Жизнь и творчество Камиля Сен-Санса

Жизнь и творчество Камиля Сен-Санса

Французский композитор Камиль Сен-Санс вписал в историю музыкальной культуры одну из ярких страниц.

Он был композитором, пианистом, педагогом, дирижёром. Но это ещё не всё: в круг его интересов входили философия, литература, живопись, театр. Его познания в физике, астрономии, археологии, истории, религии были настолько обширны, что он был избран членом Французского астрономического общества.
Жизнь Сен-Санса всегда была полнокровной и наполненной трудом, творчеством, наукой. Он постоянно сочинял, или концертировал (последний концерт он провёл в возрасте 85 лет), или путешествовал, или записывал пластинки. 

Раннее детство

Камиль Сен-Санс родился в Париже в 1835 г. в семье служащего Министерства внутренних дел.
Музыкальное дарование проявилось у мальчика очень рано – в возрасте 3 лет. Именно в этом возрасте его и начали обучать игре на фортепьяно. Родители юного дарования были близки к миру искусства: отец писал стихи, а мать была художницей. Но отец умер рано, и воспитанием мальчика занимались мать и бабушка. Талантливый ребёнок рос в благоприятной атмосфере и имел все возможности для своего дальнейшего развития: в возрасте 5 лет они уже начал сочинять музыку, а в возрасте 10 лет – концертировать.

Учёба и становление таланта

Жизнь и творчество Камиля Сен-Санса

Камиль Сен-Санс в 1846 г.
В 1851 г. Сен-Санс окончил Парижскую консерваторию по классу органа, а затем по классу композиции. К этому моменту он был уже зрелым музыкантом, автором многих сочинений, в том числе Первой симфонии, которая получила высокую оценку Г. Берлиоза и Ш. Гуно.
Затем Сен-Санс работал органистом в различных соборах Парижа и вскоре получил в Европе признание как органист-импровизатор. Но его деятельность постепенно расширяется: он выступает как пианист, дирижёр, редактор и издатель произведений старых мастеров, пишет теоретические труды, становится одним из основателей и педагогов Национального музыкального общества. Его талант заметили и оценили Д. Россини, Г. Берлиоз и Ф. Лист, а также известная певица Полина Виардо. Все они поддерживали композитора в его творчестве. А в 70-х гг. наступает расцвет его композиторского таланта. Он оставляет работу органиста и полностью посвящает себя композиции.
Современники благосклонно принимают его сочинения. Симфонические поэмы «Прялка Омфалы» и «Пляска смерти», оперы «Желтая принцесса», «Серебряный колокольчик» и «Самсон и Далила» считаются лучшими в этот период времени.
Сен-Санс неоднократно посещал Россию и всегда встречал там тёплый приём. Он был дружен с А. Рубинштейном и Ц. Кюи, интересовался музыкой М. Глинки, П. Чайковского, композиторов «Могучей кучки».

Музыкальные произведения К. Сен-Санса

Инструментальные произведения были главенствующими в творчестве композитора. Самыми известными из них были Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром, Третий скрипичный концерт, посвящённый скрипачу П. Сарасате, Концерт для виолончели, Симфония с органом, программные симфонические поэмы, 5 фортепианных концертов и др.
Он создал 12 опер, из которых самой популярной была опера «Самсон и Далила», написанная на библейский сюжет. Впервые она была исполнена в Веймаре в 1877 г. под управлением Ф. Листа. Музыка оперы отличается мелодичностью и яркой музыкальной характеристикой образа Далилы. Н. Римский-Корсаков считал это произведение «идеалом оперной формы».
В своих лирических произведениях Сен-Санс широко использует интонации фольклорных и бытовых жанров.
Самым известным произведением К. Сен-Санса является сюита («зоологическая фантазия») для инструментального ансамбля «Карнавал животных».

К. Сен-Санс «Карнавал животных» (1886)

Жизнь и творчество Камиля Сен-Санса

Балет в одном действии на музыку К. Сен-Санса «Карнавал животных»
Сюита была написана Сен-Сансом в феврале 1886 г. во время отдыха в Австрии. Композитор задумал эту музыку как музыкальную шутку и даже запретил издавать её при своей жизни, чтобы не прослыть автором «несерьёзной» музыки. Поэтому все известные исполнения «Карнавала животных» до 1921 г. (время смерти композитора) проходили в частных домах и салонах. Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять – пьеса «Лебедь» для виолончели и фортепиано. Она вошла в репертуар виолончелистов ещё при жизни композитора.
«Карнавал животных» наполнен юмором, переходящим иногда в сатиру. В нём пародируются известные музыкальные произведения, высмеиваются человеческие пороки, имитируются голоса животных, течение воды и т.п.
В оригинале «Карнавал» инструментован для 11 исполнителей: флейта, кларнет, стеклянная гармоника (колокольчики или челеста), ксилофон, два фортепиано, две скрипки, альт, виолончель, контрабас.

«Карнавал животных» состоит из 14 частей:

1. Вступление и Королевский марш льва.
2. Куры и петухи. Пьеса построена на звукоподражании: назойливые повторяющиеся звуки изображают квохтанье кур, слышен и мотив петушиного кукареканья.
3. Антилопы: изображению этих быстрых животных содействуют быстрые пассажи на двух фортепьяно.
4. Черепахи. В этой пьесе участвуют струнные и два фортепиано. Мелодия пьесы – цитата канкана из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду». Замедленный в несколько раз темп создаёт комический эффект.
5. Слон. Контрабас и два фортепиано играют вальс, также в виде цитаты из драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста» и скерцо Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь». Лёгкая и воздушная музыка передана в исполнении инструментов, которые создают образ тяжеловесного танцующего слона.
6. Кенгуру. Прыжки этого животного переданы острыми стаккатными звуками фортепьяно.
7. Аквариум. Картина аквариума передана звучанием флейты, стеклянной гармоники и др. инструментов. Подводный мир рисуется переливающимися пассажами двух фортепиано.
8. Персонажи с длинными ушами. Ослиный крик изображён чередованием высоких и низких скрипичных звуков.
9. Кукушка в глубине леса. В этой пьесе принимают участие кларнет и два фортепиано. Пьеса также построена на звукоподражании.
10. Птичник. Птичье пение изображает флейта на фоне струнных и двух фортепьяно.
11. Пианисты. Два фортепиано в сопровождении струнных играют гаммы и упражнения в стиле Черни. Исполнители должны имитировать неловкую игру начинающего.
12. Ископаемые (имеются в виду допотопные, вымершие образцы вокального искусства). Кларнет, ксилофон, два фортепиано и струнные цитируют симфоническую поэму Сен-Санса «Пляска смерти», французские народные песни и каватину Розины из оперы Д. Россини «Севильский цирюльник».
13. Лебедь. Единственный серьёзный номер в этой комической сюите рисует светлый идеал. Певучая мелодия виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у двух фортепиано – рябь на воде. На эту музыку хореограф Михаил Фокин в 1907 г. поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. И хотя в пьесе Сен-Санса лебедь не умирает, он не возражал против такой трактовки М. Фокина.

Жизнь и творчество Камиля Сен-Санса

Всему миру известен «Умирающий лебедь» в исполнении Майи Плисецкой.
14. Финал. Его исполняет весь ансамбль инструментов. Главная тема в финале перемежается мотивами из предыдущих частей.

Характеристика музыки К. Сен-Санса

Жизнь и творчество Камиля Сен-Санса

Камиль Сен-Санс в 1883 г.
Несмотря на то, что Сен-Санс в молодые годы был страстным новатором, он очень хорошо знал музыку старых мастеров (Рамо, Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта). Его не привлекала идея непрерывного сквозного развития, разработанная Вагнером. Он предпочитал традиционные формы изложения мелодий. Его произведения отличаются своеобразной гармонией и ритмами.
Начиная с 6-летнего возраста и до конца своих дней Сен-Санс сочинял песни, которых написал за всю жизнь более 140. Он считал эти произведения исключительно французскими песнями, отрицая какое-либо влияние Шуберта или других немецких авторов.
Для органа Сен-Санс написал 10 пьес, в том числе два сборника прелюдий и фуг (1894 и 1898), более 40 произведений камерной музыки, наиболее значимыми из них являются сонаты: две для скрипки, две для виолончели, и по одной для гобоя, кларнета и фагота – все в сопровождении фортепиано.
Сен-Санс одним из первых стал принимать участие в записях музыки на пластинки.
Сен-Санс умер в возрасте 86 лет в Алжире, где он обычно проводил зиму. Похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.

Жизнь и творчество Камиля Сен-Санса

Камиль Сен-Санс в 1910 г.

В некрологе газеты «The Times» по случаю смерти композитора было сказано: «Смерть Сен-Санса лишила Францию не только одного из самых выдающихся композиторов: из жизни ушел один из последних представителей величайших изменений в мире музыки, характерных для XIX века. Он обладал огромной жизненной силой и ни на шаг не отставал от времени. И хотя о нём принято говорить как о представителе самого старшего и уважаемого поколения французских композиторов, совершенно очевидно, что обращать внимание на место, которое он занимал в хронологии музыкального искусства, не имеет смысла. Он был лишь на два года моложе Брамса на пять лет старше Чайковского, на шесть лет старше Дворжака и на семь лет старше, чем Салливан. В своей родной стране он совершил такой вклад в некоторые жанры музыкального искусства, который можно смело сравнивать с достижениями вышеупомянутых композиторов на их родине».