Вольфганг Амадей Моцарт – один из величайших музыкальных гениев человечества

Вольфганг Амадей Моцарт – один из величайших музыкальных гениев человечества

Моцарт сочинял музыку во всех существовавших в его время жанрах и формах и в каждом из них оставил шедевры. Его светлое и лучезарное творчество вселяет веру в победу разума и справедливости.

П.И. Чайковский сказал о нём так: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки». 

Детство В.А. Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт – один из величайших музыкальных гениев человечества

Неизвестный художник, предположительно Пьетро Антонио Лоренцони. Портрет 6-летнего Вольфганга в костюме, подаренном императрицей (1763)
Родился Вольфганг Амадей Моцарт в 1756 г. в городе Зальцбурге, расположенном в очень живописной местности Австрии. В XVIII в. Зальцбург входил во владения архиепископа Зальцбургского, который содержал капеллу – хор и оркестр. Придворным композитором, капельмейстером и скрипачом был Леопольд Моцарт.

Вольфганг Амадей Моцарт – один из величайших музыкальных гениев человечества

Леопольд, Вольфганг и Наннерль. Акварель Кармонтеля (1763-1764) 

У него были одарённые дети: 8-летняя Мария Анна (в семье её называли Наннерль) виртуозно играла на клавесине, Вольфганг уже в 3 года уверенно повторял пьесы, которые разучивала его сестра, а с 4 лет начал сам сочинять музыку. В возрасте 6 лет он уже сочинял небольшие сонаты для клавесина, импровизировал на этом инструменте, а затем освоил игру на скрипке и органе. С детьми занимался отец. Он понимал, что его дети необыкновенно талантливы, и решил показать их при императорских и королевских дворах и в больших городах.

Начало творчества

В 1762 г. он привёз их в Вену, где чудо-дети много выступали, получали богатые подарки и укрепили отца в правильности его решения. Затем было следующее турне Вольфганга и Наннерль с отцом, которое длилось 3,5 года (Германия, Швейцария, Бельгия, длительное пребывание в столицах Европы Лондоне и Париже). В Лондоне Моцарт сочинил свою первую симфонию. Вернувшись в Зальцбург, дети усердно занимались по школьной программе, изучали иностранные языки, совершенствовали игру на клавесине, скрипке, органе.
В 1768 г. (в возрасте 12 лет!) Моцарт написал свои первые комические оперы «Притворная простушка» и «Бастьен и Бастьенна».
Затем Вольфганг с отцом отправились в Италию, где провели более 2 лет, наполненных успехом, и там Моцарт написал много произведений в духе итальянской музыки. Он ещё подросток, но ему уже знаменитый Миланский оперный театр заказывает большую оперу-сериа «Митридат, царь Понтийский». В конце 1770 г. она прошла с большим успехом. В возрасте 14 лет Моцарт после необходимых испытаний (очень сложных, доступных даже не всем взрослым музыкантам) удостаивается звания члена Болонской музыкальной академии.
Когда после такого триумфа он снова вернулся в провинциальный Зальцбург, его стало тяготить ярмо службы у архиепископа, фактически лакейское. Он стремился покинуть Зальцбург, но это оказалось непростым делом именно из-за его гениальности: всюду местные музыканты видели в нем опасного конкурента. Ведь он уже был не просто чудо-ребёнком, которым можно было только восхищаться. Теперь он стал серьёзным музыкантом. А поездка в Париж весной 1778 г. и вовсе закончилась семейной катастрофой: умерла мать, сопровождавшая Вольфганга в этой поездке.
И снова Зальцбург... Но, уходя в работу с головой, он убегал от отчаяния. В этот период он написал много инструментальных сочинений (симфоний, дивертисментов для симфонического оркестра, серенад для различных ансамблей, сонат, концертов). И всё явственнее проступают черты, свойственные только ему, Моцарту. И в 1781 г., несмотря на уговоры отца, он порвал с архиепископом Зальцбургским и уехал в Вену навсегда.

Наконец, Вена!

В первый год жизни в Вене музыкальная судьба оказалась к Моцарту благосклонной. Он получил заказ от театра «Национального зингшпиля» на комическую оперу. Зингшпили – немецкие и австрийские народные представления сказочного или фантастического содержания, с танцами и пением. В таком духе и была им написана в 1782 г. опера «Похищение из сераля» (1782). Она имела большой успех в Вене и городах Германии. И это был первый шаг в создании национальной немецкой оперы. Кроме того, в Вене Моцарт начал преподавать.
В 1782 г. Моцарт женился на Констанции Вебер, хотя его отец был против этого брака. Со временем он смирился с женитьбой сына, но в душе относился к Констанции враждебно.

Вольфганг Амадей Моцарт – один из величайших музыкальных гениев человечества

Моцарт и Констанция во время своего медового месяца (открытка XIX в.)

Опера «Свадьба Фигаро»

В 1785-1786 гг. Моцарт пишет оперу «Свадьба Фигаро» по одноименной комедии Бомарше (либретто Лоренцо да Понте). Премьера оперы состоялась 1 мая 1786 г. в венском Бургтеатре.

Вольфганг Амадей Моцарт – один из величайших музыкальных гениев человечества

Граф Альмавива, Сюзанна и Керубино за креслом. Сцена из 1-го акта оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Акварель XIX в.
Главный герой – простой человек, это новый образ в опере. Он умён, ловок, смело бросает вызов католической церкви.
Трудно себе представить, что эта всеми теперь любимая опера была в своё время революционным сочинением, высмеивающем аристократию. Долгое время пьеса Бомарше вообще была запрещена для постановки на парижской сцене, а император Иосиф II разрешил постановку оперной версии только после того, как либреттист уверил его в том, что наиболее скандальные бунтарские строки из либретто изъяты. Но не только содержанием оперы было революционным, таковой была и музыка. В «Свадьбе Фигаро» нет таких речитативов и арий, при которых примадонна лишь демонстрирует свой голос. Впервые в самой музыке оперных арий создавалась характеристика действующих лиц, в музыке ансамблей отражались их взаимоотношения. Не вымышленные герои, но современные Моцарту люди с их сложным душевным миром предстают перед слушателями в этих операх. Впервые музыка оркестра так глубоко и полно воплощает содержание оперы, ее образы и развивается подобно музыке симфоний.
Опера имела хороший приём, некоторые номера и арии многократно пелись на «бис». Но всего лишь после девяти повторений опера была снята. Вена новых опер Моцарта не оценила. Зато в Праге публикой, более просвещенной и далекой от придворного мира, эти произведения были приняты восторженно, «Свадьба Фигаро» имела ошеломляющий успех: вся Прага буквально помешалась на опере, мелодии из неё «растащили» на музыку для танцев, их распевали на улице и даже играли в трактирах. Благодаря такому успеху на рождество 1786 г. Моцарт получил приглашение приехать в Прагу. Здесь ему был устроен такой тёплый и радушный приём, какого он не испытывал в Вене уже много лет. В Праге он всегда находился в центре внимания: их с Констанцией регулярно приглашали на обеды, приёмы и оперные спектакли. Особенно Моцарт был польщён всеобщей любовью к «Свадьбе Фигаро».

Опера «Дон Жуан»

Возвратившись в Вену в феврале 1787 г., Моцарт принялся за работу над оперой «Дон Жуан» (либретто Лоренцо да Понте). В самый разгар работы над оперой, 28 мая 1787 г., умирает Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея.
В основе сюжета оперы – старинная легенда о Дон Жуане, дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин. Возникшая в средневековой Испании, легенда эта приобрела широкую известность во многих европейских странах. Сюжет был впервые обработан испанским драматургом Тирсо де Молина (1571-1648), впоследствии привлекал многих писателей, в том числе Мольера и Гольдони. В XIX в. к образу Дон Жуана обращаются Байрон, Гофман, Пушкин, Мериме и др. Неоднократно использовали эту тему и музыканты. В этих произведениях легенда о Дон Жуане получала разную трактовку: в некоторых из них Дон Жуан характеризовался как преступный, грубый сластолюбец, получающий заслуженное возмездие. Но иногда в его образе подчеркивались и привлекательные черты: бесстрашие, чувство чести, остроумие, вечные поиски идеала, смелый бунт против устаревших норм морали.
Либретто да Понте написано в комедийном плане. Но музыка Моцарта выводит оперу за рамки комедии. Композитор создал глубокое произведение, полное больших страстей и острых столкновений характеров.
Дон Жуан Моцарта – сложный и многогранный образ. Осуждая своего героя на гибель, композитор в то же время поэтизирует, облагораживает его облик: его Дон Жуан отважен, обаятелен, полон жизненной энергии. Остальные персонажи оперы занимают подчиненное положение. Их поступки, мысли и чувства связаны с действиями Дон Жуана.
Моцарт назвал свою оперу «веселой драмой», т.е. трагикомедией. Мастер музыкально-психологической характеристики, Моцарт ярко и выразительно рисует в ариях чувства своих героев, а их взаимоотношения, порой тонкие и сложные, раскрывает в многочисленных ансамблях. Драматургия оперы строится на сопоставлении противоположных начал: радости, света и рокового возмездия, бурлящего потока жизни и холода смерти, воплощенных в образах Дон Жуана и командора.

Вольфганг Амадей Моцарт – один из величайших музыкальных гениев человечества

Дорис Шток. Портрет Моцарта (1789)
В Вене опера имела большой успех. Но материальное положения Моцарта и его семьи становилось всё хуже. Это было связано и с болезнью Констанции, и с всё меньшей популярностью его как исполнителя. Ни оперы, ни столь же гениальные три последние его симфонии (ми-бемоль-мажорная, соль-минорная и до-мажорная «Юпитер»), ни его замечательные песни (например, «Фиалка»), ни смычковые квартеты и клавирные концерты последних лет не спасают его от нужды. Не дают нужных средств к существованию и виртуозная игра на клавесине, и редкий дар импровизации.
Тяжелая жизненная борьба постепенно подрывает его физические силы. Но только не духовные. Он по-прежнему приветлив, по-детски простодушен, общителен, непрерывно занят работой. Его гениальность сочетается с огромным трудолюбием.

Последние шедевры Моцарта

В 1791 г., последнем году своей жизни, Моцарт дарит миру еще два шедевра: оперу-зингшпиль «Волшебная флейта» и «Реквием».
«Волшебную флейту» заказал Моцарту директор венского театра Шиканедер. Он же написал и текст этой сказочной оперы. Извечная мудрость народной сказки, утверждающей победу добра над злом, была близка убеждениям Моцарта. Он верил в способность человека совершенствоваться, в победу света и разума над душевным мраком и темными силами. Глубина мысли и чувств не мешает искреннему, от души юмору.
Сюжет «Волшебной флейты» связан с мифологией Древнего Египта. Разнообразные экзотические обычаи изображают масонский ритуал и вместе с тем веселую детскую сказку, нечто среднее между кукольным спектаклем и цирковым представлением.
«Реквием» был последним произведением Моцарта, заупокойное богослужение заказал композитору таинственный незнакомец. Это подействовало на Моцарта удручающе: он не мог освободиться от мысли, что пишет «Реквием» для своих похорон. Но, как стало известно позже, ничего мистического в этом заказе не было: знатный заказчик желал получить ноты и затем выдать это произведение за свое. Но Моцарту такое объяснение и в голову не могло прийти.

Вольфганг Амадей Моцарт – один из величайших музыкальных гениев человечества

Г.Н. О'Нил «Последние часы жизни Моцарта» (1860-е годы)
Его здоровье, которым он не отличался с рождения, было очень подорвано всей его напряжённой жизнью, огромными нагрузками, переживаниями... В результате он скончался 5 декабря 1791 г. Полемика вокруг обстоятельств смерти Моцарта не утихает и по сей день, несмотря на то, что со дня смерти композитора прошло более 200 лет. С его смертью связано огромное количество версий и легенд, с которыми вы можете ознакомиться самостоятельно, но самое большое распространение, благодаря «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» получила легенда об отравлении Моцарта известным в то время композитором Антонио Сальери. Однако абсолютное большинство учёных считает, что Моцарт умер естественным путём.
В предчувствии близкой смерти Моцарт указал своему ученику Зюсмайеру, как закончить «Реквием». По его просьбе друзья, собравшиеся у него, исполнили то, что он успел написать сам.

Вольфганг Амадей Моцарт – один из величайших музыкальных гениев человечества

Йозеф Ланге. Портрет Моцарта, один из последних (1789)

О творчестве Моцарта

О его творчестве уже столько сказано и написано, что трудно подобрать ещё какие-то особенные слова. Скажем просто: красота и безупречность музыкального вкуса царит во всем, что он написал. С этим сочетаются и правда жизни, и умение видеть и передать в музыке ту бесконечную радость жизни, которую видел и чувствовал композитор. Внутренний мир Моцарта был богат и разнообразен. Такой же была и его музыка.
Отличительная черта его творчества – сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. В музыке Моцарта множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), но она принадлежит национальной венской почве.
Моцарт – сильнейший мелодист. Его мелодика исходит из австрийской и немецкой народной песни, а также итальянской.
Особе место в творчестве Моцарта занимают оперы. Он является одним из реформаторов жанра оперы (наряду с Глюком). Но Моцарт, в отличие от Глюка, основой оперы считал музыку. Он создал такой тип оперы, где музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. В его операх созданы живые и многогранные характеры, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления.
Его симфоническая и инструментальная музыка отличаются певучестью и драматической конфликтностью. Моцарт был одним из создателей жанра классического концерта. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.

Вольфганг Амадей Моцарт – один из величайших музыкальных гениев человечества

Памятник Моцарту в Зальцбурге