваторию. Это ему удалось только через несколько лет, уже после окончания университета. В эти годы постепенно сформировался композиторский стиль Шапорина, который испытывал сильное влияние русской классической школы, в особенности Н.А. Римского-Корсакова.
Окончив в 1918 г. консерваторию, Шапорин принял и приветствовал перемены, принесенные Октябрьской социалистической революцией, и сразу активно включился в строительство новой культуры. Он становится активным участником музыкальной жизни послереволюционного Петрограда, вместе с Луначарским, Блоком и Горьким принял участие в организации Большого драматического театра и работал в нём музыкальным руководителем и дирижёром до 1928 г. Затем работал в других театрах, писал музыку к многочисленным спектаклям по произведениям советских и зарубежных авторов. Преподавал в Московской консерватории.
Ю. . Шапорин умер 9 декабря 1966 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Творчество Ю.А. Шапорина

Работая в театре, Шапорин заведовал музыкальной частью, дирижировал и, конечно, писать музыку к спектаклям (всего им написана музыка к 20 спектаклям), в их числе были «Король Лир», «Много шума из ничего» и «Комедия ошибок» В. Шекспира, «Разбойники» Ф. Шиллера, «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Тартюф» Ж. Б. Мольера, «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Аристократы» Н. Погодина и др. Опыт работы этих лет пригодился Шапорину при создании музыки к кинофильмам «Три песни о Ленине», «Минин и Пожарский», «Суворов», «Кутузов» и др. Из музыки к пьесе «Блоха» по Н. Лескову в 1928 г. была создана «Шутейная сюита» для необычного исполнительского состава (духовые, домры, баяны, рояль и ударные инструменты), «стилизация народного лубка».
В 20-х гг. Шапорин создал 2 сонаты для фортепиано, Симфонию для оркестра и хора, посвящённую теме революции, позиции художника в эпоху исторических катаклизмов; романсы на стихи Ф. Тютчева, произведения для голоса с оркестром, хоры для армейского ансамбля.

Опера «Декабристы» (1953)

Выдающиеся композиторы советского периода

Работу над оперой композитор начал ещё в 30-е годы, а мысль о ней зародилась у композитора в 1925 г., в 100-летнюю годовщину восстания декабристов. Но окончена она была лишь в 1953 г. Опера в 4 действиях; либретто создал Вс. Рождественский по мотивам пьесы А. Толстого «Полина Гебль». Первое представление состоялось 23 июня 1953 г. в Москве на сцене Государственного Большого театра Союза ССР.
Сюжет оперы основан на историческом факте: Жаннета Поль, дочь французского эмигранта, добилась разрешения выйти замуж за осужденного декабриста Анненкова и последовала за ним в Сибирь. Центральное место в либретто занимала любовная драма, декабристское движение служило лишь ее фоном. Затем идейный замысел был изменён, и на первый план выступил коллективный образ декабристов. Были введены образы Пестеля, Рылеева, развиты мотивы взаимоотношений декабристов и народа.
Опера «Декабристы» – это героическая эпопея, с большой художественной силой воссоздающая образы декабристов, вольнолюбивых романтиков.
Среди основных его произведений – симфония-кантата для голосов, хора и оркестра «На поле Куликовом» (по А. Блоку, 1918-1939);
оратория для голосов, хора и оркестра «Сказание о битве за Русскую землю» (стихи К. Симонова и других поэтов, 1943-1944);
оратория для голосов, хора и оркестра «Доколе коршуну кружить?» (по А. Блоку; 1945-1947);
комическая сюита «Блоха» (по Н. Лескову, 1928);
Симфония для хора, фортепиано, симфонического и духового оркестров (на стихи В. Маяковского, 1928-1933);
Песни и романсы на стихи Е. Замятина, Ф. Тютчева, А. Пушкина, А. Блока и др.;
Две сонаты для фортепьяно (1924, 1926);
Баллада для фортепьяно (1959).
Ю. Шапорин много занимался общественной работой, музыкально-просветительской деятельностью. С 1939 г. и до последних дней жизни он вел класс композиции и инструментовки в Московской консерватории. Среди его учеников – Р. Щедрин, Е. Светланов, Н. Сидельников, А. Флярковский. Э. Артемьев и др.