Европейская классическая музыка эпохи барокко

Г.Ф. Гендель

Музыка барокко появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма.

Но, как мы уже указывали в статье «Музыка эпохи Возрождения», временны́е периоды начинались и заканчивались в разных странах в разное время, поэтому их можно указать только приблизительно. А художники (в широком смысле этого слова), создавая произведения искусства, могли опережать свою эпоху или, наоборот, при смене ведущего направления в искусстве, продолжать работать в том же стиле.
Итак, музыкой барокко считается период в развитии европейской академической музыки приблизительно между 1600 и 1750 гг.
Термин «барокко»– от итальянского barocco («причудливый», «странный», «склонный к излишествам»), португальского pérola barroca (дословно «жемчужина с пороком»). 

Чем отличается музыка барокко от музыки Возрождения (Ренессанса)?

Конечно, музыка эпохи барокко продолжила те достижения, которые были в музыке Возрождения. Это касается гармонии, мелодической линии, ритмов, развития музыкальной темы и т.д. Появлялись новые музыкальные формы и жанры.
Барочная музыка стала более эмоционально наполненной, чем музыка Ренессанса. Она стала более виртуозной по сравнению с ренессансной, появились произведения, специально созданные для виртуозных певцов и музыкантов. Почти обязательным стало использование музыкальных украшений.
В эпоху музыкального барокко вокальная музыка стала менее популярной по сравнению с инструментальной, а вокальные произведения всё чаще стали исполняться инструментально – например, арии. Композиторы стали чаще обращаться к созданию камерной инструментальной музыки.
Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера стала одной из главных барочных музыкальных форм. Продолжали работать в этом жанре Алессандро Скарлатти, Георг Фридрих Гендель, Клаудио Монтеверди и др. Развивался жанр оратории (крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра), получили развитие виртуозные формы сочинения – токкаты и фуги. Делались попытки создать стройные системы музыкального обучения. Сочинения композиторов уже публиковались и потому были доступны большому количеству музыкантов.

Композиторы эпохи барокко

Европейская классическая музыка эпохи барокко

Жан Батист Люлли

В период зрелого барокко выдающимся представителем придворных композиторов двора Людовика XIV был Джованни Баттиста Люлли (1632-1687). Его творчество было связано с театром, он активно занимался оперной и балетной музыкой, которую любил Людовик XIV, сам танцевавший в балетах. Танцевал и Люлли. Многие его произведения были созданы на сюжет пьес Мольера. Люлли считается автором лирической оперы, построенной на контрастах. Он умел подбирать музыкантов в оркестр и работать с ними.

Европейская классическая музыка эпохи барокко

Арканджело Корелли
Композитор и скрипач Арканджело Корелли (1653-1713) разработал и развил жанр кончерто гроссо (большой концерт), который основывается на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей и группы солистов.

Европейская классическая музыка эпохи барокко

Генри Пёрселл
В Англии в эпоху зрелого барокко работал Генри Пёрселл (1659-1695). Он стал известным композитором ещё при жизни, хотя умер совсем молодым. Пёрселл работал во многих жанрах: от простых религиозных гимнов и вокальных сочинений до маршевой и театральной музыки (создал более 800 работ).

Европейская классическая музыка эпохи барокко

Жак Авед. Портрет Жана-Филипа Рамо́
Жан-Фили́пп Рамо́ (1683-1764) – французский композитор и теоретик музыки эпохи барокко. Писал для парижских театров, сочинял духовную и светскую музыку, с 1745 г. стал придворным композитором. Автор многочисленных пьес для клавесина, опер (около 30), кантат (7).

Европейская классическая музыка эпохи барокко

Предположительный портрет Антонио Вивальди
Антонио Вивальди (1678-1741) – итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Родился в Венеции. Преподавал игру на скрипке в венецианском сиротском приюте для девочек. Известность Вивальди принесли его скрипичные сонаты и концерты, которые были опубликованы и широко разошлись по Европе.
Для музыки Вивальди характерны трёхчастная циклическая форма для кончерто гроссо и использование ритурнели (инструментальное вступление) в быстрых частях. Вивальди сочинил более 500 концертов. Он создавал и программные произведения, например, знаменитые «Времена года». Программная инструментальная музыка не включает в себя словесный текст, но сопровождается словесным указанием на своё содержание. Антонио Вивальди каждый из четырёх концертов для скрипки с оркестром «Времена года» сопроводил посвящённым этому же времени года сонетом.

Европейская классическая музыка эпохи барокко

Д.А. Веласко. Портрет Доменико Скарлатти
Доменико Скарлатти (1685-1757) – один из ведущих клавишных композиторов и исполнителей своего времени. Сочинял оперы и церковную музыку, но известность (уже после смерти) ему обеспечили его произведения для клавишных. При жизни было опубликовано лишь небольшая часть его сочинений.
Скарлатти написал более 500 сонат, в основном одночастной формы с неизменяемым темпом, которые являются образцом старинной двухчастной формы. Его сонаты исполняются и в наше время, входят в репертуар начинающих пианистов.
Скарлатти является автором 15 опер, 10 ораторий, сонаты для мандолины и клавесина, виоль д'амур и баса, оркестровых произведений, церковной музыки.

Европейская классическая музыка эпохи барокко

Бальтазар Деннер. Портрет Георга Фридриха Генделя (1733)
Георг Фридрих Гендель (1685-1759) – немецкий и английский композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами. Музыкальное образование и опыт получил в Италии, затем переселился в Лондон, впоследствии став английским подданным.
Выполнял музыкальные заказы для знати. Обладал неутомимой энергией. После смерти был признан ведущим европейским композитором и изучался музыкантами эпохи классицизма. Гендель соединил в своей музыке богатые традиции импровизации и контрапункта. Он путешествовал по Европе, обучая музыке других композиторов.
«Гендель был неподражаемый мастер относительно умения распоряжаться голосами. Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходя из естественных пределов голосовых регистров, он извлекал из хора такие превосходные эффекты, каких никогда не достигали другие композиторы...» (П.И. Чайковский).
О жизни и творчестве И.С. Баха, одного из самых популярных композиторов всех времён, мы расскажем в отдельной статье.
Между поздним барокко и ранним классицизмом существовала переходная фаза в течение около 50 лет, которую называют «галантным стилем», или «Рококо». В эти несколько десятилетий композиторы, продолжающие работать в стиле барокко, всё ещё считались успешными, но уже принадлежали прошлому. Композиторы старого стиля создавали замечательные произведения, но публика уже хотела нового. В этот период времени достиг известности Карл Филипп Эммануил Бах (1714-1788), сын И.С. Баха, отлично владевший старым стилем, но много работавший в новом. В этот переходный период духовные сочинения оставались преимущественно в рамках барокко, а светская музыка тяготела к новому стилю. Упадок барокко сопровождался длительным периодом совместного существования старой и новой техник. Во многих городах Германии барочная техника исполнения сохранилась до 1790-х годов, например, в Лейпциге, где в конце своей жизни работал И.С. Бах.
В это время в Европе появились консерватории (музыкальные высшие учебные заведения).

Значение музыки эпохи барокко

Стиль барокко сохранился и после наступления классицизма. В XX в. интерес к этому стилю возник заново, тогда же этот стиль и стал так называться – «барокко». Барочные формы и стили повлияли на композиторов XX в. Арнольда Шёнберга, Макса Регера, Игоря Стравинского, Бела Бартока. Возродился интерес к композиторам зрелого барокко Генри Пёрселла и Антонио Вивальди.
И в наше время существуют композиторы, пишущие исключительно в барочном стиле, например, итальянский композитор Джорджио Пакьони. Некоторые оперные исполнители (например, Чечилия Бартоли) включают в свой репертуар барочные произведения.
В России аутентичным исполнением и исследованием музыки барокко занимались Марк Вайнрот, Феликс Равдоникас, Иван Розанов, Алексей Панов, Алексей Любимов, Анатолий Милка, «ансамбль Hortus musicus», ансамбль «Мадригал», оркестр Екатерины Великой и ансамбль Екатерины Великой Андрея Решетина, ансамбль старинной музыки Владимира Шуляковского и Григория Варшавского и др.

Музыкальные инструменты эпохи барокко

Музыкальные инструменты в эпоху барокко были весьма многочисленны и разнообразны. Коротко назовём некоторые из них.

Европейская классическая музыка эпохи барокко

Орган в Центре музыки и культуры имени Джансуга Кахидзе (Тбилиси) является крупнейшим резонаторным органом в мире
Орга́н – сложный музыкальный инструмент, состоящий из воздухонагнетательного механизма, набора деревянных и металлических труб разных размеров и из исполнительского пульта (кафедры), на котором расположены регистровые ручки, несколько клавиатур и педали.
Клавеси́н – один из предшественников фортепиано. Струны клавесина приводились в движение щипком при помощи плектра, который при нажатии клавиши зацеплялся за струну. С XVII в. клавесин приобрёл крыловидную треугольную форму и металлические струны. Диапазон звука 4-5 октав.

Европейская классическая музыка эпохи барокко

Вёрджинел – небольшой клавесин с корпусом в виде прямоугольного ящика без ножек и струнами, расположенными по диагонали. Звук вёрджинела слабее клавесинного, но громче, чем у спинета.

Европейская классическая музыка эпохи барокко

Французский спинет
Спинет – небольшой клавесин квадратной, прямоугольной или пятиугольной формы.
Клавицитериум – клавесин с вертикально расположенным корпусом.

Европейская классическая музыка эпохи барокко

Клавикорд – предшественник фортепьяно.
Барочная скрипка – несколько иной конструкции, чем современная.
Виола – прародитель современных скрипок и виолончелей.
Виола да браччо – предок скрипки (ручная виола).
Виола да гамба – в буквальном переводе с итальянского – «коленная виола». Играли на виоле да гамба, устанавливая её на коленях или между ними.
Виола д'амур – основная особенность виолы д'амур заключалась в том, что под обычными жильными струнами были натянуты металлические струны. Смычок задевал лишь жильные струны, и от их вибрации начинали звучать металлические струны.
Виолончель – смычковый инструмент басо-тенорового регистра. 4 струны настраиваются по квинтам (до и соль большой октавы, ре малой, ля первой). Виолончель появилась в конце XV-начале XVI вв. Классические образцы виолончелей были созданы итальянскими мастерами XVII-XVIII вв. Антонио Амати и Джироламо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари.
Контрабас – самый большой и низко звучащий смычковый инструмент оркестра. Играют на нём стоя или сидя на высоком табурете.
Барочная лютня
Теорба – басовая разновидность лютни. Количество струн от 14 до 19 (в основном одинарных, но были инструменты и с парными).
Цитра – струнный щипковый музыкальный инструмент
Мандолина – сопрановая разновидность лютни. Играют на мандолине как пальцами, так и с помощью плектра.

Европейская классическая музыка эпохи барокко

Колёсная лира – имеет 6-8 струн, бо́льшая часть которых звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-две отдельных струны воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение.

Европейская классическая музыка эпохи барокко

Валторна

Европейская классическая музыка эпохи барокко

Горн – духовой медный мундштучный музыкальный инструмент без вентилей, с коническим стволом.

Европейская классическая музыка эпохи барокко

Тромбон

Европейская классическая музыка эпохи барокко

Поперечная флейта – деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра.
Блокфлейта – духовой музыкальный инструмент, разновидность продольной флейты.
Шалюмо (кларнет) – деревянный музыкальный духовой инструмент, обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
Гобой – язычковый деревянный музыкальный духовой инструмент сопранового регистра.
Фагот – язычковый деревянный духовой инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра.
Квартфагот – увеличенный фагот. На письме партия квартфагота записывается так же, как и фагота, но звучит на чистую кварту ниже писанной ноты.
Контрафагот – басовая разновидность фагота.

Европейская классическая музыка эпохи барокко

Литавры – ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания. Высота звучания настраивается при помощи винтов или специального механизма, чаще всего в виде ножной педали.