Гектор Берлиоз – создатель программной симфонии

Гектор Берлиоз – создатель программной симфонии

Гектор Берлиоз был разносторонним музыкантом: композитором, дирижёром, музыкальным критиком. Но главное его достижение – создание программного симфонизма.

Напомним, какие произведения называются программными.
Программная музыка – это инструментальная академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, но сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.
Программная симфония– это симфония с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии. Если в симфонии присутствует название, тогда данное название и является минимальной программой, как, например, «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза. 

О композиторе (1803-1869)

Гектор Берлиоз – создатель программной симфонии

Э. Синьоль. Портрет Берлиоза (1831)
Французский композитор Гектор Берлиоз принадлежит к числу величайших новаторов XIX в. Созданная им программная симфония оказала серьёзное влияние на всё последующее развитие романтического искусства. А во Франции Берлиоз считается родоначальником национальной симфонической культуры.

Гектор Берлиоз – создатель программной симфонии

Памятник Г. Берлиозу в Гренобле
Гектор Берлиоз родился в 1803 г. в провинциальном городе Ла-Кот-Сент-Андре близ Гренобля, на юго-востоке Франции, в семье врача. Именно отец в основном занимался образованием сына. Он привил емуу вкус к литературе, искусству, философии, а также сформировал его демократическое мировоззрение.
Детство Берлиоза прошло в провинции, в довольно благоприятной атмосфере.
Музыкой он начал заниматься довольно поздно, в возрасте 12 лет. Тогда же начал сочинять. Он хорошо играл на гитаре, флажолете (свирель) и флейте, а гармонию изучал без преподавателя, по учебникам.

Путь к музыкальному творчеству

Когда пришло время определяться с будущей профессией, отец настоял на медицине, и Берлиоз едет в Париж поступать в Медицинскую школу. Это был 1821 год. Но медицина его не привлекает. И здесь юноша проявляет характер: бросает науку и посвящает себя музыке. Родители лишают его материальной поддержки – профессия музыканта не кажется им достойной. С этого момента Гектор должен рассчитывать только на самого себя. С 1823 г. он начинает брать частные уроки у Ж. Лесюэра – известного композитора эпохи Великой французской революции. В 1825 г. пишет свою первую мессу и исполняет её публично. Затем сочиняет героическую сцену «Греческая революция». Но не хватает образования, и в 1826 г. Берлиоз поступает в класс композиции Парижской консерватории. Очень обогащает его и знакомство с выдающимися людьми искусства: О. Бальзаком, В. Гюго, Г. Гейне, Т. Готье, А. Дюма, Жорж Санд, Ф. Шопеном, Ф. Листом, Н. Паганини.

Гектор Берлиоз – создатель программной симфонии

Берлиоз и Паганини

Программный симфонизм

Началом эры программного симфонизма стал 1830 г., год написания Берлиозом «Фантастической симфонии» с подзаголовком «Эпизод из жизни артиста». Она была основана на автобиографическом факте (его любви к английской драматической актрисе Генриетте Смитсон), но произведение имело романтическую направленность: одиночества художника в современном мире. Впоследствии, во время гастролей в России, Берлиоз посвятил эту симфонию императору Николаю I.
Дальнейшая его деятельность композитора, дирижёра, музыкального критика, деятельность новаторская, не находит поддержки. Так бывает, когда художник опережает своё время. Но для самого художника такое положение тягостно не только потому, что начинается полная лишений жизнь, но и потому, что наступает сомнение в правильности избранного пути, снижается творческая активность. Но Берлиоз не сдаётся: он много пишет – статьи, рецензии, музыкальные новеллы, фельетоны, мемуары ... Появляется теоретический «Трактат об инструментовке» (с приложением «Дирижёр оркестра»).

Гектор Берлиоз – создатель программной симфонии

Гектор Берлиоз. Литография фон Августа Принцхофера (1845)

А затем одно за другим появляются шедевры Берлиоза: в 1834 г. композитор создаёт вторую программную симфонию «Гарольд в Италии» по поэме Д. Байрона.
В 1837 г. написан «Реквием» в память жертв Июльской революции. Произведение создано для 200 хористов и расширенного оркестра с четырьмя дополнительными группами духовых инструментов.
В 1839 г. написана третья программная симфония «Ромео и Джульетта» (по трагедии У. Шекспира). Это поистине шедевр симфонической музыки, синтез симфонии, оперы, оратории.
В 1840 г. появляется «Траурно-триумфальная симфония», приуроченная к торжественной церемонии перенесения праха героев восстания 1830 г. и воскрешающая традиции театрализованных представлений Великой французской революции.
В 1846 г. создана драматическая легенда «Осуждение Фауста», основанная на синтезе программного симфонизма и театрально-сценической музыки. Берлиоз первым из музыкантов создал произведение на основе «Фауста», и уже после него к этой теме стали обращаться многие композиторы: Ш. Гуно, Ф. Лист, Г. Малер, Р. Вагнер, Р. Шуман.
Но и это было ещё не всё. Берлиоз пишет ораторию-трилогию «Детство Христа» (1854), 3 оперы, ряд вокально-инструментальных сочинений в разных жанрах.

Берлиоз и Россия

Гектор Берлиоз – создатель программной симфонии

Портрет Г. Берлиоза (1863)

Берлиоз вёл и гастрольную деятельность, в том числе за границей. Он побывал в России в 1847, 1867-1868 гг. и был встречен с триумфом. М.И. Глинка считал Берлиоза «первым композитором нашего века». Восхищённо отзывался о личности и творчестве Берлиоза Н.А. Римский-Корсаков. «И ты моя спасительница, Россия!» – писал он после гастролей.

Итог жизни

Берлиоз прожил трагическую жизнь, не добившись настоящего признания у себя на родине. Одинокими были последние годы его жизни. Личная жизнь этого гениального музыканта не была счастливой по ряду причин: рано ушли из жизни обе его жены и сын, а сам композитор скончался в одиночестве 8 марта 1869 г. Единственные светлые воспоминания у него были связаны с поездками в Россию. Только там добился он блестящего успеха у публики, настоящего признания в среде композиторов и критиков.

Значение творчества Г. Берлиоза

Гектор Берлиоз в музыке представляет романтизм, он является создателем романтической программной симфонии.

Гектор Берлиоз – создатель программной симфонии

Музей Гектора Берлиоза в Ла-Кот-Сент-Андре
Он был новатором в области музыкальной формы, гармонии, инструментовки. Его привлекала театрализация симфонической музыки, масштабные произведения.
К некоторым своим произведениям Берлиоз сам писал либретто.
С самого начала своей музыкальной деятельности Берлиоз шёл самостоятельным путём, поэтому его творчество не было по достоинству оценено соотечественниками. Частично причина была и в том, что он примыкал к новому немецкому музыкальному направлению и там был оценён гораздо больше, чем в своём отечестве.
Он был также известным дирижёром. Вместе с Вагнером он заложил основы новой школы дирижирования.

Гектор Берлиоз – создатель программной симфонии

Памятник Г. Берлиозу (Монако)