Пётр Ильич Чайковский – один из величайших композиторов мира

  • Печать

Пётр Ильич Чайковский – один из величайших композиторов мира

Произведения П.И. Чайковского нельзя назвать простыми. Но, при всей их сложности, они доступны и понятны любому слушателю музыки в любой стране мира.

Видимо, дело в том, что он создал свой собственный музыкальный язык, понятный и музыканту-профессионалу, и ученику музыкальной школы. В основе этого языка – лирическое начало, затрагивающее любую человеческую душу.
Творческое наследие П.И. Чайковского богато и разнообразно: 10 опер, 3 балета, 7 симфоний, 104 романса, программные симфонические произведения, концерты, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы. 

Биография

Пётр Ильич Чайковский – один из величайших композиторов мира

П. Чайковский (начало 1860-х гг.)
Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 г. в семье инженера Камско-Воткинского завода. Детство будущего композитора было счастливым и безмятежным. Необычная любовь к музыке проявилась у него очень рано. Так же рано он полюбил русскую народную музыку.
В возрасте 10 лет мальчика отправили в Петербург в Училище правоведения, и это было для него сильнейшим потрясением: разлуку с домом и родными он переносил очень тяжело. Утешением для него была только музыка. Но родители не придавали этому его увлечению большого значения.
В 1854 г. умерла его мать, которую он обожал, и эта рана осталась в его душе на всю жизнь.

Пётр Ильич Чайковский – один из величайших композиторов мира

П. Чайковский в мундире воспитанника Училища правоведения c «правоведской» треуголкой (1859)
Окончив курс в Училище правоведения, Чайковский поступил на службу. Но служба тяготила его, и он всё больше задумывался о том, чтобы стать профессиональным музыкантом.
В 1861 г. по инициативе пианиста, композитора и дирижёра Антона Рубинштейна на базе Музыкальных классов Русского музыкального общества была основана Петербургская консерватория, сюда и поступил Чайковский в класс композиции к Антону Рубинштейну. Занимался он с упоением и большим трудолюбием. После окончания консерватории Чайковский приехал в Москву по приглашению Николая Рубинштейна – преподавать. Он создал учебник гармонии, занимался переводами с иностранных языков различных учебных пособий, писал статьи. В статьях и в обширной переписке отразились эстетические идеалы композитора, питавшего глубокие симпатии к искусству Моцарта, Глинки, Шумана.
В Москве он познакомился со многими выдающими людьми, именно здесь он начал профессионально сочинять музыку.

Пётр Ильич Чайковский – один из величайших композиторов мира

Дом-музей П.И. Чайковского в Клину
С 1885 г. Чайковский поселился в окрестностях подмосковного Клина, а с 1891 г. – в самом Клину, где в 1895 г. был открыт Дом-музей композитора. Стремление к уединению для творчества не исключало глубоких и прочных контактов с русской музыкальной жизнью, интенсивно развивавшихся не только в Москве и в Петербурге, но и в других городах Российской империи. С 1887 г. начались его дирижерские выступления, которые способствовали популяризации музыки Чайковского. Он совершил концертные поездки в Германию, Чехию, Францию, Англию, Америку. Эти поездки принесли композитору мировую славу, укрепили творческие и дружеские связи с европейскими музыкантами: А. Дворжаком, Э. Григом, К. Сен-Санcом, Г. Малером и др. В 1893 г. Чайковский был удостоен степени доктора музыки Кембриджского университета в Англии.
П.И. Чайковский не принадлежал ни к каким группам и кружкам, он всегда сохранял независимую позицию. Многое сближало его с членами «Могучей кучки», но были между ними и разногласия, в результате этого в их отношениях всегда сохранялась известная дистанция.
Один из главных упреков Чайковскому из лагеря «Могучей кучки» состоял в недостаточно определенно выраженном национальном характере его музыки. В то время было распространено мнение о чуждости Чайковскому национальных русских элементов, о чрезмерно «европеизированном» и даже «космополитическом» характере его творчества. Сейчас эти суждения звучат абсурдно, т.к. более русского композитора сложно себе представить. Русскую народную музыку он включал во многие свои симфонические и фортепьянные произведения. Судьбы отечественного искусства всегда глубоко волновали его. Он преклонялся перед величием М.И. Глинки, отзываясь только в восторженной степени о его творчестве: «Небывалое явление в сфере искусства», «настоящий творческий гений», «нечто подавляющее, исполинское», подобного чему нет «ни у Моцарта, ни у Глюка, ни у кого из мастеров» слышалось Чайковскому в заключительном хоре «Жизни за царя». О «Камаринской» Глинки он говорил, что «вся русская симфоническая школа в „Камаринской", подобно тому как весь дуб в жёлуде». Он так писал о своих чувствах к родине: «...Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь вообще и в её великорусские части в особенности <...> Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи. Лермонтов прямо говорит, что темной старины заветные преданья не шевелят души его. А я даже и это люблю».
Но Чайковского волновали не только исторические события, но и внутренняя жизнь, душевный мир человеческой личности. Поэтому индивидуальное у него всегда преобладало над общим, лирика ему была интереснее, чем эпос. Элемент личного, субъективного всегда присутствует у Чайковского, к каким бы темам он ни обращался. Лирической теплотой и проникновенностью пронизаны в его произведениях и картины быта, и картины любимой им русской природы.
П.И. Чайковский любил и знал русскую классическую литературу: преклонялся перед гением Пушкина, любил многое у Тургенева, тонко чувствовал и понимал лирику Фета, восхищался творчеством Аксакова, а Л.Н. Толстого называл «величайшим из всех художественных гениев», каких когда-либо знало человечество. Из современных писателей больше всего любил Чехова.

Пётр Ильич Чайковский – один из величайших композиторов мира

Н. Кузнецов. Портрет Петра Ильича Чайковского (1893). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
По натуре и образу мысли он был типичным русским интеллигентом своего времени. Его отличало неутолимое беспокойство духа – «тоска по идеалу», как выразился он сам. Всю свою жизнь он напряженно искал твердой духовной опоры, обращаясь то к философии, то к религии, но так и не смог её найти. «...Я не нахожу в своей душе силы выработать какие-нибудь прочные убеждения, потому что я как флюгер верчусь между традиционной религией и доводами критического разума», писал он в возрасте 37 лет. Через 10 лет он записал в дневнике: «Жизнь проходит, идет к концу, а я ни до чего не додумался, даже разгоняю, если являются роковые вопросы, ухожу от них».
Неожиданная смерть застала Чайковского в полном расцвете жизненных и творческих сил: 6 ноября 1893 г. он скончался от холеры, заразившись ею в ресторане, где ему подали некипячёной воды – в Петербурге того времени была неблагоприятная эпидемиологическая ситуация из-за холеры.
Похоронен композитор в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Пётр Ильич Чайковский – один из величайших композиторов мира

Надгробие П.И. Чайковского

Творчество П.И. Чайковского

Симфоническая музыка

Симфония № 1 соль минор «Зимние грёзы» (1866)

Симфония «Зимние грёзы» – первое произведение, написанное по переезде в Москву (окончание периода ученичества). «Ни одно произведение не давалось ему ценой таких усилий и страданий» (Модест Чайковский, брат композитора). В симфонии отражены настроения, надежды и мечты молодого композитора, обра¬зы природы и народного быта. «Зимние грезы» с успехом исполнялись в Москве и Петербурге.

Пётр Ильич Чайковский – один из величайших композиторов мира

П. Чайковский (конец 1860-х гг.)

Симфония № 2 до минор, «Малороссийская» (1872)

Симфония была начата в украинском имении Каменка, где жила его сестра Александра Ильинична Давыдова. Каменка очень вдохновляла Чайковского. В финале симфонии звучит украинская народная песня «Журавель». Произведение имело большой успех.

Симфония № 3 ре мажор (1875)

Эта симфония акже была принята слушателями с воодушевлением. «По силе содержания, по разнообразному богатству формы, по благородству стиля, запечатленному самобытным, индивидуальным творчеством, и по редкому совершенству техники симфония г. Чайковского составляет одно из капитальных явлений музыки последних лет...» (Русский музыкальный и литературный критик Г. Ларош).

Симфония № 4 фа минор (1877)

В Четвёртой симфонии показано столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока. Это бетховенская идея. Но у Бетховена герой – борец, а у Чайковского – обычный человек, мучающийся, страдающий под ударами судьбы, ищущий выхода, пытающийся забыться в воспоминаниях, грёзах, спастись от одиночества... Симфония посвящена Н. Ф. фон Мекк.

Программная симфония «Ма́нфред» (1885)

Пётр Ильич Чайковский – один из величайших композиторов мира

Написана на основе драматической поэмы Д. Байрона.

Симфония № 5 ми минор (1888)

Почти через 11 лет после создания Четвертой симфонии Чайковский вновь обратился к той же теме. Теперь он хочет решить ее по-иному: вступить в борьбу с роком и победить его. В основу Пятой симфонии также положена «тема судьбы». В финале симфонии – мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла».

Симфония № 6 си минор, «Патетическая» (1893)

Пётр Ильич Чайковский – один из величайших композиторов мира

П. И. Чайковский (1893)
Это последняя симфония Чайковского, посвящённая племяннику В. Давыдову. В ней противопоставлены темы жизни и смерти. Премьера состоялась в Петербурге под управлением автора, за 9 дней до его смерти. «Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей сочинительской карьеры... Неопределенный план такой симфонии давно носится у меня в голове, но нужно стечение многих благоприятных обстоятельств для того, чтобы замысел мой мог быть приведен в исполнение. Надеюсь не умереть, не исполнивши этого намерения» (из письма П.И. Чайковского к князю Константину Романову).
В симфонической поэме «Буря» (1873) композитор воплотил идею слияния человека с природой, воспел любовь как могучую и вечную силу.
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869) – гениальное воплощение шекспировской трагедии в симфонической музыке.
Фантазия «Франческа да Римини» (1876) повествует о трагической борьбе за счастье и любовь. Проникновенному лирическому рассказу Франчески противопоставлены страшные картины ада.
В 1875 г. Чайковский создал Первый концерт для фортепиано с оркестром, ставший впоследствии необычайно популярным. Народные украинские мелодии, использованные в нем, придают всей музыке широту и напевность. Особое обаяние концерту сообщает сочетание лиричности и виртуозности.

Балеты

П.И. Чайковский – автор трёх балетов:
«Лебединое озеро» (1877) на основе фольклорных сюжетов. Подробнее об этом балете читайте на другом нашем сайте здесь.
«Спящая красавица» (1889) по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро. Подробнее – здесь.
«Щелкунчик» (1892) по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Подробнее – здесь.

Пётр Ильич Чайковский – один из величайших композиторов мира

Балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро» на сцене Мариинского театра (Петербург)

Оперы

«Воевода» (1869)

Опера по пьесе А. Н. Островского «Воевода» («Сон на Волге»), его же либретто совместно с композитором. Это первая опера композитора. Премьера – в 1869 г. в Москве на сцене Большого театра. Самым суровым критиком своей первой оперы был Чайковский: он уничтожил её, признав слабой, и восстановлена она была уже в советское время музыковедом П. Ламмом. На оперной сцене идет в редакции Ю. Кочурова.

«Ундина» (1869)

Это вторая опера П.И. Чайковского. Создавалась на уже готовое либретто В. А. Соллогуба, ранее в изменённом виде использованное в одноимённой опере композитора А.Ф. Львова. В основе либретто – поэма Ф. Ламотт-Фуке. «Ундина» не была принята к постановке театральной дирекцией и так же, как «Воевода», уничтожена композитором.

«Опричник» (1872)

Либретто П.И. Чайковского по одноименной трагедии И. Лажечникова.
Премьера состоялась в Мариинском театре Петербурга 12 апреля 1874 г. под управлением Э. Направника и имела серьёзный успех. Действие оперы происходит в Москве во время опричнины (время Ивана Грозного). Работа над ней шла тяжело. Сам композитор писал брату так: «Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе».

«Евгений Онегин» (1878)

Пётр Ильич Чайковский – один из величайших композиторов мира

И.Е. Репин. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Лирические сцены в 3 действиях на либретто композитора К. Шиловского, основанное на одноименном романе в стихах А.С. Пушкина.
Об этой опере подробнее читайте на нашем сайте здесь.

«Орлеанская дева» (1879)

Пётр Ильич Чайковский – один из величайших композиторов мира

Anton-Hermann Stilke «Жанна д'Арк на костре» (1843)
Опера в 4 действиях на либретто Чайковского, основанное на одноименной драме Ф. Шиллера в переводе и с сохранением многих стихов В. Жуковского. В центре оперы – образ Жанны д'Арк, национальной героини Франции. Действие оперы происходит в начале XV в. во Франции. Впервые опера была исполнена в Мариинском театре Петербурга в 1881 г.
Оперы Чайковского 70-х годов лишены внешних эффектов, композитор стремился к естественности и простоте, лиричности.

«Мазепа» (1883)

Пётр Ильич Чайковский – один из величайших композиторов мира

Г.О. Сёдерстрем «Карл XII и гетман Мазепа после Полтавской битвы»
Опера на сюжет поэмы А.С. Пушкина «Полтава». Либретто В. Буренина (с дополнениями П.И. Чайковского). Премьера состоялась в феврале 1884 г. в Большом театре Москвы и имела скромный успех. Действие оперы происходит на Украине в начале XVIII в.

«Черевички» (1885)

Опера «Кузнец Вакула» (на сюжет «Ночи перед рождеством» Н.В. Гоголя) проникнута украинскими песенными интонациями. В 1885 г. композитор сделал второй вариант оперы, назвав ее «Черевички».

«Чародейка» (1887)

Пётр Ильич Чайковский – один из величайших композиторов мира

Ф. Федоровский. Эскиз декорации к опере Чайковского «Чародейка»
Опера в 4 действиях на либретто И. Шпажинского по его трагедии «Чародейка». Действие происходит в Нижнем Новгороде и его окрестностях в последней четверти XV в. «Чародейкой» называют молодую вдову Настасью за её весёлый нрав и любовь к ней людей. Любовная история заканчивается трагедией.
Первая постановка оперы состоялась 20 октября 1887 г. в Мариинском театре Петербурга, дирижировал П.И. Чайковский.

«Пиковая дама» (1890)

Опера в 3 действиях, либретто Модеста Чайковского по мотивам одноимённой повести А.С. Пушкина. Опера была написана всего за 44 дня.
Первое исполнение оперы состоялось в Мариинском театре Петербурга 19 декабря 1890 г. и имело огромный успех.

Пётр Ильич Чайковский – один из величайших композиторов мира

А. Бенуа «Германн у подъезда дома графини» (1910)

«Иоланта» (1891)

Лирическая опера в одном действии (в настоящее время опера идет в двух действиях). Трогательная история слепой Иоланты, исцелившейся благодаря любви. Либретто Модеста Чайковского по пьесе В.Р. Зотова, которая основана на драме Генриха Герца «Дочь короля Рене».

Пётр Ильич Чайковский – один из величайших композиторов мира

Е. Чудновская. Иллюстрация к опере
Это последняя опера композитора.
О некоторых произведениях П.И. Чайковского вы можете прочитать на другом нашем сайте: П.И. Чайковский «Времена года», Романсы П.И. Чайковского, П.И. Чайковский «Детский альбом».

Духовная музыка

В 1878-1887 гг. Чайковский написал полные циклы важнейших богослужений Православной Церкви: «Литургии святого Иоанна Златоуста» и «Всенощного бдения», отдельные хоры в сборнике «Девять духовных музыкальных сочинений» и пасхальный хор «Ангел вопияше».
Будучи верующим человеком, Чайковский посещал и любил церковные службы. «Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений... о, всё это я ужасно люблю, это одно из величайших моих наслаждений!» (из письма к Н. Ф. фон Мекк от 29 ноября 1877 г.)

О творчестве П.И. Чайковского

П.И. Чайковский – ярчайший представитель музыкального романтизма в России XIX в. Он никогда не выражал желания стать «композитором-реформатором», но просто воспринял всю систему жанров, существовавших в современной ему Европе: симфонию, симфоническую поэму, струнный квартет, сольный инструментальный концерт, сонату, сюиту и пр. Музыка Чайковского ярко индивидуальна, её авторство безошибочно можно определить на слух.
«Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке. И в этом – её бессмертие» (Дмитрий Шостакович).