К.М. Вебер – основоположник немецкой романтической оперы

К.М. Вебер – основоположник немецкой романтической оперы 

Главным делом всей его жизни стала национальная немецкая опера.

В неоконченном романе «Жизнь музыканта» Вебер устами одного из персонажей так характеризует состояние оперы в Германии: «По совести говоря, дела с немецкой оперой обстоят весьма плачевно, она страдает судорогами и не может твердо стоять на ногах». 

О композиторе

К.М. Вебер – основоположник немецкой романтической оперы

Каролина Бордуа. Портрет К.М. фон Вебера
Карл Мария фон Вебер родился в 1786 г. в Голштинской Швейцарии в семье музыканта – оперного капельмейстера, владевшего многими инструментами. Будущего музыканта воспитывали известные педагоги того времени и формировала музыкальная среда, в которой он жил. В возрасте 18 лет Вебер начал работать капельмейстером в оперном театре города Бреслау, и это время было началом его самостоятельной жизни в искусстве. Он познакомился со многими выдающимися деятелями искусства того времени: И.В. Гёте, Т.А. Гофманом, Л. Тиком, К. Брентано и др. Он становится известен как пианист, дирижёр, умелый организатор, смелый реформатор музыкального театра. Он утверждает новые принципы размещения музыкантов в оперном оркестре по группам инструментов, вводит новую систему репетиций в театре. В руководимом им театре он предпочитает ставить немецкие и французские оперы, тогда как в Европе отдавали предпочтение итальянским. И в то же время он сам сочиняет оперы и другие произведения. К ранним его сочинениям относятся романтическая опера «Сильвана» (1810), зингшпиль «Абу Гасан» (1811), 9 кантат, 2 симфонии, увертюры, 4 фортепианные сонаты и концерты, «Приглашение к танцу», многочисленные камерные инструментальные и вокальные ансамбли, свыше 90 песен.

Опера Вебера «Волшебный стрелок» (1821)

К.М. Вебер – основоположник немецкой романтической оперы

Опера Вебера «Вольный стрелок». VI Санкт-Петербургский международный фестиваль «Опера – всем»
Кульминацией творчества Вебера стала его опера «Вольный стрелок», в русском переводе более известная как «Волшебный стрелок», написанная в 1821 г. в Берлине. Эта романтическая опера Вебера создана на либретто Иоганна Фридриха Кинда по одноименной новелле Иоганна Августа Апеля и Фридриха Лауна. В основу оперы положена история о романтической любви простых людей, о потусторонних силах зла, о дьяволе, представшем в образе одного из персонажей, и о событиях, происшедших в таинственной Волчьей долине.
Опера отличается не только блистательной музыкой. Она была уже новым шагом в немецком оперном искусстве и основой для последующего развития этого жанра. Именно эта опера Вебера положила конец господству итальянской оперы.
На берлинской премьере оперы дирижировал автор, в зале присутствовали Гейне, Гофман и Мендельсон. Премьера прошла с триумфальным успехом. Бетховен также высоко оценил новую оперу Вебера. Затем «Вольный стрелок», переведенный на двадцать языков, обошел весь мир.
«Вольный стрелок» опирается на старую модель зингшпиля с разговорными диалогами, которые иногда заменялись речитативами. Но сущность музыкального языка оперы выходит далеко за пределы зингшпиля и проявляется уже в увертюре.

Театральная деятельность Вебера

К.М. Вебер сумел осуществить реформу всего музыкально-театрального дела в Германии, в том числе репертуарную политику. Он фактически разработал развернутую программу романтизма.
После «Волшебного стрелка» Вебер обращается к жанру комической оперы и пишет «Три Пинто» на либретто Т. Хелла (1820), опера осталась незавершенной, затем пишет музыку к пьесе П. Вольфа «Прециоза» (1821). Главными произведениями этого периода стали предназначенная для Вены героико-романтическая опера «Эврианта» (1823) на сюжет французской рыцарской легенды и сказочно-фантастическая опера «Оберон», созданная по заказу лондонского театра Covent Garden (1826). Эту оперу композитор создавал уже тяжело больным. Но её успех был неслыханным для Лондона. Опера стала главным делом жизни композитора. Он знал, чего добивался, идеальный ее образ был им выстрадан: «...я говорю об опере, какой жаждет немец, а это — замкнутое в себе художественное творение, в котором доли и части родственных и вообще всех использованных искусств, спаиваясь до конца в одно целое, исчезают как таковые и до известной степени даже уничтожаются, но зато строят новый мир!»
Всего Вебером было создано 9 опер.
Вебер работал дирижёром различных оперных театров в Германии: Бреслау (совр. Вроцлав), Бад Карлсруэ, Штутгарта, Мангейма, Дармштадта, Франкфурта, Мюнхена, Берлина.
В 1817 г. Вебер возглавил музыкальный театр в Дрездене и до конца жизни руководил им.

К.М. Вебер – основоположник немецкой романтической оперы

Памятник К. М. фон Веберу в Дрездене (Германия)