Густав Малер

  • Печать

Густав Малер

«...То, о чём говорит музыка, – это только человек во всех его проявлениях (то есть чувствующий, мыслящий, дышащий, страдающий» (Густав Малер).

Творчество выдающегося австрийского композитора и дирижёра Густава Малера в истории музыки называют переходным между поздним австро-германским романтизмом XIX в. и модернизмом начала XX в.
Творческое наследие Малера-композитора относительно невелико и почти полностью состоит из песен и симфоний. В настоящее время Малер является одним из самых исполняемых композиторов. 

Из биографии Густава Малера (1860-1911)

Густав Малер

Густав Малер (ок. 1865)
Густав Малер родился в Чехии, в бедной еврейской семье. Его музыкальные способности проявились довольно рано, а в 10 лет он уже дал свой первый публичный концерт как пианист.
В 15-летнем возрасте Малер поступил в Венскую консерваторию, брал уроки композиции у крупнейшего австрийского симфониста Брукнера, тогда же посещал курсы истории и философии в Венском университете.
Первыми произведениями Малера были эскизы опер, оркестровая и камерная музыка. С 20 лет он начал заниматься дирижерской работой сначала в оперных театрах небольших городков, а затем в Праге (1885), Лейпциге (1886-1888), Будапеште (1888-1891), Гамбурге (1891-1897). Дирижирование и композиторская деятельность стали основными в творчестве Густава Малера.

Творчество Густава Малера

Густав Малер

Густав Малер в 1892 г.
Часто замысел симфонии у Малера рождался из песни. Первый песенный цикл «Песни странствующего подмастерья» написан на его собственные стихи. Этот цикл напоминает песни Ф. Шуберта светлой радостью общения с природой и чувствами одиночества. Из этого цикла песен выросла его Первая симфония (1888), в которой были те же чувства.

Первая симфония Г. Малера

Первая симфония Малера была написана в классических рамках 4-частного цикла. Первое авторское исполнение симфонии состоялось в 1889 г. и не было принято современниками. Спустя полвека после смерти автора она стала самым исполняемым из его сочинений.
Если говорить о «сюжете» симфонии, то он таков: романтический конфликт героя с окружающей пошлостью и лицемерием. Чувствуя себя частицей пробуждающейся природы, юный герой устремляется к людям; пережив в их обществе тяжелейшее разочарование (у Малера он воплотился в третьей части, в гротескном траурном марше), он возвращается к природе и вновь обретает себя.
Эту симфонию музыкальные критики считают особой в творчестве композитора и являющейся прологом к симфонической эпопее композитора. Но сам Малер говорил, что его первые четыре симфонии образуют законченную тетралогию.
Вторая, Третья и Четвертая симфонии связаны с циклом песен «Волшебный рог мальчика». В этом цикле собраны песни крестьянские и солдатские, исторические баллады и сказки, лютеранские хоралы и любовные песенки. Они рассказывают о тяжести солдатчины, о трудной крестьянской доле, о веселых плутнях пройдох-монахов, о верной, преданной любви. Они полны юмора, несокрушимого оптимизма, стойкости, веры в справедливость, правду, в победу добра над злом и насилием. Они прославляют отвагу, верность и честь.

Вторая симфония Г. Малера

В переписке композитор подробно рассказывал об идее этого сочинения: «Я назвал первую часть «Тризна»... в ней я хороню героя моей ре-мажорной (Первой) симфонии... В то же время эта часть ставит великий вопрос: почему ты жил? Почему страдал? Неужели все это – только огромная страшная шутка?.. В чьей жизни хоть однажды раздался этот призыв, тот должен дать какой-нибудь ответ; и этот ответ я даю в последней части... Вторая часть – воспоминание! Солнечный луч, чистый и безмятежный, из жизни моего героя».
Программу симфонии автор объяснял так: «Если я задумываю большое симфоническое полотно, всегда наступает момент, когда я должен привлечь Слово, как носителя моей музыкальной идеи».
Стихов, которые отразили бы идею пятой части, финала симфонии, Малер не мог найти очень долго. Несколько строф он сочинил сам и продолжал искать, перечитывая многих поэтов. В разгар работы над симфонией пришло известие о смерти одного из крупнейших дирижеров того времени Ганса фон Бюлова, перед талантом которого Малер преклонялся. На торжественной панихиде, в числе другой музыки, прозвучал хорал на стихи выдающегося немецкого поэта XVII в. Ф. Клопштока «Ты воскреснешь, да, воскреснешь ты после сна недолгого». Прозвучали те строки, которые Малер так долго искал. Они и легли в основу финала. По этим строкам симфония стала известна как Симфония Воскресения. Её премьера состоялась 13 декабря 1895 г. в Берлине под управлением автора.

Третья симфония Г. Малера

Густав Малер

Третья симфония – одна из самых сложных в его творчестве. Композитор считал ее произведением, «в котором отражается весь мир... Вся природа получает в ней голос и раскрывает свои сокровенные тайны». В одном из писем он сообщил даже программу: «...II-V части должны выразить последовательные ступени сущего, как я их трактую. II. Что мне рассказывают цветы. III. Что мне рассказывают звери. IV. Что мне рассказывает ночь (человек). V. Что мне рассказывают утренние колокола (ангелы). VI. Что мне рассказывает любовь... Номер I – «Приход лета»... Лето мыслится как победитель, шагающий среди всего, что растет и цветет, ползает и летает, мечтает и томится и, наконец, того, о чем мы можем лишь догадываться...». Конечно, эта программа очень условна и субъективна, она не была предназначена для опубликования.

Четвёртая симфония Г. Малера

Премьера симфонии состоялась 25 ноября 1901 г. под управлением автора. Сам он неоднократно называл эту симфонию Юмореской. Но «если человек в моменте юмора, отправляясь от маленького суетного мира действительности, связывает и соразмеряет последний с бесконечным миром идеала, то возникает тот смех, в котором кроются и скорбь, и величие». Так и внешняя наивность, кажущееся простодушие музыки Четвертой симфонии – не от неведения, а от стремления избежать «проклятых вопросов», довольствоваться тем, что есть, и не искать, не требовать большего.

Из биографии Густава Малера (1860-1911)

Густав Малер

Придворная опера в 1898 г.
В 1897 г. Малер стал главным дирижером Венского придворного оперного театра, где проработал 10 лет. В одном лице он совмещал работу дирижёра и режиссера. Среди его творческих удач – оперы Р. Вагнера, К.В. Глюка, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Б. Сметаны, П. Чайковского («Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Иоланта»).
В качестве дирижёра Малер гастролировал во многих странах, трижды был в России.

Творчество Густава Малера

Пятая симфония Г. Малера

Пятая симфония была написана в 1901-1902 гг. и является переходной в творчестве Малера. Переходной – в том смысле, что он впервые в своей творческой практике отказывается от любых письменных разъяснений её программы, хотя эта авторская программа всё-таки существовала.
В этой симфонии автор возвращается к традиционному рондо-финалу, который ранее он не использовал. Появляется полифония. Всё это говорит о том, что начинается новый этап его творчества.
Первое исполнение Пятой симфонии состоялось 18 октября 1904 г. в Кельне под управлением автора.

Шестая симфония Г. Малера

Шестая симфония получила название «Трагическая». Истоком этих симфоний стал цикл «Песни об умерших детях» на стихи Ф. Рюккерта. Фридрих Рюккерт (1788-1866) был любимым поэтом Малера. Его стихи вдохновили композитора на создание тончайших вокальных миниатюр — цикла из пяти номеров «Песни об умерших детях» и пяти номеров посмертного сборника «Семь песен последних лет». Пять стихотворений, легших в основу вокально-симфонического цикла, поэт написал после смерти двух своих детей.
Композитор обратился к этим стихам в 1901 г., скорее всего, под влиянием Ф. Достоевского. Однажды он обмолвился, что всю жизнь писал музыку, отвечая на вопрос Достоевского «Как могу я быть счастливым, если где-то страдает другое существо?» А самым больным для писателя был вопрос «За что страдает ребёнок?» В этом вопросе позиции Достоевского и Малера сходны.

Густав Малер

Э. Орлик. Портрет Г. Малера (1902)
Но музыка Шестой симфонии не пессимистична. Пусть герой гибнет, но его гибель не напрасна: своим примером он вдохновит тех, кто придет ему на смену.
Симфония была впервые исполнена 27 мая 1906 г. в Эссене под управлением автора.

Седьмая симфония Г. Малера

Седьмая симфония – новый и решающий этап в творчестве композитора. Малер не использует здесь отголосков своих вокальных циклов. Не прибегает к выразительности человеческого голоса. Но, как и прежде, в основе замысла лежит чётко сформулированная программа. Первая часть симфонии остро драматическая, а финал – жизнеутверждающий. Музыка передаёт чувство сопоставления света и тени, образов дня и ночи.
Премьера симфонии состоялась в Праге 19 сентября 1908 г. под управлением автора.

Из биографии Густава Малера (1860-1911)

Густав Малер

Альма Шиндлер
В начале ноября 1901 г. Малер познакомился с Альмой Шиндлер, дочерью художника-пейзажиста Эмиля Якоба Шиндлера. Она сама была одарённой художницей и одновременно занималась музыкой: обучалась игре на фортепиано, брала уроки композиции. У них родились две дочери.

Творчество Густава Малера

Восьмая симфония Г. Малера

Эта симфония является одним из самых масштабных симфонических произведений в мировом репертуаре. Исполнение симфонии требует огромных вокальных и инструментальных сил, поэтому за ней закрепилось название «Симфонии тысячи», или «Симфонии тысячи участников». Это название автора возмущало, он считал его рекламным. Симфония была окончена летом 1906 г. и является последней симфонией Малера, премьера которой состоялась при его жизни. Первое исполнение состоялось в Мюнхене 12 сентября 1910 г. и было успешным. В этой симфонии автор вновь обратился к слову. Структура симфонии нетрадиционна – она двухчастная. Первая часть написана на латинский текст католического гимна Veni Creator Spiritus, а вторая – на немецкий текст заключительной сцены трагедии «Фауст» Гёте. Две части объединены общей идеей: искупление вины силой любви, показанной через общие музыкальные темы.

Из биографии Густава Малера (1860-1911)

В 1907 г. умерла старшая дочь Малера Анна Мария, а у самого композитора начались проблемы с сердцем. Сердечная недостаточность ставила под угрозу его творчество; по свидетельству Отто Клемперера, Малер, в прежние времена за дирижёрским пультом почти неистовый, стал дирижировать очень экономно: «...Он хотел жить, и жить долго».
Густав Малер в 1909 г.
В это же время он вынужден был покинуть Придворную оперу в Вене из-за начавшихся интриг и постоянных нападок антисемитской прессы. Малер с семьёй переехал в Нью-Йорк. Но там он не нашёл тех условий, о которых мечтал: американская публика и музыканты не были готовы к высоким требованиям к искусству, которые предъявлял Малер. В Соединённых Штатах Малер-композитор мог рассчитывать на понимание ещё меньше, чем в Европе. Он писал об этом так: «Мой оркестр здесь – настоящий американский оркестр. Бездарный и флегматичный. Приходится терять очень много сил».
В 1911 г. он вернулся в Европу – лечиться и умереть здесь.

Творчество Густава Малера

Симфония в песнях «Песнь о Земле»

В основу этой симфонии были положены вольные переводы немецким поэтом стихов китайских поэтов VIII и IX вв. На основе этих текстов Малер создал глубоко современное произведение, одну из выразительнейших в мире партитур. По форме симфония близка к вокальному циклу.
Первое исполнение «Песни о Земле» состоялось уже после смерти композитора: 20 ноября 1911 г. в Мюнхене под управлением Бруно Вальтера.

Девятая симфония Г. Малера

Это его последняя завершённая симфония, написанная в 1909 г. и впервые исполненная уже после смерти автора, в 1912 г.
На этом этапе творчества композитор словно уже не в силах найти разрешения противоречий в самой жизни, в природе или религии, он видит его в гармонии классического искусства. В дополнение ко всему начался кризис в его отношениях с женой.
Девятая симфония – четырёхчастная, написана в стиле классиков. Первая и четвертая части медленные; между ними – скерцо и рондо.
Альбан Берг писал о Девятой симфонии: «Как-то я вновь проиграл Девятую Малера: первая часть – лучшее, что написал Малер. Это выражение неслыханной любви к земле, страстное желание жить на ней в мире, еще и еще раз до глубочайшей глубины насладиться ею, природой – пока не придет смерть. Ибо она неудержимо приближается».
«Песнь о Земле», Девятая и незаконченная Десятая симфонии составляют «прощальную» трилогию композитора.
«Музыка Малера, - писал Л. Бернстайн, - в своём предсказании... орошала наш мир дождём красоты, равной которой не было с тех пор».
Завершая век романтизма, Малер оказался провозвестником многих явлений музыки XX в. Обостренность эмоций, стремление к их крайнему проявлению будет подхвачено экспрессионистами: А. Шёнбергом и А. Бергом. Симфонии А. Онеггера, оперы Б. Бриттена несут отпечаток малеровской музыки. Особенно сильное влияние оказал Maлер на творчество Д. Шостаковича. Искренность его музыки, сострадание каждому человеку, широта мышления делают Малера очень близким нашему времени.

Густав Малер

Памятник Густаву Малеру в Тоблахе (Южный Тироль)