М. И. Глинка – первый классик русской музыки

  • Печать

М. И. Глинка – первый классик русской музыки

«... Пушкин и Глинка создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке» (В.В. Стасов).

М.И. Глинка завершил процесс формирования русской композиторской школы, завоевавшей в XIX в. одно из ведущих мест в европейской культуре, он стал первым русским композитором-классиком.
Действительно, имя М.И. Глинки стоит рядом с именем А.С. Пушкина. Они были современниками, и оба прославили русскую литературу и русскую музыку, поставив их в один ряд с лучшими произведениями мирового искусства. Творчество Пушкина и Глинки стало на долгие годы вперёд ориентиром для русского искусства. 

Михаи́л Ива́нович Гли́нка (1804-1857)

М. И. Глинка – первый классик русской музыки

Я. Яненко. Портрет М. Глинки (1840-е годы)

Детство и юность

Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки.
До 6 лет его воспитывала бабушка по отцу, которая полностью отстранила мать от воспитания сына. И только после смерти бабушки мать смогла воспитывать мальчика по своему усмотрению. С 10 лет Глинку начали обучать музыке: игре на фортепиано и скрипке.
С 1817 г. Михаил воспитывался в петербургском Благородном пансионе при Главном педагогическом институте, где его гувернёром был поэт, будущий декабрист В.К. Кюхельбекер. Пребывание в Благородном пансионе оказало большое влияние на формирование мировоззрения Глинки: пансион славился прогрессивно мыслящими преподавателями. Там юноши учились спорить, отстаивать свои политические и литературные предпочтения.
В Санкт-Петербурге Глинка занимался у известных музыкальных педагогов, в том числе у Джона Фильда. В пансионе будущий композитор познакомился с А.С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи продолжались вплоть до гибели поэта.

Формирование личности М.И. Глинки

Об этом мы можем узнать от самого композитора из его «Записок».
Главными впечатлениями детства он называет русские песни: они были «первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку», а также крепостной оркестр дяди, который он «любил более всего». Мальчиком Глинка играл в оркестре на флейте и скрипке, став старше, дирижировал. «Живейшим поэтическим восторгом» наполняли его душу колокольные звоны и церковное пение. В детстве Глинка увлекался рисованием, мечтал о путешествиях, отличался живостью ума и богатой фантазией.
На формирование личности Глинки и его политических убеждений оказали также два исторических события, произошедших во время его жизни: Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов в 1825 г. Глинка даже был подвержен допросу относительно связей с «бунтовщиками» – его политические симпатии были на их стороне.
Глинка много читал, любил русскую историю, литературу, непосредственное же общение с А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Дельвигом, А. Грибоедовым, В. Одоевским, А. Мицкевичем, конечно, же, обогатило его личность и помогло в формировании мировоззрения.
Он часто посещал театры, музыкальные вечера, музицировал в 4 руки в том числе с А. Варламовым, начал сочинять романсы, инструментальные пьесы.
В 1823 г. Глинка совершил путешествие на Кавказ.

Творчество

М. И. Глинка – первый классик русской музыки

К. Брюллов. Профиль М. Глинки
Вскоре у молодого композитора появилась известность – первые его опыты композиции были очень успешными: в основном это были романсы на стихи русских поэтов. А в 1825 г. Глинка создал первый свой шедевр – романс «Не искушай» на стихи Е. Баратынского. Но композитор понимал, что для более серьёзных сочинений у него не хватает знаний, поэтому отправился в путешествие по европейским странам. Первой страной была Италия, прославившаяся своим оперным искусством. В Италии он познакомился со многими композиторами: В. Беллини, Г. Доницетти, встретился с Ф. Мендельсоном, Г. Берлиозом, Дж. Мейербером, С. Монюшко. Затем он посетил Австрию и Германию. Именно за рубежом у него «возникло намерение создать русскую оперу». В те годы оперы русских композиторов мало отличались от модного музыкального водевиля. А Глинка мечтал об опере на героический сюжет, который был бы воплощен в богатых и разнообразных формах классической оперы.
Возвратившись в Петербург, Глинка приступил к работе, и в 1836 г. была завершена опера «Иван Сусанин».

Опера М. Глинки «Иван Сусанин»

Сюжет оперы композитору подсказал В. Жуковский. Опера написана на либретто барона Розена.
Премьера состоялась 9 декабря 1836 г. под своим первым названием «Жизнь за царя». Её восприняли, как событие большого значения. Такое случается редко – чтобы с первой постановки произведение было принято публикой и критикой. На премьере присутствовал император Николай I; в знак своего чрезвычайного одобрения оперы он пожаловал Глинке бриллиантовый перстень.
В опере Глинки рассказывается о событиях 1613 г., связанных с походом польской шляхты на Москву. Вся страна поднялась на борьбу против поляков, которые были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Главным эпизодом борьбы стал подвиг крестьянина села Домнино Костромской губернии Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Согласно царской грамоте от 10 декабря 1619 г., поздней зимой 1613 г. уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа «были на Костроме». Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Федоровича. Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками «до смерти».

М. И. Глинка – первый классик русской музыки

Михаил Нестеров «Иван Сусанин» (1884)
Сам композитор назвал свое произведение «отечественной героико-трагической оперой». Главный герой оперы – народ. Личные судьбы отдельных героев предстают в неразрывной связи с судьбами родины. Широкие картины жизни народа, быта, русской природы сочетаются в опере с глубоким раскрытием многогранных характеров. Музыка оперы наполнена русскими песенными интонациями, обработанными Глинкой. А в характеристике польской шляхты он использовал ритмы польских национальных танцев: полонеза, мазурки, краковяка. В сцене праздника эти мелодии звучат бравурно и воинственно, а в лесу, предвещая гибель захватчиков – тревожно и сумрачно.
Эпилогом оперы стала грандиозная массовая сцена, среднюю часть которой составляет терцет Антониды, Вани и Собинина, оплакивающих гибель Сусанина. Оперу завершает величественный хор «Славься» – светлый гимн русскому народу, его патриотизму.

Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

М. И. Глинка – первый классик русской музыки

И. Е. Репин. М. И. Глинка за сочинением оперы «Руслан и Людмила»
Успех первой оперы придал композитору уверенность в правильном направлении творчества, и он приступил к работе над оперой «Руслан и Людмила» на сюжет поэмы А.С. Пушкина. Но в это время целый ряд обстоятельств задержал ход работы над новой оперой; самым тяжёлым из них была трагическая смерть Пушкина, с которым он предполагал работать над «Русланом и Людмилой».
Работа над оперой началась в 1837 г. и затянулась на 5 лет. Из-за смерти Пушкина либретто оперы писали несколько человек, в том числе Н. Кукольник. В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Замысел оперы значительно отличается от литературного первоисточника. Гениальной юношеской поэме Пушкина, основанной на темах русского сказочного эпоса, присущи черты легкой иронии, шутливого отношения к героям. От такой трактовки сюжета Глинка решительно отказался. Он создал произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений. В опере воспеваются героизм, благородство чувств, верность в любви; высмеивается трусость, осуждаются коварство, злоба и жестокость. Композитор акцентирует внимание на мысли о победе света над тьмой, о торжестве жизни, показывает разнообразные характеры и сложные взаимоотношения между людьми. В его опере представлены различные типы людей: благородный и мужественный Руслан, нежная Людмила, вдохновенный Баян, пылкий Ратмир, верная Горислава, трусливый Фарлаф, добрый Финн, коварная Наина, жестокий Черномор.
Премьера оперы состоялась 9 декабря 1842 г. на сцене Большого театра в Петербурге.

М. И. Глинка – первый классик русской музыки

Н. Ге «Руслан и Людмила»
Опера не вызвала такого же восторга, как «Иван Сусанин». Это было связано с тем, что Глинка ушёл от итальянской традиции, которая царила в оперном искусстве и которая была понятна публике. Всё новое часто принимается с недоумением или даже в штыки. Некоторые критики отнеслись к новому произведению композитора вообще враждебно. Глинка переделывал партитуру, сокращал её, что нарушило логику музыкального развития. Критик В. Стасов даже назвал эту оперу «мученицей нашего времени».

Дальнейшее творчество М.И. Глинки

М. И. Глинка – первый классик русской музыки

Екатерина Керн

В это же время начались сложные отношения Глинки с Екатериной Керн, дочерью Анны Керн, который Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Глинка написал романс на эти стихи и посвятил его Екатерине Керн. Ей же он посвятил свой знаменитый «Вальс-фантазию», первоначально написанный для фортепиано в 1839 г., а затем в 1856 г. оркестрованный.
Появлялись и другие произведения: романсы на стихи Пушкина, вокальный цикл «Прощание с Петербургом» на стихи Кукольника, музыка к драме Н. Кукольника «Князь Холмский».

Путешествие в Европу

Несколько лет Глинка провел за границей: в Париже в 1844-1845 гг. и в Испании в 1845-1847 гг., при этом выучив перед поездкой испанский язык. На основе испанских впечатлений композитор создал две симфонические пьесы: «Арагонская хота» (1845) и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1848-1851). В 1848 г. появилась также знаменитая «Камаринская», фантазия на темы двух русских песен – свадебной и плясовой. Простые народные мелодии засверкали новыми красками в его обработке. Эти симфонические произведения Глинки считаются началом русской симфонической музыки.

Последние годы жизни и творчества

М. И. Глинка – первый классик русской музыки

М.И. Глинка в 1856 г.
Последнее десятилетие жизни Глинка жил попеременно в России (Новоспасское, Петербург, Смоленск) и за рубежом (Варшава, Париж, Берлин). Он чувствовал недоброжелательное отношение к себе, которое угнетающе действовала на него. У него был небольшой круг истинных и горячих почитателей, которые поддерживали его (А. Даргомыжский, В. Стасов, А. Серов, молодой М. Балакирев), но это утешало лишь отчасти.
Он начинает работу над программной симфонией «Тарас Бульба» и оперой-драмой «Двумужница» по А. Шаховскому, которая осталась незаконченной. В 1856 г. у композитора появились новые творческие идеи, но им не суждено было исполниться в связи со смертью – он скончался 15 февраля 1857 г. в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. Глинки Людмилы, прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.

М. И. Глинка – первый классик русской музыки

Первый памятник М. Глинке был открыт в Смоленске в 1887 г.

Известные произведения М.И. Глинки

Среди самых известных произведений М.И. Глинки, кроме уже упомянутых нами в статье, можно назвать также камерно-инструментальные сочинения: Сонату для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932 г.), Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса, Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (1831), Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832), «Патетическое трио» для кларнета, фагота и фортепиано (1832).
Романсы: «Венецианская ночь» (1832), Патриотическая песня (была официальным гимном РСФСР и Российской Федерации с 1990 по 2000 гг.), «Я здесь, Инезилья» (1834), «Ночной смотр» (1836), «Сомнение» (1838), «Ночной зефир» (1838), «В крови горит огонь желанья» (1839), Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839), «Попутная песня» (из цикла «Прощание с Петербургом»), «Жаворонок» (из цикла «Прощание с Петербургом»), «Признание» (1840), «Слышу ли голос твой» (1848), «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855) и др.
Всем любителям музыки известны слова М.И. Глинки: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Всё творчество этого композитора может служить подтверждением этих известных его слов. Но для того чтобы так аранжировать (обрабатывать), как это делал Глинка, нужно обладать гениальной способностью проникать в самую сущность народного творчества, понимать законы этого творчества, говорить самому языком народа. В поэзии это осуществил Пушкин, в музыке – Глинка.