Роберт Шуман – один из выдающихся композиторов эпохи романтизма

  • Печать

Роберт Шуман – один из выдающихся композиторов эпохи романтизма

Но творчество композитора не сразу было принято на родине в силу того, что современники Шумана не понимали его своеобразный музыкальный язык, новые формы и образы. Его творчество казалось загадочным и недоступным. В такую музыку надо было вслушиваться, напряжённо размышлять над ней, а это для публики было непривычно.

Лишь с 50-х годов XIX в. музыка Шумана начала приобретать настоящих почитателей. И среди них были русские музыканты. Например, Антон Григорьевич Рубинштейн охотно исполнял музыку Шумана и покорял слушателей его «Карнавалом» и «Симфоническими этюдами». 

Из биографии Роберта Шумана (1810-1856)

Родиной Шумана был немецкий город Цвиккау в земле Саксония (Германия). Его отец, Август Шуман, был издателем и книготорговцем. Музыкой будущий композитор занимался с раннего детства, и в этом его поддерживал отец. Сочинять Шуман начал в возрасте 10 лет, а в 13 лет написал Псалом для хора с оркестром. Мальчик был любознательным, с большим интересом учился в гимназии, особенно любил литературу и даже стоял перед выбором профессии: музыка или литература. Совсем не интересовала романтически настроенного юношу юриспруденция, которую он изучал в университетах Лейпцига и Гейдельберга в 1828-1830 гг., но на этом настаивали родители. Однако музыка всё больше захватывала его, Шуман хотел стать концертирующим пианистом. Мать понимала стремление сына и дала, наконец, разрешение ему самостоятельно определиться с будущей профессией. В 1830 г. он вернулся в Лейпциг для поиска наставника. Им оказался Фридрих Вик, а композицию он изучал у Генриха Дорна.

Роберт Шуман – один из выдающихся композиторов эпохи романтизма

Рояль Р. Шумана (Цвиккау)
И вот молодой Шуман уже выступает со своими первыми сочинениями. В то время он был полон самых радужных надежд и помыслов, он стремился в новый мир звуков и чувств, ему претили любые проявления косности, мещанства, он был полон мятежным духом, который наполнял все его произведения. Повседневная скука и духовное убожество жизни Германии середины XIX в. гнала его в мир вымыслов и фантазии. Самые лучшие свои произведения Шуман написал для фортепьяно – это был его любимый инструмент. Но случилось несчастье: постепенно развился паралич среднего пальца руки и частичный паралич указательного пальца, из-за чего ему пришлось оставить мысль о карьере профессионального пианиста. Теперь все его творческие силы были направлены на сочинение музыки, а также на занятия музыкальной критикой. Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. В 1834 г. он основал «Новую музыкальную газету», которую нескольких лет редактировал и регулярно публиковал в ней свои статьи. В них он отстаивал свои убеждения, боролся с мещанством и пошлостью в жизни и искусстве, призывал к передовым идеалам.

Роберт Шуман – один из выдающихся композиторов эпохи романтизма

Роберт и Клара Шуман (1847)
В 1840 г. Шуман женился на Кларе Вик, дочери его учителя. Она была выдающейся пианисткой и часто исполняла произведения мужа, а он сопровождал её на гастролях. Они с концертами побывали даже в России: в Санкт-Петербурге и Москве, и всюду их встречали с большим энтузиазмом. Музыку Шумана любили М. Балакирев, М. Мусоргский, А. Бородин и особенно П. Чайковский, считавший Шумана самым выдающимся современным композитором. Гениальным исполнителем фортепианных произведений Шумана был А. Рубинштейн.
У Роберта и Клары Шуманов была счастливая семья, в которой родилось 8 детей.
В 1843 г. открылась Лейпцигская консерватория, где преподавал Р. Шуман. Он много сочинял, дирижировал, руководил хором.
Но в 1844 г. у него появились первые признаки психического расстройства, которые первоначально удалось купировать. Композитор снова сочинял, а в 1853 г. вместе с женой предпринял путешествие в Голландию, где они встретили радостный приём. В начале 1854 г. приступы болезни повторились, была попытка самоубийства, и композитора поместили в психиатрическую больницу недалеко от Бонна. Роберт Шуман умер 29 июля 1856 г. и похоронен в Бонне.

«Освещать глубину человеческого сердца – таково призвание художника» (Р. Шуман)

Одним из первых изданных композитором произведений были «Бабочки» (1831). Шуман рисует картину костюмированного бала, где встречаются герои книги И. Рихтера «Годы юности». Два брата-романтика влюблены в девушку, и композитор создаёт музыкальную картину, наполненную молодостью, поэзией, красотой искусства и жизни. Небольшие музыкальные пьесы рисуют персонажей костюмированного бала. 
Фортепьянный цикл «Карнавал» был написан Шуманом в 1835 г. Это одно из самых интересных сочинений композитора. В музыкальных зарисовках он создал образы дорогих ему людей: молодого Фридерика Шопена, музыкой которого восхищался; гениального итальянского скрипача и композитора Никколо Паганини; Клары Вик, которая скоро станет его женой; присутствуют здесь и вымышленные персонажи.

Роберт Шуман – один из выдающихся композиторов эпохи романтизма

Роберт Шуман. Литография немецкого художника Й. Крихубера (1839)
Затем был создан фортепианный цикл «Крейслериана» (1838), навеянный новеллами Гофмана. Вдохновенный музыкант Иоганн Крейслер страдает от безвкусия, обывательщины в жизни и искусстве, и этот характер близок Шуману.
1840 г. (это год бракосочетания с Кларой) стал для Шумана годом песен. Он создал несколько песенных циклов и отдельных песен: «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины» и др.
Далее круг жанров Шумана резко расширяется: за неполных два десятилетия он пишет симфонии (Первую «Весеннюю» (1841), Вторую (1845-1846), Третью «Рейнскую» (1850), Четвертую (1841-1842). Появляются его 3 струнных квартета, 3 трио, фортепианные Квартет и Квинтет, «Сказочные повествования» для кларнета, альта и фортепиано, 2 сонаты для скрипки с фортепиано, концерты для фортепиано (1841-1845), виолончели (1850), скрипки (1853), программные концертные увертюры («Мессинская невеста» по Шиллеру (1851), «Герман и Доротея» по Гете и «Юлий Цезарь» по Шекспиру (1851). Музыка к драматической поэме Байрона «Манфред» (1848) стала важнейшей вехой в развитии романтического симфонизма на пути от Бетховена к Листу, Чайковскому, Брамсу. Но и любимое фортепиано не забыто им: он пишет «Лесные сцены» и другие пьесы.
А ещё в это время были написаны оратория «Рай и Пери» по Т. Муру (1843), сцены из «Фауста» Гете (1844-1853), баллады для солистов, хора и оркестра, произведения духовных жанров, опера «Геновева» (1847-1848) и многое другое.

Сочинения Р. Шумана для детей 

Роберт Шуман – один из выдающихся композиторов эпохи романтизма

Отдельно хочется сказать о сочинениях Р. Шумана для детей. Впервые к миру детства он обратился в 1838 г. – это был фортепьянный цикл «Детские сцены». Но этот цикл был написан в ту пору, когда сам композитор не так далеко ещё ушёл от воспоминаний детства – ему было всего 28 лет. И трогательный мир ребенка с его страхами, переживаниями и радостями был близок ему. Пьесы из этого цикла входят в репертуар учеников музыкальных школ, но высокая художественная ценность делает их привлекательными и для зрелых музыкантов, которые часто включают их в свои сольные концерты. Да и сам Шуман неоднократно подчеркивал, что «Детские сцены» – это «обращение взрослых к прошлому и предназначены для взрослых». Скорее всего, это цикл поэтичных картинок из жизни детей, как бы подсмотренной взрослыми.
В сборнике 13 пьес: «О чужих странах и людях», «Курьезная история», «Горелки», «Просящее дитя», «Полное удовольствие», «Важное событие», «Грезы», «У камина», «Рыцарь на деревянной лошадке», «Почти серьезно», «Страхи (Пуганье)», «Засыпающий ребенок», «Поэт говорит».

Роберт Шуман – один из выдающихся композиторов эпохи романтизма

Иллюстрация к пьесе «Смелый наездник»
Став отцом, Шуман пишет «Альбом для юношества» из двух частей и 43 пьес. Это произведения для юных  Роберт Шуман – один из выдающихся композиторов эпохи романтизма пианистов. Работа над «Альбомом» началась в 1848 г., когда Шуман подарил своей старшей дочери Марии тетрадь фортепьянных пьес, в которой были произведения разных композиторов в транскрипции Шумана, а также 8 его собственных пьес. Так началась работа над сборником. Вот некоторые названия пьес из этого «Альбома»: «Хорал», «Маленький этюд», «Маленькая фуга», «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы», «Первая утрата», «Отзвуки театра», «Шехерезада», «Смелый наездник». Эти программные пьесы полюбились и детям, и их преподавателям. Но не весь этот замечательный сборник в равной мере используется в практике музыкальных школ, т.к. стиль композитора доступен не всем, особенно в младшем возрасте, но композитор знал это и писал: «На сладостях, пирожных и конфетах ни один ребенок не вырастет здоровым человеком. Духовная пища, так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой».
В 1850 г. он создал "Жизненные Правила Для Музыкантов". Вот некоторые из этих правил:

• Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.
• Когда будешь постарше, не играй модных сочинений. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.
• Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, — искажение.

В заключение о творчестве Роберта Шумана

Творчество Шумана – это зрелый этап музыкального романтизма с его обостренным вниманием к психологии человеческой жизни. Его музыкальные портреты, например, точно сумели схватить и внешность, и внутреннюю сущность изображаемого им человека.
Произведения Шумана открыли новый художественный мир и новые формы музыкального выражения. Многим своим произведениям Шуман давал программные названия, которые побуждали фантазию слушателя и исполнителя. Его творчество тесно связано с литературой – здесь также присутствует побуждение к чтению. А некоторые его произведения даже можно сравнить с литературными – в них переплетаются различные сюжетные линии, появляется лирическое отступление и т.д.
Р. Шуман – автор множества литературных статей, заметок, афоризмов, где он выразил то же, что запечатлела его музыка: страстную любовь к искусству, ненависть ко всему косному, мещанскому.
В своих статьях он приветствовал первые творческие шаги Шопена, почувствовав в его ранних сочинениях замечательное яркое дарование. В одном из своих «жизненных правил для музыкантов» композитор писал: «Будь скромен! Ты еще не открыл и не придумал ничего такого, что не было известно до тебя. А если и открыл, то рассматривай это как дар свыше, которым ты должен поделиться с другими». И сам он принадлежал к числу художников, открывших своим искусством многое такое, что не было известно до него. «Меня интересует всё, что происходит в мире: политика, литература, люди. Обо всём я размышляю на свой лад, и потом это ищет выражения и выливается в музыке» (Р. Шуман).

Роберт Шуман – один из выдающихся композиторов эпохи романтизма

Памятник Р. Шуману в Цвиккау