Король оперы Джузеппе Верди

Король оперы Джузеппе Верди

Автор 26 опер, Джузеппе Верди достиг кульминации в развитии мирового оперного искусства XIX века.

Для своих опер он выбирал сюжеты, раскрывающие человеческие страсти, силу чувств и характеров, поэтому ему были близки произведения Гюго, Шекспира, Шиллера. Оперы по произведениям этих авторов принесли Верди широкую известность за пределами Италии. Лучшими его операми были «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», но вершиной творчества стали «Аида», «Отелло», «Фальстаф».

Король оперы Джузеппе Верди

Джованни Болдини. Портрет Д. Верди (1886)
Важную роль в операх Верди играли народные сцены, поэтому наряду с ариями большое значение имеют хоры. Мелодии его опер были близки к народной песне, а сюжеты – просты и понятны, как и музыка. Эти черты опер Верди обогатили итальянскую оперу и сделали его произведения популярными во всём музыкальном мире. Но путь Верди к вершинам искусства не был простым. 

Ранние годы

Джузеппе Верди родился в 1813 г. в простой семье трактирщика и пряхи. Его родиной официально считается Франция, т.к. итальянская деревня Ле Ронколе (герцогство Парма) в тот момент была частью Французской империи.
В детстве Джузеппе пел в деревенской церкви, где его научили также игре на органе. Родители заметили одарённость сына и подарили ему спинет – небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент (разновидность клавесина).
На талантливого мальчика обратил внимание Антонио Барецци – богатый торговец и любитель музыки из соседнего города Буссето. Он посоветовал мальчику учиться. Так 10-летний Джузеппе начал изучать композицию и другие музыкальные дисциплины, а также повышать своё общее образование: именно тогда он полюбил классику мировой литературы: Шекспира, Данте, Гёте, Шиллера. По воскресным дням он приезжал в Ле Ронколе и играл на органе во время мессы.

Трудный путь к успеху

В возрасте 18 лет Верди попытался поступить в Миланскую консерваторию, но его не приняли по причине того, что его игра на рояле не была достаточно виртуозной, а возраст превосходил тот, при котором принимали в это учебное заведение, которое, кстати, сейчас носит его имя.
Но неудача не сломила и не остановила влюблённого в музыку юношу.
В Буссето Верди поступил на службу в контору купца Антонио Барецци, который был большим любителем музыки. Он стал ближайшим другом Верди, сыграл большую роль в формировании его взглядов. На дочери Барецци – Маргарите – Верди впоследствии женился (в 1836 г.), но сначала стал её учителем музыки. У них родилось двое детей, но они умерли в младенчестве.
Он стал брать уроки композиции у помощника дирижера театра «Ла Скала» и уже через 2 года в этом театре успешно выступил с первой своей оперой «Оберто». Ему тут же заказывают комическую оперу «Король на час». Но 1840 г. оказывается для Верди трагическим: он потерял детей, а затем в 1840 г. и любимую жену. Естественно поэтому, что комическая опера не могла быть удачной. Спектакль освистали. Все эти потери и неудачи сломили молодого композитора, и он решил больше не заниматься творчеством.
Но жизнь продолжалась, и вскоре его заинтересовал патриотический сюжет о борьбе за освобождение Италии – так возник замысел оперы «Набукко». Эта опера открыла новую эпоху в развитии итальянского оперного искусства. Она с большим успехом была поставлена в Ла Скала 9 марта 1842 г. и утвердила репутацию Верди как оперного композитора. За один последующий год опера ставилась в Европе 65 раз и с тех пор занимает прочное место в репертуаре ведущих оперных театров мира. За «Набукко» последовали сразу несколько опер: «Ломбардцы в крестовом походе», «Эрнани» и др.

Расцвет творчества

Король оперы Джузеппе Верди

Опера Д. Верди «Риголетто»
В 50-х годах Верди создал оперы, принесшие ему славу: «Риголетто», «Травиата», «Трубадур», в которых характеры были обрисованы глубоко и правдиво. Герои этих опер – простые люди, отверженные, испытавшие на себе всю тяжесть общественной и социальной несправедливости.
Опера «Риголетто» создана в 1851 г. по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется» (1832). Главную роль Верди отводит уродливому шуту. Но жалкий шут показан нежно любящим отцом, глубоко страдающим от горя и унижений человеком. Музыка оперы «Риголетто» богата интонациями, глубоко драматична. Каждое действующее лицо наделено своей музыкальной характеристикой. Опера очень мелодична, с простыми, запоминающимися ариями. Мелодии из оперы быстро стали популярными и распевались по всей Италии, а позднее – и по всей Европе.

Король оперы Джузеппе Верди

Опера Д. Верди «Травита»
Опера «Травиа́та» (итал. La traviata – «падшая», «заблудшая») создана на либретто Франческо Мария Пьяве по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» (1848). Премьера оперы состоялась 6 марта 1853 г. в оперном театре Венеции. Первоначально она не имела успеха, но позже была переработана автором и стала одной из популярнейших опер. Главная героиня оперы – куртизанка, умирающая от туберкулёза.
Оперы Верди стали идти на всех крупнейших сценах Европы. Он пишет оперы для крупнейших театров Европы: для Петербурга – «Силу судьбы» (1862), для Парижа – «Сицилийскую вечерню» (1855) и «Дон Карлоса» (1867), для Неаполя – «Бал-маскарад» (1859).

Вершина творчества

Опера «Аида» (1871) была заказана Верди по случаю открытия Суэцкого канала. В основу ее положен сюжет из времен Древнего Египта. Как и в большинстве опер Верди, здесь показана борьба за свободу и счастье против жестокости и угнетения. Либретто на итальянском языке написал Антонио Гисланцони.

Король оперы Джузеппе Верди

Опера Д. Верди «Аида»
Время действия: эпоха правления фараонов, место действия: Мемфис и Фивы.
Премьера оперы состоялась в Каире 24 декабря 1871 г. Это представление стало огромным международным триумфом. На премьеру собралось высшее общество всего света (не было только Джузеппе Верди). Но он присутствовал через 46 дней на столь же успешной итальянской премьере в Милане. И с тех пор «Аида» является любимейшим оперным спектаклем и входит в репертуар практически каждой оперной труппы во всем мире.
Декоративная пышность, развернутые массовые сцены сближают «Аиду» со стилем парижской «большой оперы», но отличаются от неё искренностью чувств, психологизмом, чистотой мелодий. Композитор мастерски вводит в музыку оперы восточный колорит. Опера принесла автору триумфальный успех.
В 1874 г. Верди написал «Реквием» на смерть борца за свободу Италии писателя Мандзони. «Реквием» – одно из самых замечательных произведений Верди, отличающееся красотой мелодий и образностью.
В возрасте 74 лет Верди создает шедевр реалистического оперного искусства – оперу «Отелло» (1887). Музыка оперы соответствует шекспировскому гению.

Король оперы Джузеппе Верди

Опера Д. Верди «Отелло»
В создании либретто «Отелло» шекспировский сюжет подвергся существенным изменениям. Композитор сконцентрировал действие вокруг основного конфликта: столкновения Отелло и Яго, придав ему общечеловеческое звучание, освободив интригу от мелких бытовых подробностей.
Премьера оперы состоялась 5 февраля 1887 г. в Милане. Это был настоящий триумф итальянского национального искусства. Опера была признана во всем мире лучшим, наиболее совершенным творением Верди.
Опера «Отелло» поражает правдивостью и глубиной воплощения человеческих характеров. Особенно впечатляет музыкальный портрет Отелло – героя и воина, страстного любящего супруга, человека доверчивого и одновременно неукротимого в своей ярости. Прекрасны и точны образы кроткой и чистой Дездемоны, а также коварного Яго, попирающего все нравственные законы. Важную роль в опере играет оркестр, передающий эмоциональную атмосферу событий, богатство психологических оттенков.
Через несколько лет, в 1893 г., Верди создаёт свою последнюю, 26-ю оперу – «Фальстаф» по мотивам «Виндзорских проказниц» Шекспира. Композитору уже 80 лет, но он создаёт произведение, полное непосредственности, юношеской свежести, юмора. Музыкальная характеристика действующих лиц дана им с необычайной для комической оперы глубиной. Либреттист Верди (Арриго Бойто) изъял некоторые несущественные детали из пьесы Шекспира, добавил кое-что из других, лучших шекспировских пьес и представил своему другу Верди либретто, полное искрящегося веселья. А тот написал блещущую юмором партитуру.
Особенно впечатляет многогранный музыкальный портрет старого донжуана Фальстафа. В его музыкальной характеристике композитор использовал приемы и средства, отточенные в многолетней практике работы над оперным жанром. «Фальстаф» Верди написан в традициях итальянской оперы-буффа с ее динамикой, непрерывным нагнетанием комедийной интриги.
Д. Верди умер в январе 1901 г. от последствий инсульта.

Оперы Верди отличаются особой мелодичностью, помогающей выразить характеры героев, и драматизмом действия. Конечно, в творчестве любого художника есть и более слабые вещи, и более сильные, ведь становление мастерства – это путь, а в пути возможны и ошибки, просчёты. В зрелый период своего творчества он тщательно подбирал либретто для своих опер, добивался устранения из сюжета ненужных деталей и лишних героев, оставляя лишь важные  для замысла персонажи.
Проходят годы, создаются новые оперы, но они не отдаляют от нас творчество Джузеппе Верди. Его оперы по-прежнему радуют нас своей оригинальностью, мелодичностью, динамическим сюжетом и уважением чувств простых людей. Его творчество называют одной из вершин оперного искусства всех времён и народов.

Король оперы Джузеппе Верди

А. Уго. Бюст Д. Верди в Палермо