Джоаккино Россини - мастер итальянской оперы

  • Печать

Джоаккино Россини - мастер итальянской оперы

Россини возродил и реформировал итальянскую оперу, оказал огромное влияние на развитие всего европейского оперного искусства XIX в.

Г. Гейне назвал Россини «божественным маэстро», он видел в нём «солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру». 

Джоаккино Россини (1792-1868)

Джоаккино Россини - мастер итальянской оперы

Винченцо Камуччини. Портрет Д. Россини
Начало творческого пути Россини пришлось на время, когда оперное искусство Италии постепенно сдавало свои позиции: оно превращалось в бездумное развлечение. Россини реформировал итальянскую оперу, и это оказало влияние на развитие всего европейского оперного искусства.

Биографические сведения

Джоаккино Россини - мастер итальянской оперы

Дом Джоаккино Россини в Пезаро (Италия)
Россини родился в семье музыкантов: его отец был трубачом, а мать – певицей. Со странствующей труппой родители кочевали по различным городам страны. Мальчика обучали игре на нескольких музыкальных инструментах и пению – у него был тонкий музыкальный слух и хорошая память.
В 1806 г. он поступил в Болонский музыкальный лицей, где обучался игре на виолончели, скрипке и фортепиано. Занимался у известного церковного композитора С. Маттеи по теории и композиции, а также самообразованием: изучал музыку И. Гайдна и В.А. Моцарта.
Первую оперу «Деметрио и Полибио» он написал в 14 лет. И далее, с 1810 г., Россини ежегодно сочиняет несколько опер разных жанров. Так постепенно растёт его известность, а сцены самых крупных итальянских театров открывают ему двери.
В 1813 г. он написал 2 оперы: оперу-буфф «Итальянка в Алжире» и героическую оперу «Танкред», которые были приняты публикой с большим воодушевлением, т.к. отличались прекрасной музыкой, а либретто было наполнено патриотизмом.

Опера «Севильский цирюльник»

Джоаккино Россини - мастер итальянской оперы

«Севильский цирюльник» на сцене национальной оперы в Мексике (2012)
В начале 1816 г. в Риме состоялась премьера «Севильского цирюльника». Эта самая известная опера Россини была написана всего за 20 дней. Оперное либретто Чезаре Стербини создано на основе одноимённой комедии французского драматурга Пьера Бомарше, созданной в 1773 г. Эта опера стала кульминацией в жанре оперы-buifa. «Бесценная жемчужина итальянской музыки» – так оценил оперу «Севильский цирюльник» П.И. Чайковский.
В образе главного героя комедии – ловкого и умного Фигаро – воплощены характерные черты представителя третьего сословия: жизненная энергия, оптимизм, предприимчивость. Фигаро в комедии выражает взгляды передовых слоев общества того времени. Благодаря темпераментной, искрящейся юмором музыке образ Фигаро сохранил основные черты своего литературного прототипа.
Бартоло, опекун Розины, показан скупым, сварливым стариком. Базилио, учитель музыки Розины, – интриган, шут и взяточник – как и у Бомарше. Розина в опере несколько иная: лукавая, решительная и смелая. Граф Альмавива у Россини из самоуверенного повесы превратился в лирического героя.
Жизнерадостность и остроумное веселье «Севильского цирюльника» сделали его любимой оперой слушателей во всём мире. А слава композитора уже покинула пределы Италии. «Мой «Цирюльник» с каждым днем пользуется все большим успехом, – писал Россини, – и даже к самым заядлым противникам новой школы он сумел так подлизнуться, что они против своей воли начинают все сильнее любить этого ловкого парня». Серьёзными ценителями его творчества были многие деятели культуры: Э. Делакруа, О. Бальзак, А. Мюссе, Ф. Гегель, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, М. Глинка. Даже К. М. Вебер и Г. Берлиоз не сомневались в его гениальности. «После смерти Наполеона нашелся еще один человек, о котором все время толкуют повсюду: в Москве и Неаполе, в Лондоне и Вене, в Париже и Калькутте», – так писал о Россини Стендаль.

Другие оперы Д. Россини

В жанре опера-буфф была написана «Золушка», затем была «Сорока-воровка» (1817), созданная в жанре музыкально-бытовой реалистической драмы. Затем были написаны оперы героико-драматического содержания: «Отелло», «Моисей», «Дева озера», «Магомет II».
В начале 1829-х годов Россини с большим успехом гастролировал в Вене. Затем были Лондон и Париж. Там Россини жил до 1836 г., возглавлял Итальянский оперный театр, привлекая для работы в нем своих молодых соотечественников. В августе 1829 г. на сцене Grand Opera состоялась премьера последнего шедевра Россини – оперы «Вильгельм Телль». И эта опера была завершающей в творчестве Д. Россини, создавшем 39 опер, оказавшем огромное влияние на развитие жанра итальянской героической оперы в творчестве В. Беллини, Г. Доницетти и Дж. Верди. «Лебединой песней» композитора назвали эту героическую оперу Россини. В ней был изображён эпизод национальной борьбы швейцарского народа за свободу.

Загадка Россини

Последующее молчание великого Россини называли загадкой века. Почему столь успешный композитор, которому было всего 37 лет, вдруг прервал своё триумфальное творчество? Конечно, тут же появились всевозможные домыслы. Но послушаем самого композитора. Он позже написал: «Насколько рано, едва созревшим юношей, я начал сочинять, настолько же рано раньше, чем кто-либо мог это предвидеть, я бросил писать. Так всегда бывает в жизни: кто рано начинает, должен, согласно законам природы, рано кончить».

Джоаккино Россини - мастер итальянской оперы

Д. Россини в 1865 г.
Но Россини закончил только с оперой. Сочинять музыку он не перестал. Он создал духовное произведение «Stabat mater», Маленькую торжественную мессу и «Песню титанов», множество вокальных произведений под названием «Музыкальные вечера», цикл пьес для фортепиано «Грехи старости». С 1836 по 1856 гг. Россини, окруженный славой и почестями, жил в Италии и руководил Болонским музыкальным лицеем, занимался педагогической деятельностью. Затем возвратился в Париж и жил там до конца своих дней. В Париже он продолжал оставаться в центре внимания европейской музыкальной общественности: к его метким словам прислушивались, его личность притягивала музыкантов, поэтов, художников. С ним встречался Р. Вагнер, общались К. Сен-Санс, Ф. Лист.
Кстати, Россини известен и как кулинар: он любил и умел готовить, постоянно изобретал новые рецепты.

Джоаккино Россини - мастер итальянской оперы

Francesco Hayez. Портрет Д. Россини
Джоаккино Россини умер 13 ноября 1868 г. На заупокойной мессе присутствовало около 4 тысяч человек. Его похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже, а через 12 лет прах композитора был перенесен на родину и захоронен в пантеоне церкви Санта-Кроче во Флоренции рядом с Микеланджело и Галилеем.
Все свое состояние Россини завещал на благо культуры и искусства родного города Пезаро. Здесь регулярно проходят россиниевские оперные фестивали.
Лучшие оперы Россини – «Севильский цирюльник», «Итальянка в Алжире», «Вильгельм Телль» – до сегодняшнего дня не сходят со сцен мира.