И.С. Бах – один из величайших композиторов всех времён и народов

И.С. Бах

... На сцену вышел маленький мальчик, сел за рояль и заиграл I часть концерта фа минор И.С. Баха.

Это Елисей Мысин из Ставрополя, 5-летний финалист Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица» 2016 г. Он серьёзно и с глубоким погружением в музыку исполняет Баха – композитора, которому 5 лет исполнилось 326 лет тому назад!

И.С. Бах – один из величайших композиторов всех времён и народов

Елисей Мысин
Вы только вдумайтесь: более 300 лет назад написанная музыка привлекает и волнует наших современников, да ещё таких маленьких! Что же такого особенного в музыке Баха? Почему она столько лет привлекает слушателей и исполнителей? За эти годы очень многое изменилось в сознании и образе жизни людей.

И.С. Бах – один из величайших композиторов всех времён и народов

Э.Г. Гаусман. Портрет И.С. Баха (XVIII в.)
Взгляните на портрет И.С. Баха 1746 г. – и одет он странно, и парик его кажется смешным, хотя мы и понимаем, что так одевались в начале XVIII в. Многое изменилось, но не всё. Не изменилась человеческая душа, которая по-прежнему тянется к прекрасному, настоящему, а всё это есть в хорошей музыке.
Поэтому и звучит в наших музыкальных школах музыка Баха: «Пьесы из нотной тетради Анны-Магдалины Бах» играет каждый начинающий пианист. Музыка, написанная на века... Интересно, догадывался композитор о том, что его произведения будут звучать на новых инструментах спустя сотни лет? 

О творчестве И.С. Баха

Иоганн Себастьян Бах 27 лет руководил музыкальными занятиями в школе маленьких певчих при церкви св. Фомы в городе Лейпциге. По воскресным дням и в праздники он дирижировал оркестром и большим церковным хором. Исполнялись его новые сочинения: кантаты (вокально-симфонические произведения с сюжетом, но без сценического действия), мессы (вокально-симфонические произведения на текст католической службы), мотеты (многоголосные хоровые сочинения).

И.С. Бах – один из величайших композиторов всех времён и народов

Памятник И.С. Баху у церкви св. Фомы в Лейпциге (Германия)
При жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Его органные прелюдии, фантазии, токкаты, пассакалии, хоральные прелюдии и фуги были очень популярны. Орган был любимым инструментом Баха, он даже переложил для органа несколько скрипичных концертов Антонио Вивальди. Для органа Бах писал всю жизнь и даже давал консультации при постройке органов, а также настраивал этот сложный музыкальный инструмент.

И.С. Бах – один из величайших композиторов всех времён и народов

Орган в церкви Богородицы (Мюнхен, Германия)
Много писал Бах и для клавесина. Этот музыкальный инструмент – предшественник пианино. Его «Хорошо темперированный клавир» в двух томах, написанных в 1722 и 1744 гг., знаком каждому начинающему пианисту. В каждом томе содержится по 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую употребительную тональность.

И.С. Бах – один из величайших композиторов всех времён и народов

Клавесин. Музей музыки (Барселона, Испания)
Эти пьесы Бах написал для фортепиано нового устройства, по-новому настроенного (темперированного). В его времена такое фортепьяно только начинало появляться и не всегда музыкантами встречалось благосклонно. Но Бах с удовольствием принял новый инструмент и создал «Хорошо темперированный клавир», который до сих пор считают «энциклопедией фортепианной игры».
Бах писал и инструментальную музыку – как для отдельных инструментов, так и для ансамблей: 3 сонаты и 3 партиты для скрипки соло, 6 сюит для виолончели, партита для флейты соло, несколько произведений для лютни соло.
Им создано множество произведений для оркестра и солирующих с ним инструментов, одно из самых известных – «Бранденбургские концерты» (всего их 6), которые написаны в форме кончерто гроссо («большой концерт»).
Среди оркестровых шедевров Баха – два скрипичных концерта, концерт для 2 скрипок ре минор, «тройной» ля-минорный концерт (для флейты, скрипки, клавесина, струнных и basso continuo), концерты для клавиров и камерного оркестра и др. Его ля минорный концерт был написан для четырёх клавесинов и оркестра, но в наше время эти концерты часто исполняют на фортепиано, хотя во времена Баха фортепиано (как мы его знаем сейчас) ещё не было. Бах сочинил также 4 оркестровые сюиты, отдельные части которых в наше время очень популярны, особенно последняя часть Второй сюиты – «Шутка».
Особо следует сказать о вокальных произведениях Баха. В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви св. Фомы руководил исполнением кантаты (вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра), тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Всего Бах написал более 300 кантат на духовную тематику, до наших дней дошло около 200. Кантаты Баха очень разнообразны по форме и инструментовке, но чаще всего они построены по схеме: торжественное хоровое вступление, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов и завершается всё хоралом (одноголосная церковная песня в протестантском богослужении). Для речитатива обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Писал композитор и светские кантаты для определённых дат, например, «Кофейная» и «Крестьянская».
Большие произведения (страсти) были написаны на евангельскую тему страданий Христа, они были предназначены для исполнения на вечернях в Стастную пятницу – Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (ок. 1727). Это произведения для хора и оркестра.
Создавал Бах оратории (крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра) и магнификат (духовные песнопения-величания), мессы (основная литургическая служба в католицизме).
Существуют и другие вокальные произведения Баха: несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.
Музыка Баха, написанная для определённых инструментов, часто перекладывалась для других, например, органные произведения часто исполнялись в переложении для фортепьяно, то же касается и произведений для клавесина.
Многие произведения Баха в настоящее время на слуху по причине их облегчённых и современных версий – популяризация музыки Баха в XX в. носила повсеместный характер. Способствовал этой популярности и изобретённый синтезатор. Джазовые музыканты также часто обрабатывают музыку Баха. Она звучит и в художественных фильмах, и во время выступлений фигуристов, и в качестве заставок на телевидении... Хоральная прелюдия «Ich ruf' zu Dir, Herr Jesu Christ» из Органной книжечки Баха в исполнении Леонида Ройзмана звучит в фильме Андрея Тарковского «Солярис» (1972).
В связи с этим мы снова возвращаемся к вопросу: что же такого особенного в этой музыке, которая уже 300 лет привлекает слушателей и исполнителей?
Видимо, дело в том, что в музыке Баха слушатели находят и ощущают живую душу, настоящие чувства и переживания, силу и непосредственность. Композитор любил природу и умел радоваться жизни.
Ценили ли современники Баха его творчество? Скорее всего, не очень, ведь гениальность становится очевидной позже, потому что талантливый человек всегда опережает своё время.
А поможет ли нам лучше понять уникальность Баха его биография? Давайте попробуем!

Из биографии И.С. Баха (1685-1750)

Иоганн Себастьян Бах был восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Многие предки и родственники Баха были профессиональными музыкантами. В возрасте 9 лет Бах потерял мать, а через год – отца. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом, он же обучал младшего брата игре на органе и клавире (общее название клавишных музыкальных инструментов).
Жизнь Баха была сложной с самых ранних лет и до конца. Но чем труднее становилась служба и жизнь, тем сильнее была его вера в мощь искусства и человеческого разума. Именно это делает музыку Баха всегда живой, неумирающей.
В возрасте 15 лет Бах переехал в Люнебург, где учился в вокальной школе св. Михаила. Кроме пения в хоре, Бах занимался игрой на органе и клавесине, а также изучал богословие, латынь, историю, географию, физику, французский и итальянский языки.
После окончания учёбы он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста, где получил известность как исполнитель, затем был приглашён на должность смотрителя органа в церковь св. Бонифация в Арнштадте (в 180 км от Веймара). В этот период Бах создал много органных произведений.
В 1706 г. он переезжает в Мюльхаузен, где занял должность органиста в церкви св. Власия.
В 1707 г. Иоганн Себастьян Бах женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта, которая родила ему семеро детей, трое из которых умерли в детстве. Двое из выживших – Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил – стали впоследствии известными композиторами.

И.С. Бах – один из величайших композиторов всех времён и народов

Карл Фи́липп Эмануэ́ль Бах
Через год Бах снова сменил место работы – получил место придворного органиста и устроителя концертов в Веймаре. В Веймаре он начал сочинять клавирные и оркестровые произведения. К концу своей службы в Веймаре Бах был уже широко известным органистом и мастером клавесина. В конце 1717 г. Бах снова переезжает – на этот раз в Кётен. Здесь в 1720 г. во время его отсутствия внезапно в 35-летнем возрасте умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей.

И.С. Бах – один из величайших композиторов всех времён и народов

Адольф фон Менцель «Флейтовый концерт в Сан-Суси» (1852). Карл Филипп Эмануэль Бах аккомпанирует Фридриху Великому. Старая национальная галерея (Берлин)
Во втором браке с Анной Магдаленой Вильке, молодой 20-летней талантливой певицей, у них родилось 13 детей, из которых 7 умерли в детском возрасте.
В 1723 г. он получил должность кантора хора святого Фомы с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви. Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил много новых произведений.
Со временем зрение Баха становилось всё хуже. В 1750 г. ему сделали две операции, но неудачно, в результате композитор полностью ослеп и скончался 28 июля 1750 г.

И.С. Бах создал более 1000 музыкальных произведений в практически всех известных на тот момент жанрах – не работал он лишь в жанре оперы. Он известен как великий мастер полифонии (многоголосие), и в его творчестве барочная полифония достигла расцвета.