Жорж Бизе и его знаменитая «Кармен»

  • Печать

Жорж Бизе и его знаменитая «Кармен»

Жорж Бизе – автор 13 опер, оркестровых и хоровых произведений, фортепьянных пьес, оперетт. Но в историю мировой музыкальной культуры он вошел как величайший оперный композитор, а самым известным его произведением является опера «Кармен».

Премьера «Кармен» состоялась в Париже в театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 г. и закончилась ... полным провалом.
Опера была написана в жанре реалистической психологической музыкальной драмы. Искушённые парижане, принимавшие в своём городе лучших музыкантов мира, не смогли по достоинству оценить сочинение своего земляка. Критические отзывы об опере соревновались в хлёсткости, а негодованию добропорядочных парижан не было предела.

Жорж Бизе и его знаменитая «Кармен»

Авторами либретто оперы были Мельяк и Галеви, а создана она по мотивам одноимённой новеллы Проспера Мериме. Но содержание новеллы претерпело в опере существенные изменения, либреттисты внесли в сюжет и много новых персонажей, в основном двусмысленных: цыган, воров, контрабандистов, работниц сигарной фабрики, женщин легкого поведения и тореадоров. Всё это, по мнению многих, не способствовало формированию добрых нравов. Публика и критика обвинили композитора в безнравственности и «оскорблении приличий».
Образы действующих лиц оперы также во многом отличаются от их литературных прототипов. Хозе у Мериме – мрачный, гордый и суровый разбойник, а в опере это крестьянский парень, простой, честный, но вспыльчивый и слабохарактерный человек. Образ мужественного тореадора Эскамильо в новелле не так ярок, как в опере. Образ главной героини также изменён: Кармен в опере воплощает женскую красоту и обаяние, свободолюбие и смелость. А хитрость, воровской характер, которые присутствуют в новелле Мериме, устранены. Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту чувств и независимость поступков.
В опере создан живой испанский колорит, который изысканные хоры и танцы помогали поддерживать на протяжении всего представления.
Музыка оперы была наполнена страстью и ароматом испанского фольклора. Несмотря на провал, «Кармен» выдержала 45 представлений в год премьеры. Это был настоящий рекорд, которому первоначальный скандал вокруг оперы определённо «способствовал».

Одним из первых среди современников Бизе музыку «Кармен» оценил П.И. Чайковский. Он писал: «Опера Бизе – шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире».
Так и случилось. В 1876 г. «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров, но за рубежом ее успех был поистине триумфальным. В Париже постановка «Кармен» была возобновлена в 1883 г. в редакции Э. Гиро, который заменил разговорные диалоги речитативами и добавил балетные сцены в финале оперы, взяв музыку из других произведений Бизе.
После смерти композитора «Кармен» получила всемирную известность. Эта лучшая французская опера обошла все города Европы, ставилась в Америке и Африке. Она и до настоящего времени не сходит со сцен оперных театров мира.

Жорж Бизе и его знаменитая «Кармен»

Э. Мане. Эмилия Амбр в роли Кармен (1880) 

Из биографии Жоржа Бизе (1838-1875)

Свою недолгую жизнь французский композитор Ж. Бизе посвятил музыкальному театру. Он родился в семье музыканта (отец был учителем пения, мать играла на фортепиано) и уже с 4 лет знал ноты, занимался музыкой под руководством матери. В 10 лет начал учиться в Парижской консерватории у Ж. Ф. Мармонтеля – известного пианиста и педагога. Бизе проявил необыкновенный талант пианиста-виртуоза, и даже Лист восхищался его игрой. Затем он освоил орган. Но самым сильным его увлечением было сочинению музыки. Юный Бизе занимался композицией у профессора П. Циммермана, у Ш. Гуно, Ф. Галеви. За дипломную работу, кантату «Кловис и Клотильда», консерватория наградила Жоржа Бизе большой Римской премией, дающей право на путешествие по Италии.

Жорж Бизе и его знаменитая «Кармен»

Жорж Бизе. Фотография 1875 г.
Италия восхитила молодого композитора и природой, и насыщенностью искусством: он жадно знакомился с древними памятниками архитектуры, скульптуры, изучал живопись, поэзию. В этот период Бизе был полон интересных замыслов, но главное – он мечтал возродить во Франции жанр оперы, вдохнуть в него новую жизнь.
И вот появляются оперы Бизе, где композитор показал себя зрелым мастером: «Искатели жемчуга» (1863), «Пертская красавица» на сюжет В. Скотта (1867), одноактная опера «Джамиле» (1872) на сюжет поэмы А. Мюссе.
Бизе писал и симфоническую, и фортепианную, и вокальную музыку. Но именно оперное искусство стало главным делом его творчества. В 1872 г. Бизе написал музыку к «деревенской драме» А. Доде «Арлезианка». В музыке раскрыт сложный душевный мир героев, нарисованы живописные картины природы, народного быта. Музыка «Арлезианки» родилась из провансальских напевов, восхищавших Бизе еще в юности.
И вот, наконец, «Кармен» – вершина творчества Бизе, один из шедевров оперного искусства. Музыка, полная жизни и света, утверждает свободу человеческой личности. Герои оперы обрисованы сочно, темпераментно, во всей психологической сложности характеров. Блестяще воссоздан национальный испанский колорит и обстановка действия драмы.
Правда жизни, живые человеческие характеры – вот основа опер Бизе. У него народные сцены не просто фон, на котором развертываются события, а сама суть этих событий. Музыка Бизе рождается из народных мелодий и ритмов.
Последними работами Бизе были незавершенная опера «Дон Родриго» (по драме Корнеля «Сид») и «Кармен», поставившая ее автора в ряд величайших художников мира. Но именно «Кармен», по всей вероятности, и стала причиной ранней смерти композитора: через 3 месяца после её скандальной премьеры (3 июня 1875 г.) композитор скончался в предместье Парижа Буживаль. Ему было всего 36 лет.

Жорж Бизе и его знаменитая «Кармен»

Майя Плисецкая в роли Кармен

В 1967 г. Родион Щедрин создал одноактный балет «Кармен-сюита» с использованием музыкального материала оперы. Музыка была аранжирована для оркестра из струнных и ударных без духовых. Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал его постановщик Альберто Алонсо. Премьера спектакля состоялась 20 апреля 1967 г. на сцене Большого театра в Москве. В роли Кармен – Майя Плисецкая.