Жизнь и музыка Игоря Стравинского

  • Печать

Жак-Эмиль Бланш. Портрет Игоря Стравинского (1915)

И. Стравинский стремился жить «con Tempo» (вместе со временем). А география его жизни охватывает несколько стран.

Творчество Стравинского отличается универсализмом: он проявил себя во множестве жанров, менял музыкальные стили, постоянно находился в творческом поиске, интенсивно занимался исполнительской деятельностью (пианистической, дирижерской). Многогранны его контакты с выдающимися людьми искусства, поэтому он всегда был в курсе новых тенденций в мире культуры. 

Игорь Фёдорович Страви́нский (1882-1971)

И.Ф. Стравинский родился в Ораниенбауме (под Петербургом) в семье музыкантов. Его отец был оперным певцом, солистом Мариинского театра, а мать – пианисткой, постоянным концертмейстером на концертах мужа.
Родители не стремились дать ему профессию музыканта, но вся обстановка благоприятствовала музыкальному развитию: в доме постоянно звучала музыка, имелась большая художественная и музыкальная библиотека. В возрасте 10 лет мальчик встретился с П.И. Чайковским, творчество которого боготворил. Стравинский вообще любил русскую музыку: М.И. Глинку, М.П. Мусоргского, позднее дружил с членами Беляевского кружка, особенно с Н.А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым.

Жизнь и музыка Игоря Стравинского

Стравинский и Римский-Корсаков (1908)
Уроки игры на фортепьяно начались с 9 лет. Общее образование получил в гимназии. В 19 лет по настоянию родителей поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Тогда же начал серьёзно изучать музыкально-теоретические дисциплины, занимался с А.Н. Римским-Корсаковым. Музыкальное развитие Стравинского шло быстро и плодотворно, т.к. он сразу же погрузился в творческую среду: познакомился и подружился с С. Дягилевым, художниками «Мира искусства», посещал «Вечера современной музыки», концерты новой музыки, устраивавшиеся А. Зилоти.

Жизнь и музыка Игоря Стравинского

Игорь Стравинский (1910)
Его первые сочинения ещё имели сильное влияние Римского-Корсакова и французских импрессионистов (Соната для фортепиано, 1904; вокально-симфоническая сюита «Фавн и пастушка», 1906; Симфония ми-бемоль мажор, 1907; «Фантастическое скерцо» и «Фейерверк» для оркестра, 1908).
Результатом сотрудничества с труппой Дягилева стало написание Стравинским 3 балетов, которые принесли ему мировую известность: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). Для их постановки он выезжал в Париж, где познакомился с Э. Сати и К. Дебюсси.

Жизнь и музыка Игоря Стравинского

К. Дебюсси и И. Стравинский (фото Э. Сати, 1910)
В начале 1914 г. Стравинский с семьёй уехал в Швейцарию. Из-за начавшейся Первой мировой войны в Россию семья не вернулась. Затем композитор жил в Лозанне и в Париже.
В это время им были написаны опера «Соловей» по одноимённой сказке Андерсена (1914) и «История солдата» (1918), в 1919 г. по заказу Дягилева создан балет «Пульчинелла». Стравинский оставался во Франции до 1940 г. Его последними русскими сочинениями стали камерная опера «Мавра» (1922), небольшая хореографическая кантата «Свадебка» (1923), балет «Поцелуй феи» (1928). Тогда же он впервые обратился к духовной музыке: написал «Отче наш» для хора без сопровождения (1928) и знаменитую «Симфонию псалмов» (1930) на латинские тексты Псалтири (1930).

Жизнь и музыка Игоря Стравинского

Фонтан Стравинского в Париже
С 1915 г. Стравинский периодически выступал в качестве дирижёра, а затем и пианиста. В 1933-1934 гг. по заказу Иды Рубинштейн совместно с Андре Жидом сочинил мелодраму «Персефона».
С 1936 г. Стравинский начал гастролировать в США. В 1937 г. в нью-йоркском театре Метрополитен-опера был поставлен его балет «Игра в карты». Он читал курс лекций в Гарвардском университете и затем принял решение переехать в США. Сначала он поселился в Сан-Франциско, потом в Лос-Анджелесе, а в 1945 г. получил американское гражданство. В этот период он создавал произведения в неоклассическом стиле: опера «Похождения повесы» (1951), балеты «Орфей» (1948), Симфония до мажор (1940) и Симфония в трёх частях (1945), Эбони-концерт для кларнета и джаз-оркестра (1946).
С начала 1950-х годов Стравинский начал систематически использовать серийный принцип (сери́йная те́хника – техника музыкальной композиции, использующая в качестве звуковысотной основы музыкального произведения ряд («серию») неповторяющихся звуков. Наиболее распространённая разновидность серийной техники – додекафония, использующая серии из 12 неповторяющихся высот).
Первым серийным сочинением стал Септет (1953). Серийным сочинением, в котором Стравинский совершенно отказался от тональности, стали «Threni» (Плач пророка Иеремии, 1958). Произведение, в котором серийный принцип абсолютен, – «Движения» для фортепиано с оркестром (1959) и Вариации памяти Олдоса Хаксли для оркестра. Завершающим в своей композиторской карьере Стравинский считал «Заупокойные песнопения» (1966) – небольшое камерное произведение. Но активность гастролей не уменьшилась: он дирижировал своими сочинениями в странах Европы и в Америке. В 1962 г. он впервые приехал на гастроли в СССР, дирижировал своими сочинениями в Москве и Ленинграде.
Умер композитор 6 апреля 1971 г. и похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции (Италия), на русской его части, недалеко от могилы Сергея Дягилева.

Творчество

Творчество композитора делят на три периода: русский, неоклассический и серийный. Это, конечно, достаточно условное деление и не хронологическое, т.к. в определённый период его сочинения могли и не соответствовать этому периоду. Скорее, указанные периоды означают только лишь работы, созданные в определённом стиле. Мы также рассмотрим творчество Стравинского в соответствии с его стилевыми предпочтениями.

Русский период

Самыми известными работами этого периода являются три балета, созданные для труппы С. Дягилева: «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». Эти произведения рассчитаны на большой оркестр, в них используются русские фольклорные темы и мотивы, а также прослеживается влияние Римского-Корсакова. Этот период назван так не по месту пребывания (Стравинский уже живёт за границей), а по сути музыкального мышления, глубоко национального.

Балет «Жар-птица» (1910)

Жизнь и музыка Игоря Стравинского

Тамара Карсавина в роли Жар-птицы
Одноактный балет. Сценарист и балетмейстер М. Фокин, художники А. Головин, Л. Бакст.
В балете использованы сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке, о Кащее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе. Фокин ввел в либретто ночные игры и хороводы зачарованных царевен из сказки «Ночные пляски» Ф. Сологуба. Весь сюжет был лишь предлогом для создания волшебных картин зачарованного царства и образа ослепительно прекрасной птицы – это соответствовало эстетике «мирискусников»: они хотели «остановить прекрасное мгновение» и любоваться им. Образ сказочной Жар-птицы – символ абсолютной, недостижимой красоты.
После премьеры балета никому не известный композитор Стравинский сразу стал знаменит.

Балет «Петрушка» (1911)

Жизнь и музыка Игоря Стравинского

Одноактный балет. Сценарий И. Стравинского, А. Бенуа. Балетмейстер М. Фокин. Художник А. Бенуа.
Действие балета происходит в 30-е годы XIX в. на Адмиралтейской площади в Петербурге во время масленичного гулянья. В центре сюжета – любовная драма кукол Петрушки, Арапа и Балерины, изображённая в духе старинного театра масок. Это история несчастной любви Петрушки к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который в конце концов убивает Петрушку. Роль Петрушки исполнил В. Нижинский. Он подчёркивал драматическое начало вместо привычного хореографического: «Прыжки, в которых он не знал соперников, уступали здесь место драматической игре, музыке и жесту» (И. Стравинский).

Жизнь и музыка Игоря Стравинского

В музыке использованы мотивы русских песен, городского фольклора и мелодий в народном духе, написанных композитором. Были использованы народные мелодии «Ах вы, сени, мои сени», «Вдоль по Питерской», «Далалынь, далалынь», «А снег тает, вода с крыши льется», «Под вечер осенью ненастной», «По улице мостовой» и др.

Балет «Весна священная» (1913)

Жизнь и музыка Игоря Стравинского

Декорация Н. Рериха
Балет в одном акте. Автор декораций, костюмов, либретто – Николай Рерих, хореограф – Вацлав Нижинский.
Сюжет в балете фактически отсутствует. Содержание «Весны священной» композитор излагает следующим образом: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного».
Рассвет. Племя собирается на праздник Священной весны. Начинается веселье, пляски. Игры возбуждают всех. Действо умыкания жен сменяется хороводами. Далее начинаются молодеческие мужские игры, демонстрирующие силу и удаль. Появляются старцы во главе со Старейшим-мудрейшим. Обряд поклонения земле с ритуальным поцелуем земли Старейшим-мудрейшим завершает яростное «Вытаптывание земли».
Глухой ночью девушки избирают великую жертву. Одна из них, Избранная, представ перед богом, сделается заступницей племени. Старцы начинают священный обряд.
Ритм – господствующая стихия балета.
Премьера балета вызвала у зрителей шок, спектакль был прерван. Только наиболее чуткие любители музыки поняли его ценность.
«...в каждой партитуре Стравинского (включая опусы последних лет) можно услышать интонации русской музыкальной речи, интонации русского фольклора, Мусоргского, Чайковского» (Г.Н. Рождественский).
Отголоски «русского стиля» находятся во многих сочинениях «неоклассического» периода.

Неоклассический период

В чём суть неоклассицизма в музыке?
Неоклассицизм – направление в академической музыке XX в., представители которого имитировали стиль музыкальных сочинений XVII-XVIII вв., особенно раннего классицизма и позднего барокко. Пик популярности неоклассицизма пришёлся на 1920-е и 1930-е годы.
Первым неоклассическим сочинением Стравинского стал балет с пением «Пульчинелла» (1920), где композитор опирался на музыку итальянских композиторов XVIII в., особенно Дж. Перголези, а собственную музыку (гармонию, ритм, оркестровку) явным образом стилизовал в манере классицизма.

Жизнь и музыка Игоря Стравинского

Сцена из балета «Пульчинелла»
Либретто создано по мотивам неаполитанской сказки начала XVIII в. Сценарист и балетмейстер Л. Мясин, художник П. Пикассо. Премьера состоялась 15 мая 1920 г. в труппе «Русский балет Сергея Дягилева» в Париже. В сюжете – любовные приключения Пульчинеллы.
Но рубежным произведением, завершающим русский и начинающим «неоклассический» период творчества Стравинского, является камерная опера «Мавра» (1922), посвящённая «памяти Глинки, Пушкина и Чайковского». Литературная основа «Мавры» – поэма А.С. Пушкина «Домик в Коломне».
В этом же стиле создана опера-оратория «Царь Эдип» (1927, на латинский текст), балет «Поцелуй феи» (1928, с использованием музыки П.И. Чайковского), Концерт для камерного оркестра «Дамбартон-Окс» (1938), балет «Аполлон Мусагет» (1928), балет «Орфей» (1947) и мелодрама «Персефона» (1933). К этому же периоду относят три симфонии Стравинского: «Симфония псалмов» (1930), Симфония in C (1940) и «Симфония в трех частях» (1945).
Неоклассицизм Стравинского носит универсальный характер. Он моделирует различные музыкальные стили эпохи Ж. Б. Люлли, И. С. Баха, К. В. Глюка, поставив своей целью установить «господство порядка над хаосом». В своём творчестве композитор был строг, не допускал эмоциональных излишеств.

Поздний («серийный») период

Жизнь и музыка Игоря Стравинского

И. Стравинский

В 50-60-е гг. Стравинский обращается к музыке добаховской эпохи, к библейским сюжетам, а с 1953 г. начинает применять жестко конструктивную додекафонную технику сочинения. Первые эксперименты с серийной техникой очевидны в небольших композициях «Кантата», «Септет» и «Три песни из Вильяма Шекспира». В «Canticum sacrum» (1955) одна из пяти частей является полностью додекафонной. Серийная техника использована в сочинениях «Агон» (1957), «Плач пророка Иеремии» (1958), «Проповедь, притча и молитва» (1961, мистерии «Потоп» (1962), представляющей собой синтез выдержек из Книги Бытия со средневековыми английскими мистериями.
Стиль Стравинского в этих произведениях становится все более аскетичным, хотя сам композитор говорит о сохранении в его творчестве национальных истоков: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это – в ее скрытой природе».
Получается, что, завершая жизненный и творческий путь, композитор возвратился к русским истокам, тоска по которым всегда присутствовала в глубине его сердца. После посещения в 1962 г. СССР он сказал: «У человека одно место рождения, одна родина – и место рождения является главным фактором его жизни».