Джаз и блюз Джорджа Гершвина

  • Печать

Джаз и блюз Джорджа Гершвина

Эпоху 20-30 гг. XX в. американский писатель С. Фитцджеральд назвал «веком джаза». Именно в это время происходили становление и расцвет творчества Джорджа Гершвина.

Он стремился выразить в музыке дух своего времени, а джаз считал народной музыкой: «Я слышу в нем музыкальный калейдоскоп Америки – наш огромный бурлящий котел, наш... национальный жизненный пульс, наши песни...», – писал он.

Джаз и блюз Джорджа Гершвина

Д. Гершвин в 1937 г.
Одним из самых известных произведений американского композитора Джорджа Гершвина является «Рапсодия в стиле блюз» («Голубая рапсодия») для фортепьяно с оркестром, написанная в 1924 г. В России существуют и другие её названия: «Рапсодия в блюзовых тонах», «Рапсодия в голубых тонах». 

Д. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» (1924)

История её создания такова.
Однажды Гершвин случайно узнал из газеты странную новость о себе: он работает над джазовым концертом. На самом деле у него такой работы не было даже в планах. Выяснилось, что предстоял концерт, на котором музыкальные критики должны были выяснить вопрос о том, «что есть американская музыка?». Гершвину пришлось начать работу.
Так родилась «Рапсодия в стиле блюз». Гершвин постарался изменить стереотипы по отношению к джазу (о его ограниченности, одинаковом темпе и т.д.).
В день премьеры, 12 февраля 1924 г., в Иоулиэн-холле Нью-Йорка собрались певцы, пианисты, звезды джаза и мюзикла, выдающиеся критики и академические композиторы, среди которых были Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Фриц Крейслер, Яша Хейфец. В программе были объявлены произведения с элементами джаза. Начало было скучным, и некоторые даже начали покидать зал. Но когда заиграли «Рапсодию в блюзовых тонах», обстановка в зале резко изменилась. Гершвин играл партию фортепьяно. Произведение было встречено овацией. Состав классического оркестра прекрасно справился с блюзовым стилем.
С тех пор «Рапсодия в стиле блюз» оказалась наиболее часто исполняемым во всем мире произведением. Музыкальный критик У. Дамрош сравнил джаз с Золушкой, которую принц (Гершвин) «взял за руку и открыто провозгласил ее принцессой, вызывая удивление мира и бешенство ее завистливых сестер».
«Рапсодия в блюзовых тонах» стала визитной карточкой Гершвина. Она с успехом исполняется музыкантами и академического, и джазового направлений.

Из биографии Джорджа Гершвина (1898-1937)

Джордж Гершвин был сыном еврейских эмигрантов из Одессы. Он родился в Нью-Йорке, где его отец был владельцем небольшого ресторана, здесь же прошло и его детство.
Музыкальные способности проявились у него после того, как старшему брату купили пианино. Он начал усердно заниматься, брать уроки музыки у различных преподавателей. В 1914 г. Гершвин начал заниматься музыкой профессионально, работал аккомпаниатором в одном из музыкальных издательств. Фактически это была работа музыкального продавца-рекламиста: «Каждый день в девять часов я уже сидел в магазине за роялем, играя популярные мелодии для каждого, кто приходил...», – вспоминал Гершвин. В это время он уже сам мечтал стать композитором. И вот состоялся его композиторский дебют: 18-летний музыкант на эстраде Бродвея выступил со своими песнями.
В последующие годы он создал музыку более чем к 40 спектаклям, и в начале 20-х гг. стал одним из популярнейших композиторов Америки, а затем и Европы. Он мечтал уже о создании произведений крупной формы.

Дальнейшее творчество

Но Гершвин не получил систематического музыкального образования. Его успехи в творчестве – это результат самообразования и редкой требовательности к себе. Он был прекрасным пианистом-виртуозом, но долгое время продолжал брать уроки игры на фортепьяно у известного американского педагога Э. Хатчесона. Был известным композитором – и просил о занятиях композицией и инструментовкой М. Равеля, И. Стравинского, А. Шенберга. Учился всю жизнь и не стеснялся этого.

Талантливые люди – талантливы во всём. Одним из хобби Гершвина была живопись и литература.

Джаз и блюз Джорджа Гершвина

Джордж Гершвин. Автопортрет (1930-е годы). Уголь и акварель на бумаге

Вслед за «Рапсодией в стиле блюз» появляются Фортепианный концерт (1925), оркестровое программное сочинение «Американец в Париже» (1928), Вторая рапсодия для фортепиано с оркестром (1931), «Кубинская увертюра» (1932). Эти сочинения определили главную стилистическую особенность музыки Гершвина: сочетание негритянского джаза, афро-американского фольклора, эстрадной музыки Бродвея с формами и жанрами европейской музыкальной классики.

Выступления в Европе

В 1928 г. Гершвин посетил Европу, где встретился с известными композиторами: М. Равелем, Д. Мийо, С. Прокофьевым (во Франции), Ф. Легаром, И. Кальманом (в Вене).

Джаз и блюз Джорджа Гершвина

Вечеринка по случаю дня рождения Мориса Равеля (Нью-Йорк, 8 марта 1928 г.). Слева направо: дирижёр Оскар Фрид; певица Ева Готье; М. Равель за фортепиано; композитор-дирижёр Маноа Лейде-Тедеско; композитор Джордж Гершвин
В 30-х гг. он увлёкся музыкой для кино, подолгу жил в Калифорнии и писал музыку к нескольким кинофильмам. Обращался и к музыке для театральных спектаклей (к сатирической пьесе «О тебе я пою» (1931). В 1935 г. Гершвин пишет оперу роману Дюбоса Хейворда «Порги и Бесс», которую называют его «лебединой песнью».

Джаз и блюз Джорджа Гершвина

Сцена из оперы Д. Гершвина «Порги и Бесс»
«Порги и Бесс» – опера в 4 актах 9 картинах, основанная на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском фольклоре, импровизации. Её музыка выразительна, наполнена красотой интонаций негритянских песен, юмором, переходящим в гротеск, стихией джаза.
Д. Гершвин умер в июле 1937 г. после операции по удалению опухоли головного мозга.

Джаз и блюз Джорджа Гершвина

Мавзолей Джорджа Гершвина на кладбище Уэстчестер-Хиллз