Фридерик Шопен

  • Печать

Фридерик Шопен

Всё своё творческое вдохновение, весь свой музыкальный гений Шопен отдал фортепиано.

За свою недолгую жизнь он создал поистине бесценные музыкальные сокровища для фортепьяно. Оно у него зазвучало таким богатством красок, таким множеством оттенков чувств, таким артистизмом, как не звучало ещё ни у одного композитора. Для того чтобы сочинить такую музыку, нужно было иметь особое душевное устройство, обострённые чувства и врождённый талант.
Так оно и было. 

Из биографии Фридерика Шопена (1810-1849)

Сухие строчки музыкальной энциклопедии расскажут вам, что Ф. Шопен – польский композитор и пианист-виртуоз; что с 1831 г. он жил и работал во Франции; что он является одним из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, а также основоположником польской национальной композиторской школы; что он оказал значительное влияние на мировую музыку. И всё это будет истинной правдой. Но не всей. Потому что хочется узнать, каким человеком был тот, кто сочинял такую трепетную и тревожащую душу музыку.

Происхождение

Фридерик Шопен родился в 1810 г. в имении графа Скарбека Желязова-Воля, в 46 км от Варшавы.

Фридерик Шопен

Дом семьи Шопена
Его отец, Николя Шопен, по происхождению был французом, в имении Скарбека он преподавал детям французский язык. В Польшу он переселился ещё в юности, где поначалу работал на табачной фабрике. Вместе с польскими патриотами принимал участие в борьбе за независимость Польши.
После разгрома восстания Костюшко и окончательного раздела Речи Посполитой в 1795 г. Николя Шопен решил остаться в Польше. Он занялся педагогической деятельностью и вскоре завоевал репутацию одного из лучших педагогов Варшавы. В 1802 г. Николя Шопен был приглашён к детям графа Скарбека в качестве воспитателя.
Мать Ф. Шопена, Текла Юстина Кшижановская, была полькой. Она получила хорошее образование, владела французским языком, была очень музыкальна, хорошо играла на фортепиано и пела. Первые музыкальные впечатления Фридерика связаны именно с матерью. Она привила ему с младенческих лет любовь к польским народным мелодиям.

Детство

Ясно, что такой талант, как у Шопена, можно было приобрести только с рождения. Родственники так вспоминали о раннем музыкальном даре Фридерика: «Когда ему случалось услышать песенку или звуки скрипки из крестьянской хаты или корчмы, Фридерик, став где-нибудь под окном, казалось, всем своим существом погружался в эти звуки, внимательно вслушивался в народную мелодию, упивался ее ритмикой, и трудно было оторвать его от этих музыкальных наблюдений». В дальнейшем Шопен всегда стремился передать дух и характер родной песни в своих мазурках, полонезах, балладах.
Необыкновенные музыкальные способности Шопена проявились уже в детские годы. И в этом он нашёл понимание и поддержку родных, которые окружили его особой заботой (у Фридерика были 3 сестры: Людвика, Изабелла и Эмилия). Как в своё время и Моцарт, Фридерик Шопен поражал всех своим трудолюбием в занятиях музыкой, склонностью к импровизациям, прирождённым даром пианизма. К тому же он был очень впечатлительным, подвержен сильным чувствам под воздействием музыки (мог заплакать, слушая музыку). В раннем детстве Шопен начал сочинять. В январском номере за 1818 г. одна из варшавских газет поместила отзыв о первом музыкальном сочинении мальчика: «Автор этого «Полонеза» – ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание».
К 12 годам Шопен уже не уступал лучшим польским пианистам. Его преподаватель Живный отказался от занятий с юным виртуозом – он ничему больше не мог научить его.

Юность

Фридерик Шопен

«Шопен». Набросок Элизы Радзивилл (1826)
Но вот закончилось детство. Фридерик стал обаятельным юношей с изысканными манерами. Он уже обучается композиции, имеет высокопоставленных покровителей: князя Антона Радзивилла и князей Четвертинских, входит в высшее общество. Ференц Лист пишет о нём: «Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подёрнуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закруглённый; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомлённый, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них была такая печать кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя... В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова «скука», не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза».

Фридерик Шопен

Э. Делакруа. Портрет Шопена (1839)
Его дальнейшему развитию способствовали поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов, посещал оперные театры и картинные галереи.

Концертная деятельность

Концертная деятельность Шопена началась с 1829 г. Он выступает в Вене, Кракове, Варшаве... В 1830 г. он навсегда покидает Польшу. И с этого момента начинается его постоянная, но скрытая скорбь. Почему он больше не вернулся на родину?
В 1830 г. в Польше началось восстание за независимость, жестоко подавленное войсками императора Николая I. Среди повстанцев были друзья Шопена, и сам он мечтал принять участие в восстании – это навсегда поставило его в положение изгнанника. Его охватило отчаяние. Только в музыке он мог выразить свои чувства, записанные в дневнике: «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!» В этот период он и написал свой знаменитый «Революционный этюд».

Фридерик Шопен

Ему 22 года. Париж и первый концерт: полный успех. Чаще он выступал не в концертах, а в салонах польской колонии и французской аристократии. Его слава росла. В Париже он нашёл много друзей и единомышленников-музыкантов, был также знаком со многими композиторами своего времени: Мендельсоном, Беллини, Листом, Берлиозом, Шуманом, писателями и поэтами Мицкевичем, Гейне, Бальзаком, Жорж Санд, художником Делакруа. У композитора было много друзей, но жизнь его все больше и больше омрачали и усиливающаяся болезнь, и тоска по родине.

Шопен и Жорж Санд

Одновременно он начал преподавать фортепьянную игру. Но уже в 1837 г. появились первые признаки болезни лёгких (скорее всего, это был туберкулёз). Жизнь осложнилась расставанием с невестой Марией Водзинской и отношениями с французской писательницей Жорж Санд, которая была старше его на 6 лет и у которой была семья. Надеясь, что климат Майорки произведёт благотворное действие на здоровье Шопена, Санд вместе с ним и детьми решает провести там зиму. Но наступил сезон дождей, у Шопена начались сильные приступы кашля. Пришлось вернуться во Францию. Санд поняла, что Шопен опасно болен, и преданно заботилась о его здоровье.

Фридерик Шопен

Э. Делакруа «Жорж Санд и Фридерик Шопен»
Но всё осложнялось характером и тонким устройством Шопена, об этом Генрих Гейне писал так: «Это человек необыкновенной чувствительности: малейшее прикосновение к нему – это рана, малейший шум – удар грома; человек, признающий разговор только с глазу на глаз, ушедший в какую-то таинственную жизнь и только изредка проявляющий себя в каких-нибудь неудержимых выходках, прелестных и забавных».
Париж, Майорка, Ноан... Болезнь, работа, сочинение музыки... Так прошли 10 лет. Они были наполнены чередой нравственных испытаний, которые сильно подорвали здоровье Шопена. Наконец, в 1847 г. наступил разрыв отношений с Жорж Санд.
В апреле 1848 г. он отправился концертировать и преподавать в Лондон. Последний его концерт состоялся 16 ноября 1848 г. Но силы уже были подорваны, а болезнь прогрессировала. Вернувшись в Париж, Шопен умер 17 октября 1849 г.

Фридерик Шопен

Шопен. Единственная фотография (1849)
На похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Он изъявил желание, чтобы на его похоронах был исполнен «Реквием» Моцарта, которого Шопен ставил выше всех других композиторов, а также его собственная прелюдия № 4 (ми-минор). Шопена похоронили на кладбище Пер-Лашез, а его сердце (в соответствии с его завещанием) перевезли в Польшу, в Варшаву, и в 1879 г. замуровали в колонну церкви Святого Креста.

Фридерик Шопен

Здесь похоронено сердце Шопена

Музыка Ф. Шопена

Музыкальный критик В.П. Соловьёв писал: «Музыка Шопена изобилует смелостью, изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. Если после Бетховена явилась эпоха новизны стиля, то, разумеется, Шопен один из главных представителей этой новизны. Во всём, что писал Шопен, в его чудных музыкальных контурах виден великий музыкант-поэт. Это заметно в законченных типичных этюдах, мазурках, полонезах, ноктюрнах и проч., в которых через край льется вдохновение. Если в чём чувствуется известная рефлективность, так это в сонатах и концертах, но тем не менее и в них появляются удивительные страницы, как, например, похоронный марш в сонате op. 35, adagio во втором концерте.
К лучшим произведениям Шопена, в которые он вложил столько души и музыкальной мысли, можно отнести этюды: в них он внес, помимо техники, составлявшей до Шопена главную и чуть ли не единственную цель, целый поэтический мир. Эти этюды дышат то юношеской порывистой свежестью, то драматическим выражением. В эти этюды он вложил мелодические и гармонические красоты перворазрядные. Всех этюдов не перечтешь, но венцом этой чудной группы является этюд cis-moll, достигавший, по своему глубокому содержанию, бетховенской высоты. Сколько мечтательности, грации, дивной музыки в его ноктюрнах! В фортепьянных балладах, форму которых можно отнести к изобретению Шопена, но в особенности в полонезах и мазурках Шопен является великим национальным художником, рисующим картины своей родины».
Шопен – автор многочисленных произведений для фортепиано. Он возродил прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы (мазурку, полонез, вальс); превратил скерцо в самостоятельное произведение.
Его этюды далеки от обычных произведений этого рода (они пишутся в основном для развития техники фортепьянной игры). В этюдах Шопена много поэзии, страсти, размаха, ярчайших музыкальных образов.
В число сочинений Шопена входят 2 концерта для фортепьяно с оркестром (1829, 1830), 3 сонаты (1828-1844), фантазия (1842), 4 баллады (1835-1842), 4 скерцо (1832-1842), экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии, а также песни. Глубина и искренность чувств в его произведениях сочетаются с изяществом и техническим совершенством.
Вальсы – наиболее трогательные его произведения. Это своеобразный «лирический дневник» Шопена. Они привлекают поэтичностью, мелодическим богатством.
Баллады и скерцо Шопена можно назвать музыкальными поэмами, полными драматизма, романтической устремленности и порыва.

Фридерик Шопен

Памятник Шопену в Варшаве
К величайшим творениям фортепианной музыки принадлежат сонаты Шопена, а также 24 прелюдии, каждая из которых является своеобразной картиной.
Раздумья о страданиях польского народа, веру в его прекрасное будущее композитор воплотил в полонезах. «Слушая некоторые полонезы Шопена, видишь будто твердую, тяжелую поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого наглого и несправедливого в судьбе человека» (Ф. Лист).
Музыка Шопена близка и понятна не только профессионалам, но и простым слушателям, потому что раскрывает богатство и сложность духовного мира человека.
Шопена высоко ценили многие русские композиторы: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов.
Шопен – олицетворение творческого гения польского народа. Его произведения любят и исполняют во всём мире и профессиональные музыканты, и любители.