Когда и как возникло музыкальное искусство?

Древнее изображение музыканта из Месопотамии

На этот вопрос ответить сложно. Можно только предположительно об этом размышлять, опираясь на отдельные известные науке данные или на мифы древних народов.

Но научных данных очень мало, хотя они есть – это найденные при археологических раскопках древние музыкальные инструменты.

Когда и как возникло музыкальное искусство?

Музыка Древнего Китая
Ну, а мифы... Мифы изучены. Из них следует, что у древних греков музыка считалась великим даром богов. Например, бога Аполлона (Феба) называют покровителем искусств, и особенно музыки, а поэтому часто изображают его с музыкальным инструментом в руках. Инструмент этот называется «кифара».

Когда и как возникло музыкальное искусство?

Автор фото: Marie-Lan Nguyen (2011), из Википедии
Из древнегреческого мифа мы узнаём о певце Орфее, а из русской былины – о певце-гусляре Садко. 

Миф об Орфее

Орфей был любимцем Аполлона, который подарил ему золотую лиру. Лирой (кифарой) в античном мире называли любой струнный инструмент этого семейства. С помощью лиры Орфей мог приручать диких животных и даже двигать деревья и скалы. Орфей усовершенствовал лиру, доведя её до 9 струн.

Когда и как возникло музыкальное искусство?

Услышала однажды пение и игру Орфея прекрасная нимфа Эвридика и полюбила его. И Орфей ответил ей взаимностью. Они стали неразлучны, а на их свадьбе пировали бессмертные боги.
Однажды Эвридика бродила по прекрасной лесной поляне, собирая цветы и дожидаясь любимого мужа, когда её укусила змея, на которую она случайно наступила. Орфей был потрясён смертью жены, а в сердце его поселилась глубокая печаль. Не мог он больше петь чудных песен, лишь печальные звуки издавала его лира.
Он не мог больше жить без Эвридики и задумал спуститься в Аид (царство мёртвых), к подземным богам. Харон (перевозчик душ умерших через реку Стикс в подземное царство мертвых) не хотел пускать Орфея в лодку, т.к. тот был ещё живым, но Орфей так заиграл на лире, что заслушался Харон, а Орфей тем временем сел в лодку – так и попал он в царство мёртвых. На его пение слетались тени умерших, но Орфею было необходимо заручиться поддержкой самого Аида. Запел Орфей о своей жене, о любви, которая связала их навеки, о счастливых весенних днях, когда были они вместе, о горечи утраты, о муках, которые терпит, потеряв любимую... И Аид растрогался. Он согласился отпустить из царства мёртвых Эвридику, но с условием: пока Орфей будет идти по царству Аида, он не должен оглядывайся. «Оглянешься хоть раз – не увидеть тебе Эвридики вовек», - сказал Аид.

Когда и как возникло музыкальное искусство?

Орфей отправился в обратный путь. Все дальше и дальше уходил он от дворца Аида по тропе, ведущей на землю... Но заволновался Орфей: не слышит он позади себя шагов, идет ли Эвридика за ним? Вдруг она заблудилась или отстала? Не выдержал Орфей, оглянулся. Увидел он тень Эвридики, но она унеслась назад, во мрак вечной ночи. Напрасно звал Орфей свою жену, напрасно бежал за ней следом, напрасно семь дней стоял на берегу подземной реки... Остался Орфей навеки один...

Как мы видим, с древнейших времен человеку была присуща потребность выражать свои чувства в песне.
Сейчас нам трудно представить, какой была музыка первобытных людей – ведь тогда еще не существовало письменности, никто не записывал слова песен, их мелодию. Но известно, что древние матери тоже пели своим детям колыбельные, а пастухи собирали свои стада протяжными, похожими на песню, зовами. Это можно увидеть на наскальных рисунках. Были и песни-плачи по умершим.
В играх древних людей были слиты в одно целое зачатки поэзии, музыки, танца, театрального действия и изобразительного искусства. У некоторых народов эти древнейшие формы искусства сохранились до наших дней, хотя стали гораздо разнообразнее и красивее.
Предполагают, что в древнейшей музыке было много звукоподражания: первобытные люди стремились передать звуки окружающего мира. Крики диких зверей, птиц, жужжание насекомых постепенно преобразовывались у людей в музыкальные звуки, а затем люди научились осознавать их различия по высоте, длительности, силе и т.д.
Раньше других элементов музыки древними людьми был усвоен ритм, к ритму дыхания и сердцебиения человек приноравливал свои трудовые действия. Самая древняя форма «музыкального сопровождения» – удары в ладоши, притопывания, а затем для этих целей стали использовать куски дерева, камни, раковины, которые при ударе издавали более громкие и разнообразные звуки. Так были изобретены первые музыкальные инструменты – ударные.
По мере развития человеческой личности развивалось и его музыкальное сознание. А источники музыки были вокруг него, и постепенно человек их находил: музыкальный звук может издавать туго натянутая тетива лука (вот и источник струнных инструментов), стебель тростника, если в него подуть, также отзывается мелодией (вот и источник духовых инструментов). Учёные считают, что современные арфа, флейта и барабан были изобретены ещё в каменном веке. Таким образом, можно говорить о том, что музыка сопровождала жизнь людей на протяжении всей истории человечества.

Музыка Древнего мира

Когда и как возникло музыкальное искусство?

Древнеегипетские музыканты

О существовании музыки в Древнем мире говорят фрески и другие памятники искусства, которые изображают музыкантов во время различных событий: военных, бытовых и т.д. – музыканты идут впереди войска, музыканты стоят вокруг танцующих...

Когда и как возникло музыкальное искусство?

Музыка минойской и микенской цивилизаций
В Древней Греции музыка уже звучала во время театральных представлений, народных празднеств. Греческие поэты свои стихи не декламировали, а пели, аккомпанируя себе на лире или кифаре. Тексты некоторых песен сохранились до наших дней, а вот мелодии передавались в основном устно. Античные мифы всегда были источником вдохновения для музыкантов всего мира. Известный миф об Орфее множество раз обыгрывался (и до наших дней обыгрывается) в сюжетах различных музыкальных произведений: композитор Глюк написал оперу «Орфей и Эвридика», Ф. Лист – симфоническую поэму «Орфей», И. Стравинский – балет «Орфей».
Миф о титане Прометее, похитившем у богов огонь, чтобы дать его людям, вдохновлял Л. вана Бетховена (балет «Творения Прометея»), Ф. Листа (симфоническая поэма «Прометей»), А. Скрябина (музыкальная поэма «Прометей» («Поэма огня»).

Значение музыки в воспитании человека

О значении музыки в деле воспитания человека говорили еще древниегреческие мудрецы Платон и Аристотель. Они считали, что разностороннего, гармонически развитого человека невозможно воспитать без музыки, т.к. она имеет наиболее сильное воздействие на психику, что важно для становления личности. Это мнение поддерживают и многие современные педиатры и педагоги.