Французский композитор-импрессионист Мори́с Раве́ль

  • Печать

Французский композитор-импрессионист Мори́с Раве́ль

Морис Равель – один из ведущих представителей импрессионизма в музыке.

Наряду с Клодом Дебюсси, конечно. Интерес к импровизации у него, как и у Клода Дебюсси, возник после знакомства с творчеством родоначальника музыкального импрессионизма композитора Эрика Сати

Из ранней биографии Мориса Равеля (1875-1937)

Французский композитор-импрессионист Мори́с Раве́ль

Морис Равель (1910)
М. Равель родился в городе Сибур в семье швейцарского автомобильного инженера Жозефа Равеля и Мари Делюар, происходившей из простой баскской семьи. Баски жили на стыке Франции и Испании.

Французский композитор-импрессионист Мори́с Раве́ль

Родители Мориса Равеля
Его отец был большим любителем музыки, поэтому серьёзные занятия сына музыкой начались в возрасте 7 лет. Сначала это было фортепьяно, а затем уроки гармонии. В 1889 г. М. Равель поступил в Парижскую консерваторию по классу фортепиано.

Личность композитора

Морис Равель не любил официальных церемоний и излишнего внимания к своей личности, хотя пользовался успехом как композитор, пианист, дирижер и даже лектор. В 1920 г. он отказался от получения ордена Почетного легиона, хотя имя его было опубликовано в списках награжденных. А торжественную церемонию его посвящения в звание доктора Оксфордского университета позже описывал с юмором.
Зато Равель очень любил путешествовать: Марокко, Испания, Америка, Канада... Это были и просто путешествия, и концертные турне.
От отца ему передалась любовь к технике. Он любил металлические очертания громад заводов, а в звуках ударов молотов слышал симфоническое звучание. «Как всё это музыкально. Непременно использую», – говорил он. И действительно использовал: современная железная поступь и скрежет металла слышатся в одном из его произведений: Концерте для левой руки, написанном для австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку.
В вопросах творчества, в области личных переживаний и духовной жизни Равель был довольно скрытен.
В первый же месяц войны с Германией Морис Равель стремился попасть на фронт, но из-за маленького роста его не приняли ни в один род войск. Однако он упорно добивался, и его приняли добровольцем в автомобильный дивизион, где он прослужил шофёром грузовика более 3 лет.

Творчество Мориса Равеля

Французский композитор-импрессионист Мори́с Раве́ль

Морис Равель за фортепьяно
Круг тем творчества Равеля достаточно широк. Наполненность чувствами также. Но в каждом произведении он не стремится к наибольшему охвату тем и взаимосвязей, а концентрирует внимание на каком-то одном, значительном, глубоком чувстве. Его творчество в какой-то степени можно назвать интимным, видимо, именно поэтому оно близко многим.
Равель восхищался творчеством Моцарта, его непосредственностью и чистотой вдохновения. Видимо, именно у Моцарта позаимствовал Равель ясность формы и звучания, гармоничность музыки. Ж. Брюи приводит слова Равеля: «Моцарт – это абсолютная красота, совершенная чистота. Музыка должна бы умереть с ним, умереть от истощения или этой чистоты, если бы мы не имели Бетховена, который был глухим».
Близко было ему творчество Р. Шумана и Ф. Мендельсона, Ф. Листа и Ф. Шопена.
Но, конечно же, наибольшее влияние на творчество Равеля оказали К. Дебюсси и русские композиторы А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков. После войны в музыке Равеля стало преобладать эмоциональное начало.

Дебюсси и Равель принадлежали к разным поколениям: когда Равель делал первые шаги в композиции, Дебюсси уже был автором нескольких музыкальных шедевров. Равель рос в атмосфере растущей славы Дебюсси и не мог не испытывать его воздействие. Восхищаясь музыкой Дебюсси, он искал и быстро нашел свой собственный путь – импрессионизм. Но, в отличие от Дебюсси, Равель не отказывался и от традиционных музыкальных форм.
После войны Морис Равель познакомился со знаменитым русским продюсером и постановщиком С. Дягилевым, который проводил в Париже «Русские сезоны». Он ставил балет на музыку Равеля «Дафнис и Хлоя» с В. Нижинским в главной роли, а затем и другой балет – «Вальс». Так наступил расцвет славы Мориса Равеля.
Но популярность и известность угнетают композитора, и он переезжает из Парижа в местечко Монфор-Ламори. В то же время Равель много гастролирует как пианист и дирижёр, исполняя собственные сочинения в Италии, Голландии и Англии; оркестрирует «Картинки с выставки» М. Мусоргского, и эта оркестровая редакция «Картинок» со временем стала не менее популярной у публики, чем фортепианный оригинал Мусоргского.
Наконец, Морис Равель создаёт своё самое знаменитое произведение – «Болеро». Сам автор о нём говорил так: «Я написал всего лишь один шедевр – «Болеро», но, к сожалению, в нем нет музыки». Расскажем об этом произведении подробнее.

Балет «Болеро» М. Равеля

«Болеро» – хореографическая поэма М. Равеля в одной картине. Впервые балет был поставлен балетмейстером Брониславой Нижинской в Париже в 1928 г. Художник А. Бенуа, дирижер М. Равель.
Премьера состоялась в труппе «Балет Иды Рубинштейн». Действие происходит в одном из кабачков Барселоны в 20-е годы XX в.
Ида Рубинштейн (1883-1960) – личность интересная и несколько загадочная, поэтому немного отвлечёмся от рассказа о М. Равеле. Она была непрофессиональной танцовщицей и актрисой, для которой творили великие художники, режиссеры и композиторы. Её облик запечатлел Валентин Серов.

Французский композитор-импрессионист Мори́с Раве́ль

В. Серов. Портрет Иды Рубинштейн (1910). Холст, темпера, уголь. Русский музей (Санкт-Петербург)
Ида Рубинштейн была звездой «Русских сезонов» в Париже.
Ида Львовна Рубинштейн родилась в одной из богатейших семей в России. Ее дед основал банкирский дом «Роман Рубинштейн и сыновья». Семье принадлежали несколько банков, сахарные заводы, пивоваренный завод «Новая Бавария», крупные склады и магазины.
Ида родилась в Харькове 21 сентября 1883 г., но рано осиротела, её воспитывали родственники в Петербурге. Она училась в одной из лучших частных гимназий столицы – гимназии Л.С. Таганцевой. Курс истории русской литературы, уже по окончании гимназии, Иде читал на дому профессор А. Погодин, который оставил воспоминания о 18-летней девушке: «Она производила впечатление какой-то «нездешней» сомнамбулы, едва пробудившейся к жизни, охваченной какими-то грезами... Уже тогда она изъездила чуть не всю Европу, отлично говорила на нескольких иностранных языках, знала историю искусства, отлично писала».
Иду обучали музыке и танцам, которые ей не давались, и она часами у зеркала отрабатывала сложные танцевальные движения. В результате Ида решила стать трагической актрисой, но и здесь было много препятствий: она плохо читала стихи, имела внешность, не очень подходящую для актрисы.
Однажды она познакомилась с театральным художником Львом Бакстом и увлекла его идеей поставить спектакль «Антигона» по трагедии Софокла. Деньги на постановку у нее были в неограниченном количестве.
Весной 1904 г. под псевдонимом Лидии Львовской Ида Рубинштейн дебютировала в «Антигоне». Публике не понравились её плохая дикция, невыразительный резкий голос. Последовавшие за «Антигоной» постановки с участием Иды также потерпели провал. Но она не успокаивалась и занялась танцем, обратившись к хореографу Михаилу Фокину. Фокин отнесся к просьбе Иды скептически, но решил попробовать.
20 декабря 1908 г. на сцене Петербургской консерватории состоялось первое представление «Танца семи покрывал» в исполнении Иды Рубинштейн, и это был триумф. В ходе танца Ида сбрасывала одно за другим все семь покрывал. К концу танца на ней остались только нити крупных бус.
Но родственники не были в восторге от её деятельности: не может нормальная девица из хорошей семьи заниматься таким ремеслом. По их просьбе парижский врач упрятал ее в сумасшедший дом. Через месяц ей удалось оттуда выбраться и, чтобы избавиться от опеки, она заключила фиктивный брак со своим кузеном.
Затем она вступила в труппу С. Дягилева, а М. Фокин поставил балет «Клеопатра», в котором главная женская партия предназначалась Иде Рубинштейн.

Французский композитор-импрессионист Мори́с Раве́ль

Ида Рубинштейн
Рассорившись с Дягилевым, Ида создала во Франции собственный театр и собирала в нём полные залы. Премьеры следовали одна за другой. Игорь Стравинский написал для нее «Персефону» и «Поцелуй феи», Морис Равель создал «Болеро». Ида сама обратилась к Равелю с просьбой аранжировать для задуманной ею испанской сценки какую-нибудь пьесу испанского композитора. Равель, хорошо знакомый с искусством Испании, решил написать оригинальное сочинение. Так появилось «Болеро» для оркестра.
Ида танцевала «Болеро» на столе в трактире. Почти всю сцену занимал этот огромный стол-платформа с висящим над ним абажуром. Костюмы для танцоров создал А. Бенуа. Ида Рубинштейн изображала экзотическую испанскую плясунью, за движениями которой наблюдали окружившие стол мужчины. Музыка нарастала, атмосфера танца сгущалась. В финале на стол вспрыгивал молодой испанец, и этот 15-минутный спектакль завершал дуэт. По этому образцу – идол и толпа – «Болеро» впоследствии будут ставить великие хореографы XX в.

Французский композитор-импрессионист Мори́с Раве́ль

Балет «Болеро» М. Равеля
Композитор характеризовал «Болеро» так: «Это танец в умеренном движении, постоянно одинаковый как в мелодии и гармонии, так и в ритме, который непрерывно отбивает барабан. Единственный элемент изменения привносится сюда лишь оркестровым нарастанием».
В основе танца – мелодия из двух частей: одна строгая и суровая, с баскским колоритом, другая прихотливая, с андалузским напевом. Длинная мелодия обладает большим разнообразием оттенков, она проводится поочередно различными инструментами оркестра, достигая в кульминации выразительной силы и яркости звучания. Насчёт этого произведения Равеля даже существует легенда, что на его написание композитора вдохновило посещение им литейного цеха, где он увидел медленно вытекающую раскаленную сталь. Сергей Прокофьев назвал «Болеро» «чудом композиторского мастерства».
Знаменитая русская балерина Анна Павлова также включила «Болеро» в свой репертуар.

Французский композитор-импрессионист Мори́с Раве́ль

В Москве в 1978 г. в балете «Болеро» (постановка Мориса Бежара) танцевала Майя Плисецкая.

Другие произведения М. Равеля

В 1925 г. Равель завершил работу над новаторским оперой-балетом «Дитя и волшебство».
В 1928 г., во время 4-месячного турне в США и Канаде, Равель познакомился с Дж. Гершвином, в результате началось его увлечение джазовой и блюзовой музыкой. Это увлечение сказалось в музыке Равеля в первой части Фортепианного концерта G-dur.
В 1929 г. композитору было присвоено звание почётного доктора музыки Оксфордского университета.

Французский композитор-импрессионист Мори́с Раве́ль

Морис Равель в 1932 г.
В 1932 г. Равель начал работу над балетом «Жанна д'Арк», но попал в автомобильную аварию и прекратил творческую работу.
Начиная с 1933 г. композитор страдал от серьёзного неврологического заболевания, ставшего следствием черепно-мозговой травмы после автокатастрофы. Последним произведением тяжело больного композитора были «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот», написанные для Ф.И. Шаляпина.
Композитор умер 28 декабря 1937 г. в Париже после неудачно проведённой операции на головном мозге. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.

Произведения Мориса Равеля

Французский композитор-импрессионист Мори́с Раве́ль

Морис Равель в 1925 г.
Пианист Равель большую часть своих сочинений написал для этого инструмента. Он создал множество произведений для одного фортепьяно, для голоса и фортепьяно, для смешанного хора и оркестра, кантаты, струнные квартеты, оперы «Испанский час», «Дитя и волшебство», Испанскую рапсодию для оркестра, балет «Дафнис и Хлоя», а также одноимённую сюиту для оркестра, сюиту для фортепиано в 4 руки по сказкам Ш. Перро и мадам д'Онуа «Матушка Гусыня», а также одноимённый балет, сюиту для фортепьяно «Гробница Куперена», хореографическую поэму «Вальс», сонату для скрипки и виолончели, сонату для скрипки и фортепьяно, цикл песен для сопрано, флейты, виолончели и фортепиано по Э. Парни «Мадагаскарские песни» и другие произведения.

Французский композитор-импрессионист Мори́с Раве́ль

Музыкальная фреска Шмитта в центре Миннеаполиса (1970-е годы) содержит 5-этажную выдержку из пьесы Мориса Равеля «Гаспар де ла Нюит»