Великий норвежский композитор Эдвард Григ

  • Печать

Великий норвежский композитор Эдвард Григ

Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

«Я вычерпал богатую сокровищницу народных песен родины и из этого до сих пор не исследованного излучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство», – так писал о своем творчестве сам композитор. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии.
Григ – первый классик норвежской музыки. Он поставил музыкальную культуру Норвегии в один ряд с передовыми национальными школами Европы. Григ «искренне и задушевно поведал в своих сочинениях всему миру про жизнь, быт, думы, радости и скорби Норвегии» (Б. Асафьев). А П.И. Чайковский восторженно говорил: «Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах, сколько ключом бьющей жизни в его гармонии, сколько оригинальности и очаровательного своеобразия в его... ритме, как и все остальное, всегда интересном, новом, самобытном!» 

Жизненный и творческий путь Эдварда Грига

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 г. в крупном приморском норвежском городе Бергене. Отец Грига (по происхождению шотландец) занимал должность британского консула. Мать была хорошей пианисткой, часто выступала в Бергене с концертами. В семье Григов любили музыку, литературу, народное творчество. Первой учительницей будущего композитора была мать. Она привила ему любовь к классической музыке и трудолюбие. Впервые будущий композитор сел за фортепиано в 4 года, и уже в детстве его стала занимать красота созвучий и гармоний.
Первые опыты сочинения музыки Грига относятся к детским годам, а в возрасте 12 лет он создал первое своё серьёзное сочинение – вариации для фортепьяно на немецкую тему.

Великий норвежский композитор Эдвард Григ

Эдвард Григ в возрасте 15 лет
В 1858 г. Григ окончил школу и поступил в Лейпцигскую консерваторию. Позже он вспоминал проведённые в консерватории годы как рутинные, а занятия там – как бессистемные, хотя о некоторых преподавателях отзывался с большим теплом: об И. Мошелесе, который помог ему полюбить творчество Бетховена, Э. Венцеле – талантливом музыканте и друге Шумана, М. Гауптмане, талантливом теоретике музыки. Да и сама музыкальная культура Лейпцига сыграла большую роль в формировании Грига – здесь жили Бах, Мендельсон, Шуман. «Я мог в Лейпциге слушать много хорошей, в особенности камерной и оркестровой, музыки», – вспоминал Григ.
В годы учения он проявил себя как музыкальный талант, особенно в области композиции, а также как незаурядный «пианист со свойственной ему продуманной и полной выразительности манерой исполнения».

Великий норвежский композитор Эдвард Григ

Копенгаген

Григ очень любил свой родной город Берген и после окончания консерватории вернулся на родину. Но вскоре он понял, что его талант не сможет развиваться в городе, где музыкальная культура была не на должном уровне. Центром тогдашней музыкальной жизни Скандинавии был Копенгаген. И Григ отправляется туда.
В Копенгагене он познакомился со знаменитым поэтом и сказочником Хансом Кристианом Андерсеном и пишет песни на его тексты, а также на тексты норвежского поэта-романтика Андреаса Мунка.

Великий норвежский композитор Эдвард Григ

Нина Хагеруп и Эдвард Григ в период помолвки (около 1867 г.)
Здесь Григ познакомился с певицей Ниной Хагеруп, которая исполняла его вокальные сочинения, а позже стала его женой. Большое значение имела также встреча с молодым норвежским композитором Рикардом Нурдроком. Он, как и Григ, был сторонником развития норвежской национальной музыки, и этот общий интерес сблизил их: «У меня точно глаза раскрылись! Я внезапно постиг всю глубину, всю ширину и мощь тех далеких перспектив, о которых не имел до того понятия; тут лишь я понял величие норвежского народного творчества и собственное мое призвание и натуру».
Григ и Нурдрок организовали музыкальнее общество «Евтерпа», которое должно было знакомить публику с произведениями композиторов Скандинавии.
В Копенгагене Григ прожил 3 года (1863-1866) и написал там много произведений: «Поэтические картинки» и «Юморески», сонату для фортепиано и первую скрипичную сонату, песни. В лирических «Поэтических картинках» (1863) национальные черты пробиваются ещё очень робко, но очертания народной мелодии в некоторых из них очевидны. В «Юморесках» (1865) ритмы народных танцев звучат уже гораздо смелее, хотя в них ещё чувствуется влияние мазурок Шопена, музыку которого Григ очень любил.

Кристиания (теперь Осло)

В 1966-1874 гг. Григ жил в Кристиании (так до 1925 г. называлась столица Норвегии). Здесь в 1866 г. Григ организовал концерт норвежских композиторов, в котором были исполнены и его произведения: фортепианная и скрипичная сонаты. Грига пригласили на пост дирижера филармонического общества Кристиании, этот пост он занимал в течение последующих 8 лет. Это было напряжённое, но очень плодотворное время: он познакомил любителей музыки в Норвегии с произведениями лучших композиторов Европы: Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шумана, Шуберта, Мендельсона, Вагнера. Большое внимание Григ уделял исполнению произведений скандинавских композиторов. Он сблизился с передовыми представителями норвежской культуры.
В этот период времени его творчество стало зрелым, он создал фортепианный концерт (1868), вторую сонату для скрипки и фортепиано (1867), первую тетрадь «Лирических пьес», много песен, в том числе на стихи Андерсена, Бьёрнсона, Ибсена. Он изучает норвежский фольклор и пишет цикл «Норвежские народные песни и танцы для фортепиано». Цикл задуман в форме несложных фортепианных пьес, доступных любителям музыки. Затем композитор пишет вторую скрипичную сонату. Вторая соната и фортепианный концерт получили высокую оценку Листа, который стал включать концерт в свои выступления. Мечтал Григ и о создании оперы, но этого не случилось, т.к. в Норвегии ещё не сложились традиции оперной культуры. Но он пишет музыку к драматическому монологу Бьёрнсона «Берглиот» (1871) о героине народной саги, которая поднимает крестьян на борьбу с королем, а также музыку к драме Бьёрнсона «Сигурд Юрсальфар» на сюжет староисландской саги.

История создания «Пер Гюнта»

Великий норвежский композитор Эдвард Григ

Сольвейг (героиня драмы «Пер Гюнт»)

В 1874 г. Ибсен предложил Григу написать музыку к постановке драмы «Пер Гюнт». Композитор был давним и искренним почитателем Ибсена, поэтому сразу дал согласие. Музыка была написана в течение 1874 г. Постановка «Пера Гюнта» в Кристиании 24 февраля 1876 г. прошла с большим успехом, а музыка постепенно стала жить своей, независимой от пьесы жизнью, настолько она была проникновенной и понятной слушателям. Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт» принесла Григу широчайшую популярность в Европе.

Трольхауген

Великий норвежский композитор Эдвард Григ

Дом Грига в Бергене
После успеха «Пер Гюнта» Григ оставляет работу дирижера в Кристиании, чтобы сосредоточить силы на творческой работе. Он перебирается в уединенную местность среди прекрасной природы Норвегии: сначала в Лофтхюс на берегу одного из фиордов, а затем в знаменитый Трольхауген («холм троллей») в горах, недалеко от родного Бергена. С 1885 г. и до самой смерти Грига Трольхауген был основным местом жительства композитора.
Григ страстно любил норвежскую природу, и для него жизнь среди родной природы была не только отдыхом и удовольствием, но источником силы, творческого вдохновения. Эта любовь выразилась и в его песнях: «В лесу», «Избушка», «Весна», «Море в ярких лучах сияет», «С добрым утром», а также в других произведениях.

Великий норвежский композитор Эдвард Григ

Эдвард и Нина Григ (1888)
С 1878 г. Григ вместе с женой начал серию концертных выступлений в разных странах Европы, в основном он исполнял свои произведения. Они посетили с концертами Германию, Францию, Англию, Голландию, Швецию. В 1888 г. в Лейпциге состоялась встреча Грига с П.И. Чайковским. Музыка Грига была удивительно близка творческому гению Чайковского по особой задушевности, мелодичности и простоте. Григ и Чайковский очень симпатизировали друг другу, они и по характеру были схожи: оба очень скромны, застенчивы, честны и принципиальны в творчестве.
Не забывал Григ и свой родной Берген. Здесь в 1898 г. он организовал первый музыкальный фестиваль. Был приглашен амстердамский симфонический оркестр, исполнивший произведения норвежских композиторов. Фестиваль сыграл огромную роль в жизни Норвегии. «Теперь люди в Бергене, как и в Кристиании, говорят: мы должны иметь лучший оркестр! Это для меня большой триумф», – писал Григ.
В 1875 г. он написал «Балладу для фортепиано» в форме вариаций на народную песню – самое крупное из сольных фортепианных произведений Грига. В 1881 г. были созданы знаменитые «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки для любителей. В 1884 г. была окончена сюита для фортепиано «Из времен Хольберга», посвящённая писателю-просветителю XVIII в. Людвигу Хольбергу. Она и выдержана в стиле музыки XVIII в. В 80-е годы Григом были созданы камерные инструментальные произведения крупной формы: соната для виолончели и фортепиано (1883), третья соната для скрипки и фортепиано (1887).

Последний период творчества

В 1890-е годы и в начале 900-х годов больше всего композитором было создано фортепианной музыки и песен. Он также сделал много обработок народных песен. Он писал: «Я раздобыл этим летом в горах множество еще не опубликованных, неизвестных народных песен, которые столь чудесны, что для меня было подлинным наслаждением изложить их для фортепиано». Так в 1896 г. возник цикл «Норвежские народные мелодии» – поэтические картины природы и лирические песни.
В 1893 г. ему была присуждена почетная степень доктора Оксфордского университета.
Последнее крупное оркестровое произведение Грига «Симфонические танцы» (1898) написано на народные темы, это как бы продолжение «Норвежских танцев».

Великий норвежский композитор Эдвард Григ

Эдвард Григ (1907)
В последние годы жизни Григ занимался и литературным творчеством: он опубликовал автобиографическую повесть «Мой первый успех» и программную статью «Моцарт и его значение для современности». В апреле 1907 г. композитор совершил большую концертную поезду по городам Норвегии, Дании, Германии, но он уже был тяжело болен.
4 сентября 1907 г. Григ умер в Бергене. Его смерть в Норвегии воспринялась как национальный траур. По завещанию композитора, прах его был похоронен в скале над фьордом возле его виллы. Позже здесь был основан мемориальный дом-музей.

Великий норвежский композитор Эдвард Григ

Могила Эдварда и Нины Григ

О творчестве Эдварда Грига

Творчество Грига обширно и многогранно. Он писал произведения различных жанров, произведения крупной формы (Фортепианный концерт и Баллада, три сонаты для скрипки и фортепиано, соната для виолончели и фортепиано, квартет).
Много произведений создано им в жанре инструментальной миниатюры: циклы «Поэтические картинки», «Листки из альбома», «Лирические пьесы». Его привлекала и камерная вокальная миниатюра: романс, песня. К симфоническому творчеству относятся сюиты «Пер Гюнт», «Из времен Хольберга».
Григ сделал много обработок народных песен и танцев в виде фортепьянных циклов и для оркестра.
Его произведения лиричны. «Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры» (П.И. Чайковский).

Великий норвежский композитор Эдвард Григ

Эдвард Григ (1888)
Большое значение в его музыке приобретает программность, основанная на воплощении впечатлений от поэтических образов природы, народной фантастики, народного быта. Григ написал множество небольших пьес для фортепиано, объединенных в циклы: «Поэтические картинки», «Сцены из народной жизни», «Норвежские танцы и песни», «Норвежские танцы», «Лирические пьесы» (10 тетрадей). Они пользуются особенной популярностью среди любителей музыки.
Музыкальный язык Грига своеобразен и связан с норвежской народной музыкой. Созданные им мелодии пронизаны интонациями, типичными для неё.
Григ рисует чудесные музыкальные картинки, привлекающие своей поэтической образностью и богатством фантазии. Это фортепианные пьесы «Шествие гномов», «Кобольд», «Свадебный день в Трольхаугене», «Весной» и др. В них использованы мелодии и ритмы норвежских танцев, особенно спрингданса и халлинга.
Одно из самых популярных произведений Грига – музыка к драме «Пер Гюнт» знаменитого норвежского писателя Генрика Ибсена.