Выдающийся пианист и композитор Сергей Рахманинов

  • Печать

Выдающийся пианист и композитор Сергей Рахманинов

Сергей Рахманинов – великий русский композитор, гениальный пианист и дирижёр.
О себе он говорил: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». А другие отзывались о нём так: «Рахманинов был создан из стали и золота; cталь в его руках, золото – в сердце» (И. Гофман).
Он создал свой оригинальный стиль музыки и исполнения, синтезировав всё самое ценное из мировой, петербургской и московской композиторских школ.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

Выдающийся пианист и композитор Сергей Рахманинов

С.В. Рахманинов (1901)
Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье, в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии. Семья была музыкальной: отец и мать музицировали как любители, а дед по отцовской линии был музыкантом.
Музыкальные способности и интерес к музыке у С. Рахманинова проявились рано, но обучение в Петербургской консерватории, куда мальчик поступил в возрасте 9 лет, не было успешным, и тогда его перевели на третий курс младшего отделения Московской консерватории, он жил в частном пансионе музыкального педагога Н.С. Зверева в Москве, где царила строгая дисциплина. Здесь С. Рахманинов проучился 4 года. Затем жил у родственников Сатиных. По классу фортепиано он учился у Н. Зверева, затем А. Зилоти; по теоретическим предметам и композиции – у С. Танеева и А. Аренского.
В возрасте 13 лет его познакомили с П.И. Чайковским, и в годы обучения он находился под сильным влиянием его личности. Чайковский тоже приметил талантливого юношу и следил за его творчеством, в дальнейшем он помог начинающему композитору поставить оперу «Алеко» в Большом театре.
Уже с 20 лет Рахманинов начал зарабатывать преподаванием, частными уроками музыки, а в возрасте 24 лет по приглашению Саввы Мамонтова получил место второго дирижёра Московской русской частной оперы. Там же познакомился с Фёдором Шаляпиным, который стал впоследствии его другом.

Выдающийся пианист и композитор Сергей Рахманинов

Ф. Шаляпин и С. Рахманинов (конец 1890-х годов)
Ещё учась в Московской консерватории, Рахманинов начал сочинять музыку, одновременно выступая как дирижёр и пианист. Но премьера в Петербурге в 1897 г. его Первой симфонии благополучно провалилась, что послужило причиной глубокой депрессии молодого композитора, о которой он позже писал: «Я был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки...» После этого он почти 3 года не сочинял и почти не выходил из комнаты.
В новый, уже зрелый период своего творчества композитор вступил в 1901 г. Вторым фортепианным концертом. В 1906 г. он отправился в Италию, затем 3 года жил и сочинял в Дрездене, в 1909 г. совершил большое концертное турне по Америке и Канаде. Тогда же был написан Третий фортепианный концерт. Затем Рахманинов купил имение Ивановку в Тамбовской губернии, автомобиль, который сам водил с удовольствием, и поселился вдали от столичной суеты.

Выдающийся пианист и композитор Сергей Рахманинов

С. Рахманинов с дочерью Ириной в деревне Ивановка (1913)
Последний концерт С. Рахманинова в России состоялся 21 февраля 1917 г. в концертном зале Тенишевского училища. В этом же году он с семьёй уехал из России навсегда, не приняв революцию. «Это конец старой России, искусства тут не будет долгие годы, – говорил он жене Наталье Александровне незадолго до их отъезда. – А без него жизнь моя бесцельна, ты знаешь».
Сначала была Швеция, куда его пригласили с концертом, затем Дания, в 1918 г. он переехал в Америку. Здесь он начал концертную деятельность как пианист и не прекращал её до самой смерти; популярность его как пианиста была огромной. Его странную манеру выступать называли «авторской». Каждый раз, выходя к роялю, он хмуро смотрел на инструмент, далеко отодвигал стул и садился, широко разводя длинные ноги. Вытягивал руки вперед и клал их на клавиатуру и только потом подъезжал на стуле к инструменту.
Однако почти 10 лет в эмиграции Рахманинов не сочинял, скорее всего, это было связано с глубокой тоской по родине. За рубежом Рахманинов создал всего 6 произведений, и все они принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

Выдающийся пианист и композитор Сергей Рахманинов

В годы Великой Отечественной войны он очень переживал за судьбу России, дал в США несколько концертов, денежный сбор от которых анонимно направил в фонд Красной армии и советовал всем русским эмигрантам внести свой вклад. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.
С.В. Рахманинов умер 28 марта 1943 г. в Беверли-Хиллз (штат Калифорния, США) за 3 дня до своего 70-летия. Похоронен на кладбище Кенсико, в 50 км от Нью-Йорка.

Творчество

Окончив консерваторию по классу фортепиано в 1891 г. и композиции в 1892 г. с Большой золотой медалью, Рахманинов был уже автором нескольких сочинений: Прелюдии до-диез минор, романса «В молчаньи ночи тайной» на стихи А. Фета, Первого фортепианного концерта, оперы «Алеко» по поэме А.С. Пушкина «Цыганы» (дипломная работа), Пьесы-фантазии, Элегического трио «Памяти великого художника», посвящённого памяти П.И. Чайковского, 1893), Сюиты для двух фортепиано, Музыкальных моментов, симфонических произведений «Утёс», Каприччио на цыганские темы и др.

Опера «Алеко» (1892)

Одноактная опера С. В. Рахманинова на либретто В.И. Немировича-Данченко, основанное на поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Опера была создана за 17 дней, что говорит о необычайном таланте молодого композитора (19 лет) и его увлеченности этой работой. Об этой опере восторженно отозвался П.И. Чайковский, присутствовавший на премьере. Исполнителем роли Алеко был Ф. И. Шаляпин.
«Алеко» – камерная лирико-психологическая опера с драматическим действием, колоритными картинами природы и цыганского быта. Музыка оперы отличается искренностью и мелодическим разнообразием.
«Алеко» – первое произведение Рахманинова, получившее широкое признание. Оперу ставили в Москве, затем в Киеве, и она принесла автору большой успех, утвердив его репутацию одного из одаренных молодых русских композиторов.

Второй фортепьянный концерт (1901)

Выдающийся пианист и композитор Сергей Рахманинов

Это уже зрелое произведение композитора, посвящённое известному невропатологу и гипнотизёру Н. В. Далю, который вывел Рахманинова из состояния душевного кризиса в связи с неудачей Первой симфонии. Впервые полностью концерт был исполнен автором 27 октября 1901 г. в Москве в симфоническом собрании Филармонического общества под управлением Александра Зилоти.
В XX век Рахманинов вступал вполне сложившимся художником со своеобразным творческим обликом и собственной манерой письма.
Этот концерт и до настоящего времени является одним из самых популярных произведений. Он наполнен настроением радостного возбуждения, подъема, ожидания чего-то нового, о котором мечталось на пороге наступающего столетия.
Музыка концерта светлая и гармонически ясная, с широким песенно-мелодическим началом. Основной мотив – воспевание красоты и радости жизни.

Опера «Франческа да Римини» (1906)

Выдающийся пианист и композитор Сергей Рахманинов

Опера в одном акте, двух картинах с прологом и эпилогом. Либретто М. Чайковского.
Премьера состоялась 24 января 1906 г. под управлением автора. Действие происходит в аду и в Италии XIII в. Сюжет: история влюбленных из Римини, рассказанная Данте.
Премьера оперы прошла в один вечер с другой оперой Рахманинова – «Скупой рыцарь».

Опера «Скупой рыцарь» (1906)

Выдающийся пианист и композитор Сергей Рахманинов

К. Маковский «Скупой рыцарь»
Камерная опера создана на либретто композитора по одноименной поэме А.С. Пушкина. Опера отличается единством настроения и музыкальной драматургии, убедительно воплощающим замысел Пушкина. Особенностью оперы является то, что в ней нет ни одного светлого образа, лирического начала – всё в произведении подчинено страсти к золоту, все мрачно и зловеще. Рахманинов широко использует систему лейтмотивов: скупости, золота, страданий должников, Альбера.
В 1907 г. Рахманинов принимал участие в Русских исторических концертах, организованных С. Дягилевым в Париже, и в 1909 г. впервые выступал в Америке, где играл свой Третий фортепианный концерт.

Третий фортепианный концерт (1909)

Этот концерт – вершина рахманиновского творчества второй половины 1900-х годов. Он завершает и подытоживает эту сложную полосу творческих исканий композитора. Основное внимание в концерте уделено солисту. На длительных отрезках оркестр совсем умолкает, давая возможность выразить напор, волю и темперамент солиста. Исполнитель сольной партии не соревнуется с оркестром, а безраздельно властвует над ним.

Духовная музыка

В 1911 г. Рахманинов сочинил Литургию св. Иоанна Златоуста.
События Первой мировой войны побуждают композитора обратиться к старинным церковным напевам, знаменному пению. Он создает вокальную композицию «Из Евангелия от Иоанна», а затем обращается к церковному обиходу – пишет Всенощное бдение.
Первое исполнение Всенощного бдения состоялось 23 марта 1915 г. в Москве Синодальным хором под управлением Н. Данилина. Впечатление было огромным. Известный критик В. Держановский писал: «Быть может, никогда еще Рахманинов не подходил так близко к народу, его стилю, его душе, как в этом сочинении. А может быть, именно это сочинение говорит о расширении его творческого полета, о захвате им новых областей духа и, следовательно, о подлинной эволюции его сильного таланта».

Творчество в эмиграции

«Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». Только спустя 8 лет после отъезда за рубеж Рахманинов возвращается к творчеству, создает Четвертый фортепианный концерт (1926), Три русские песни для хора и оркестра (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепиано (1931), «Рапсодию на тему Паганини» (1934), Третью симфонию (1936), в которой он воплощает образ Родины, «Симфонические танцы» (1940), в которых преобладает скорбное чувство утраты, тоска по России. В гениальной Третьей симфонии Рахманинов в последний раз воплощает центральную тему своего творчества – образ Родины.

«Рапсодия на тему Паганини» (1934)

Выдающийся пианист и композитор Сергей Рахманинов

Произведение написано в форме вариаций, тема – знаменитый 24 Каприс для скрипки Н. Паганини, яркий символ эпохи романтизма. Но уже в первых вариациях появляется и другая знаменитая тема, заимствованная Рахманиновым из средневекового католического песнопения Dies Irae («День гнева»). Обе темы встречаются в Рапсодии Рахманинова и начинают свое путешествие во времени и пространстве жанров, стилей, эпох. 24 вариации (символическая отсылка к Капрису Паганини) как 24 эпизода этого путешествия, с яркими событиями и неоднозначным концом, смысл которого каждый слушатель Рапсодии находит сам.
Знаменитые исполнители «Рапсодии»: Артур Рубинштейн, Владимир Ашкенази, Ван Клиберн, Леон Флейшер, Уильям Капелл, Михаил Плетнёв.

Романсы

Камерная вокальная лирика занимает большое место в творчестве С. Рахманинова. Очевидна связь его романсов с наследием русского классического романса (Чайковского, Римского-Корсакова). Но в романсах композитора проявляется и его творческая индивидуальность: лирическая экспрессия, яркость вокальной мелодии, бережное отношение к поэзии. Роль фортепьянной партии также очень важна. Она отличается богатством, разнообразием фактуры и колористических оттенков.
Романсы С. Рахманинова: «О нет, молю, не уходи» (стихи Д.С. Мережковского), «Утро» (стихи М.Н. Янова), «В молчаньи ночи тайной» (стихи А.А. Фета), «Не пой, красавица» (стихи А.С. Пушкина), «Уж ты нива моя» (стихи А.К. Толстого), «Давно ль, мой друг» (стихи А.А. Голенищева-Кутузова), «Я жду тебя» (стихи М.А. Давидовой), «Островок» (стихи К.Д. Бальмонта), «Давно в любви отрады мало» (стихи А.А. Фета), «Я был у ней» (стихи А.В. Кольцова), «Эти летние ночи» (стихи Д.М. Ратгауза), «Тебя так любят все» (стихи А.К. Толстого), «Не верь мне, друг» (стихи А.К. Толстого), «О, не грусти» (стихи А.Н. Апухтина), «Она, как полдень, хороша» (стихи Н. М. Минского), «В моей душе» (стихи Н.М. Минского), «Весенние воды» (стихи Ф.И. Тютчева), «Пора!» (стихи С.Я. Надсона).

Выдающийся пианист и композитор Сергей Рахманинов

Памятник С.В. Рахманинову в Великом Новгороде (скульптор Н. Рукавишников)

Выдающийся пианист и композитор Сергей Рахманинов

Памятник С.В. Рахманинову в Тамбове на ул. Рахманинова

Международная премия имени Сергея Рахманинова

Международная премия имени выдающегося русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова присуждается музыкантам, которые проявили особое внимание к творческой деятельности Сергея Рахманинова, что привело к активной международной популяризации имени русского композитора. Премия создана в 2013 г.
Премия присуждалась пианисту и дирижеру Владимиру Ашкенази (2014), пианисту и дирижеру Валерию Гергиеву (2015), пианисту Николаю Луганскому (2016), итальянскому пианисту, художественном руководителю театра Беллини Франческо Николози (2016) и др.

Выдающийся пианист и композитор Сергей Рахманинов

Бронзовая статуэтка, изображающая фигуру Рахманинова, покрытая золотом на пьедестале из редкой породы русского мрамора. Статуэтка – авторская работа русского художника Александра Егорова, отлита в художественной мастерской имени Строганова