Музыка эпохи Возрождения и XVII века

Игра на лютне

Точная датировка начала и конца определённого периода развития классической музыки является предметом обсуждения. Годы музыкального Возрождения можно указать лишь приблизительно: 1400-1600 гг.

Мы должны также понимать, что временны́е периоды начинались и заканчивались в разных странах в разное время, а произведения в стиле определённого периода сочинялись и тогда, когда этот стиль уже не был популярен. К тому же сами стилевые приёмы, техники исполнения и сочинения музыки часто характерны для нескольких периодов. Например, произведения стиля позднего Ренессанса вполне могут быть сходны с произведениями, написанными в жанрах и формах периода раннего барокко. Но временем расцвета искусства Возрождения является XVI в.

Музыка эпохи Возрождения и XVII века

Фламандский вёрджинел фирмы Рюккерс. Музей музыки (Париж)
Не только знать, но и купцы, ремесленники тогда умели ценить искусство, почти в каждом богатом доме в европейских городах можно было найти гитару, лютню или какой-нибудь из клавишных струнных инструментов, особенно популярных тогда, – клавикорд (предшественник современного пианино), вёрджинел (клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина), клавесин (клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения).

Музыка эпохи Возрождения и XVII века

Клавикорд

Музыка эпохи Возрождения и XVII века

Клавесин. Музей музыки (Барселона, Испания)
Звук клавесина был прозрачным, хрупким и вместе с тем звонким. В его тембре была особенная прелесть.
На этих инструментах аккомпанировали певцам, исполняли прелюдии (небольшие вступления к вокальным сочинениям) или танцы. Для клавесина писали французы Ф. Куперен и Ж. Рамо, знаменитый итальянский виртуоз Д. Скарлатти

Музыкальное Возрождение в различных европейских странах

Италия

Италия вступила в новую эпоху музыкального искусства в XIV в.
В Италии уже культивировался контрапункт (одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов), развилась гармония (приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков), но главное, что отличало и отличает до наших дней итальянскую музыку, – это выразительная мелодия. В этом заключена главная причина любви к итальянской музыке во всём мире и её успеха. Полифоническая многоголосная музыка в XV и XVI вв. царила в стране повсюду, но стремление к мелодичной одноголосной музыке в конце XVI-начале XVII в. взяло верх.
Получила известность Венецианская школа музыки в эпоху Возрождения и раннего барокко.

Музыка эпохи Возрождения и XVII века

Адриан Вилларт
Венецианская школа музыки развивалась на протяжении нескольких десятилетий: с середины XVI и до середины XVII в. и имела общеевропейское значение. Основателем её считается работавший в Италии фламандец Адриан Вилларт. Другие композиторы венецианской школы: Чиприано де Роре, Джованни Кроче, Клаудио Меруло, Андреа Габриели, Джованни Габриели, Клаудио Монтеверди, Джованни Бассано.

Музыка эпохи Возрождения и XVII века

Клаудио Меруло
Венецианская школа внесла большой вклад в развитие инструментальной музыки.
Музыка эпохи Возрождения и XVII века Во Флоренции в эпоху Возрождения были популярны сценические представления   древнегреческой трагедии – прообраз оперы. Первую драму с музыкой «Дафне»   написал Я. Пери (1594). В ней уже были речитативы, схожие с ариями. Клаудио   Монтеверди впервые ввел в оркестровку тремоло (многократное быстрое   повторение одного звука либо быстрое чередование двух несоседних   звуков), пиччикато на струнных инструментах (звук извлекается не смычком, а   щипком струны). Опера распространилась из Флоренции по многим городам   Италии и получила особое развитие в сочинениях Алессандро Скарлатти,   который ввёл форму увертюры (инструментальное вступление к театральному   спектаклю).

А. Скарлатти положил начало квартетной музыке. Сонаты Скарлатти стали примером и образцом для великих композиторов XVIII в.: Баха, Гайдна, Моцарта.

Музыка эпохи Возрождения и XVII века

А. Скарлатти
В Неаполе существовала своя музыкальная школа. Там прославился автор комических опер Д.Б. Перголези, Никколо Пиччини, развивший арию с da capo в форму рондо, Д. Паизиелло, Д, Чимароза (автор опер, в основном комических) и Д. Сарти.

Музыка эпохи Возрождения и XVII века

Доменико Чимароза
В XVII в. большую популярность получили концерты талантливых композиторов и исполнителей А. Вивальди, Ф. Верачини, П. Локателли. Их произведения и сейчас звучат на всех музыкальных площадках мира.

Музыка эпохи Возрождения и XVII века

Антонио Вивальди

Нидерланды

Музыка эпохи Возрождения и XVII века

Герард Терборх «Игра на лютне» (XVII в.)
В эпоху Возрождения здесь сложилась и достигла первых вершин нидерландская школа музыки (XV в.).
Творчество нидерландских композиторов развивалось в церковных жанрах (мессы) и светских (мадригалы, шансон). В светских жанрах нидерландские композиторы развивали инструментальное многоголосие. Появлялись и первые образцы инструментальных полифонических пьес.
В конце XVI в. зародилось своеобразное нидерландское колокольное искусство – карильона.

Музыка эпохи Возрождения и XVII века

Современный карильон
Карильон – механический музыкальный инструмент, распространённый в Европе. Обычно устанавливается на колокольнях или муниципальных зданиях. Инструмент содержит не менее 23 бронзовых колоколов, которые ударяются поочерёдно или аккордами. На традиционном карильоне играют с помощью клавиатуры, представляющей собой набор рычагов, по которым ударяют кулаками, и педальной клавиатуры.
Музыка эпохи Возрождения и XVII века Одним из самых знаменитых музыкантов-   полифонистов был франко-фламандский   композитор Орландо Лассо (ок. 1532-1594) из   города Монса на территории современной Бельгии. С   детства он удивлял всех своими музыкальными   способностями. Вскоре его слава распространилась по   всей Европе. Его называли «божественным Орландо» и  «князем музыки». Даже римские кардиналы   восхищались его талантом, а папа римский наградил   его орденом. Благодаря активной деятельности   Орландо Лассо в то время Мюнхен стал крупнейшим   музыкальным центром Европы. Короли и аристократы   приглашали его к себе на службу, но герцог Баварии   не захотел его отпускать и подписал с композитором   пожизненный контракт. В его церковной музыке были   отражены многие эпизоды Евангелия, а в светской   музыке он не имел соперников среди композиторов своего времени.
Общенародную популярность приобрели песни гёзов – повстанцев, боровшихся против гнета испанского абсолютизма.

Музыка эпохи Возрождения и XVII века

Да здравствует гёз!

Франция

Культура Возрождения утвердилась во Франции в конце XV в. Ведущее положение в музыкальной культуре Франции XV в. заняли представители франко-фламандской (нидерландской) школы – здесь работали выдающиеся композиторы нидерландской полифонической школы: в середины XV века – Ж. Беншуа, Г. Дюфаи, в 2-й половине XV века – Й. Окегем, Я. Обрехт, в конце XV-начале XVI вв. – Жоскен Депре.
Во Франции писал балеты и оперы, а также виртуозно владел скрипкой Ж.Б. Люлли (1632-1687), по происхождению итальянец.

Музыка эпохи Возрождения и XVII века

Ж.Б. Люлли

 

Его считают создателем французской национальной оперы и одним из ведущих представителей музыкальной культуры французского барокко. Он самостоятельно выучился играть на гитаре, а затем и на скрипке. В возрасте 20 лет Люлли уже стал «первой скрипкой» короля и руководителем королевского скрипичного оркестра. «Со времен Орфея никто не извлекал из скрипки звуков, подобных тем, какие извлекал из нее Люлли», – писали о нем современники.
К XVI в. относится подъём искусства в Германии, Англии и некоторых других странах Западной Европы. Со временем новое творческое движение распространилось и на страны Восточной Европы

Россия

Музыка эпохи Возрождения и XVII века

Жалейка
Развитие традиционной классической музыки в России началось сравнительно поздно из-за запрета Православной церкви на светскую музыку.

Музыка эпохи Возрождения и XVII века

Кугиклы (многоствольная флейта)
Были развиты различные жанры народной музыки: календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни, частушки. Наиболее распространены были струнные инструменты (гусли), духовые (дудка, жалейка, рожок, кугиклы, флейта Пана), охотничьи рога, бубны. С X в. в качестве музыкального инструмента на Руси использовался колокол. В эпоху Средневековья скоморохи начали подвергаться преследованиям, а музыкальные инструменты уничтожались, поэтому оригинальные русские музыкальные инструменты до современности почти не дошли. Мандолина, семиструнная гитара, баян (гармонь), которые ассоциируются с русскими инструментами, являются инструментами западноевропейского происхождения, они распространились в России сравнительно поздно, примерно в XIX в.

Подлинный расцвет инструментальной музыки в Европе наступает в XVII в., когда получила широкое развитие опера.
Опера – сложное музыкальное произведение, в котором задействованы певцы-солисты и оркестр, состоящий из разнообразных инструментов. Сначала оркестр только поддерживал певцов, но затем из его состава выделились солирующие инструменты, звук которых был подобен человеческому голосу – виола, скрипка, виолончель.
Виолы были широко распространены в Западной Европе в эпоху Ренессанса как ансамблевые и сольные инструменты.

Музыка эпохи Возрождения и XVII века

Древнейшее изображение виолы
В XVII в. в соборах и церквях звучал орган, но теперь всё чаще он становился не только аккомпанирущим хору инструментом, но и сольным. Фантазии, токкаты и прелюдии Я. Свелинка (Нидерланды), Дж. Фрескобальди (Италия), Д. Букстехуде (Германия) стали основой великого искусства Баха.