К.В. Глюк – оперный реформатор, один из величайших композиторов эпохи классицизма

  • Печать

К.В. Глюк – оперный реформатор, один из величайших композиторов эпохи классицизма

Своими операми К.В. Глюк открыл новую эпоху музыкального театра.

С его именем связана реформа итальянской оперы-сериа и французской лирической трагедии во второй половине XVIII в. О́пера-се́риа (итал. ореrа seria – серьёзная опера) – жанр итальянской оперы, который возник в конце XVII в. в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. В основном оперы-сериа создавались на героико-мифологическую или легендарно-историческую тему. В музыке такой оперы преобладали речитативы и большие виртуозные арии солистов. Оперы-сериа писали Алессандро Скарлатти, Георг-Фридрих Гендель, Никколо Пиччини, Джакомо Мейербер, ранний Моцарт, Антонио Сальери и др. И сам Кристоф Виллибальд Глюк начинал именно с таких опер.
Но в историю мировой музыки Глюк вошел как композитор, положивший начало новому оперному стилю. На европейской оперной сцене в то время царила итальянская музыка. Но она уже устарела и своими манерами, и виртуозными, но пустыми по смыслу ариями. Содержание оперы, её смысл никого не волновали, казалось, композиторы сочиняли оперы только для того, чтобы певцы могли показать свои вокальные возможности. Фактически опера превратилась в пустое и бессодержательное представление, т.е. в развлекательное искусство. И вот Глюк воспротивился этому умалению данного музыкального жанра.

К.В. Глюк – оперный реформатор, один из величайших композиторов эпохи классицизма

А. Гудон. Скульптурный портрет Кристофа Виллибальда Глюка (70-80-е годы XVIII в.)
Сам Глюк также испытал на себе влияние итальянской оперы-сериа: он написал более 20 опер и балетов подобного рода. И в то же время он понимал, что дальнейшее развитие оперного жанра невозможно без его реформирования, что оно находится в кризисе.
Своё ви́дение новой оперы Глюк выразил так: «Мне казалось, что музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую играют яркость красок и верно распределённые эффекты светотени, оживляющие фигуры, не изменяя их контуров по отношению к рисунку... Я стремился изгнать из музыки все излишества, против которых тщетно протестуют здравый смысл и справедливость. Я полагал, что увертюра должна осветить зрителям действие и служить как бы вступительным обзором содержания: инструментальная часть должна обусловливаться интересом и напряжённостью ситуаций... Вся моя работа должна была свестись к поискам благородной простоты, свободе от показного нагромождения трудностей в ущерб ясности; введение некоторых новых приёмов казалось мне ценным постольку, поскольку оно отвечало ситуации. И, наконец, нет такого правила, которое бы я не нарушил ради достижения большей выразительности. Таковы мои принципы».
Глюк соединил эпизоды оперы в большие сцены, объединённые общим содержанием; к этому содержанию он привязал и увертюру, которая в то время обычно представляла собой отдельный концертный номер; повысил роль хора и оркестра. Но написанные им новые оперы («Альцеста», «Парис и Елена») поддержки у публики не нашли. И это не удивительно: новое обычно с трудом принимается, чаще всего оно подвергается критике или отторгается.
И вот в 1762 г. в Вене Глюк ставит свою новую оперу «Орфей и Эвридика». Она и была началом той революции, которая на многие десятилетия вперед предопределила пути европейского оперного театра. 

Опера «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка

Опера написана на сюжет греческого мифа об Орфее (подробнее узнать содержание мифа здесь). Античный сюжет о преданной любви Орфея и Эвридики – один из самых распространенных в опере. До Глюка он был использован в произведениях Пери, Каччини, Монтеверди, Ланди и ряда второстепенных авторов. Глюк трактовал и воплотил его по-новому. Реформа Глюка, впервые осуществленная в «Орфее», была подготовлена многолетним опытом творчества, работы в крупнейших европейских театрах.

К.В. Глюк – оперный реформатор, один из величайших композиторов эпохи классицизма

«Орфей» справедливо считается шедевром музыкально-драматического гения Глюка. В этой опере впервые музыка органично подчинена драматическому действию. Речитативы, арии, пантомимы, хоры, танцы полностью раскрывают смысл действия.
Увертюра оперы музыкально не связана с действием (это будет в последующих операх автора), она выдержана в живом движении, жизнерадостном характере.
Лучшие оперы Глюка («Альцеста», 1767, «Ифигения в Авлиде», 1774, «Армида», 1777, «Ифигения в Тавриде», 1779) написаны на сюжеты мифов и трагедий древних греческих писателей (за исключением «Армиды»). Именно в античном искусстве нашел Глюк большие и сильные страсти, могучие характеры, высокий драматизм. Для каждого героя этих опер композитор нашел сильную, смелую музыкальную речь, запечатлев их душевные порывы, мощь и чистоту страстей, драматизм переживаемых событий.

Из биографии Кристофа Виллибальда Глюка (1714-1787)

К.В. Глюк – оперный реформатор, один из величайших композиторов эпохи классицизма

Ж. Дюплесси. Портрет композитора К.В. Глюка (1775)
О детстве композитора известно мало. Он родился в семье лесничего в Баварии (Германия), с детства был увлечён музыкой и, по-видимому, получил домашнее музыкальное образование. Его отец не хотел видеть своего старшего сына музыкантом, поэтому молодой Глюк ушёл из дома. Некоторое время он учился в Пражском университете, зарабатывая на жизнь музицированием, т.к. хорошо играл на скрипке, виолончели, а также пел.
Жизнь Глюка была нелегкой. Он много странствовал, ему приходилось сталкиваться с непониманием публики, с унизительной службой у вельмож, которые относились к музыкантам как к своей собственности. Но, несмотря на все сложности судьбы, он никогда не поступился своими творческими принципами.
Первые его оперы были большей частью традиционными. И только опера «Орфей и Эвридика», вошедшая в историю как произведение новаторское, открыло новую эпоху оперной музыки. Парижская публика разделилась на ярых сторонников и противников Глюка, некоторые противопоставляли глюковскому стилю творчество итальянского композитора Пиччинни, который сам, впрочем, стоял в стороне от борьбы. «Глюкисты» и «пиччиннисты» полемизировали, боролись, шумели, страсти накалялись. Но, несмотря на шум и споры, время делало свое дело.
Музыка Глюка постепенно завоевывала любовь народа и признание критиков. Слава композитора росла все более к концу его жизни. Он умер от инсульта 15 ноября 1787 г.

Несколько слов о творчестве К.В. Глюка

Кристоф Виллибальд Глюк был композитором преимущественно оперным, но точное количество принадлежащих ему опер не установлено: считается, что их было свыше 100.
Его принципы в оперном творчестве переняли композиторы Антонио Сальери, Луиджи Керубини, Л. ван Бетховен, Гектор Берлиоз, Р. Вагнер и др. Творческие идеи Глюка определили дальнейшее развитие оперного театра, в XIX в. не было крупного оперного композитора, который в большей или меньшей степени не испытал бы влияния этих идей. Эти идеи были близки и русской оперной культуре: от Михаила Глинки до Александра Серова.
Глюку принадлежит также ряд сочинений для оркестра: симфоний, увертюр, концерт для флейты с оркестром (G-dur), 6 трио-сонат для 2 скрипок и генерал-баса. В содружестве с Г. Анджолини, кроме «Дон Жуана», Глюк создал ещё три балета: «Александр» (1765), «Семирамида» (1765) и «Китайский сирота» по трагедиям Вольтера.

К.В. Глюк – оперный реформатор, один из величайших композиторов эпохи классицизма

Статуя К. В. Глюка в Гранд-Опера (Париж)