Венская классическая школа

Венская классическая школа

Творчество композиторов Венской классической школы составляет одну из вершин мирового музыкального искусства.

Венская классическая школа («венская классика») сложилась в Австрии. В то время Вена, столица Австрии, была центром музыкальной жизни Европы.

Венская классическая школа

Венская опера в Австрии
«Венской классикой» называют направление европейской музыки второй половины XVIII-первой четверти XIX вв. К этому направлению относят композиторов Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.

Венская классическая школа

Томас Харди. Портрет Й. Гайдна (1792)
Термин «венские классики» ввёл в употребление австрийский музыковед Р.Г. Кизеветтер в 1834 г., но сначала только в отношении Гайдна и Моцарта. Бетховен добавлен был позже.
Каждый из этих композиторов отличался яркой творческой индивидуальностью: светлые, радостные настроения, жанрово-бытовые элементы у Гайдна; лирико-драматическое начало у Моцарта; идеи героического преодоления, победы у Бетховена.

Венская классическая школа

Вольфганг Амадей Моцарт
Представители Венской школы работали в различных жанрах, но у каждого из них был свой любимый жанр, в который он внёс наибольший вклад. Например, Гайдн – в область инструментальной музыки и оратории; в творчестве Моцарта важнейшее место принадлежит опере, но он много работал и в инструментальном жанре; Бетховен больше всего тяготел к инструментальной музыке. При всём разнообразии их талантов представителей Венской школы объединяли общие черты: реализм, жизнеутверждающий характер творчества, его гуманистическая направленность, народность, демократизм.

Венская классическая школа

Людвиг ван Бетховен 

Становление Венской классической школы

Становлению любой классической школы обычно способствует подъём общественной и культурной жизни страны. Именно развитие немецкого и австрийского просветительства сыграло свою роль в становлении Венской классической школы. Немецкая поэзия и философия переживали расцвет, принимались и впитывались идеи буржуазных просветителей, выдвигались новые гуманистические идеалы, вдохновляли идеи Великой французской революции. В это время жили и творили Гёте, Шиллер, Лессинг, Кант, Гегель. И, конечно же, композиторы Венской классической школы унаследовали предыдущие достижения композиторов Австрии, Германии, Италии. Несомненным было и влияние И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, К.В. Глюка и др. композиторов. Народная музыка также сыграла свою роль в становлении «венских классиков», т.к. население Австрии было многонациональным, в него входили, помимо австрийских немцев, чехи, венгры, словенцы. Все композиторы Венской классической школы использовали в своём творчестве народные мелодии, особенно ими интересовался Бетховен, который осуществил обработки многих народных песен.
Таким образом, композиторы Венской классической школы обобщили весь предшествующий опыт мирового музыкального искусства. Их музыкальный язык прост, ясен и выразителен.

Достижения композиторов Венской классической школы

Венские классики создали высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.
Основной особенностью «венских классиков» является применение обязательного аккомпанемента, наличия сквозных тем и работа над темой и формой.
В творчестве «венских классиков» наиболее полное воплощение получила сонатная форма, которая обусловила симфонизм многих их сочинений; начался расцвет главных инструментальных жанров того времени: симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля; окончательно сформировался 4-частный сонатно-симфонический цикл; окончательно сформировался состав симфонического оркестра; особенно выделилась фортепьянная музыка; оперное творчество Моцарта дало толчок к развитию различных типов оперы.

Музыкальные формы

Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение до сих пор.

Венская классическая школа

Основной и наиболее характерной для Венской классической школы музыкальной формой является сонатное allegro. «Венскими классиками» был создан классический тип этой формы. В творчестве «венских классиков» сложился классический тип 4-частного сонатно-симфонического цикла: медленная лирическая вторая часть, менуэт или скерцо в третьей части и оживлённым финалом (часто в форме рондо).
Этот цикл лежит в основе всех крупных инструментальных произведений «венских классиков»: симфоний, камерных ансамблей сочинений композиторов В. к. ш. - симфоний, различных камерных ансамблей (трио, квартеты, квинтеты и т. п.), сонат, за исключением классического концерта, который состоит из 3 частей.
В творчестве композиторов Венской классической школы получило широкое развитие инструментальная музыка.
Фортепьяно постепенно вытеснило клавикорд и клавесин и заняло первостепенное значение среди сольных инструментов.

Состав симфонического оркестра

Венская классическая школа

В творчестве Гайдна установился состав классического (малого) симфонического оркестра (это была вторая половина XVIII в.). Ведущее место в оркестре заняли скрипка и смычковый квинтет. В группу духовых в качестве равноправных членов вошли кларнет и валторна, а с 5-ой симфонией Бетховена – и тромбон. Духовые инструменты, которые раньше выполняли вспомогательные функции, стали самостоятельной группой.

Развитие оперной формы

Новые оперные формы постепенно складывались в творчестве Моцарта. Три самые значительные оперы Моцарта («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта») заложили основы различных типов классической оперы: реалистической комедии, комедии-драмы и поэтичной народной музыкальной сказки. Эти оперы отличаются реализмом, индивидуальной обрисовкой персонажей, музыкальной драматургией, пронизывающей всё действие.
Бетховен создал всего одну оперу – «Фиделио», но это был новый тип революционно-героической оперы.

Развитие жанра оратории

Гайдн развил жанр оратории. Лучшие его оратории – «Сотворение мира» и «Времена года». В них он объединил элементы ораторий Генделя, оперы, зингшпиля, песни, церковной музыки и симфонии и на их основе создал произведения, соединяющие в себе глубину содержания и доступность музыкального языка.

Развитие жанров церковной музыки

Венская классическая школа

«Реквием» Моцарта
Жанры церковной музыки внешне не изменились, но были переосмыслены. Из произведений церковного обихода они превратились в особый род концертной вокально-инструментальной музыки: «Реквием» Моцарта, месса C-dur и Торжественная месса D-dur Бетховена.

Значение творчества «венских классиков»

Творчество композиторов Венской классической школы до сих пор остаётся непревзойдённым образцом. Оно оказало влияние на всё последующее развитие музыкального искусства.