«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла» (Рене Магритт)

М. Шапиро. Портрет Р. Магритта

Рене Магритт – бельгийский художник-сюрреалист.

Мы уже говорили о сюрреализме Сальвадора Дали. Но сюрреализмсложился под влиянием теории психоанализа Фрейда, хотя не все сюрреалисты увлекались психоанализом. Главной целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Свобода и иррациональность – важнейшие ценности сюрреализма. Магритт же не увлекался теорией Фрейда, он говорил, что «искусство не подвластно психоанализу, это всегда тайна». Ещё о своём творчестве он говорил так: «Мои картины – не сны усыпляющие, а сны пробуждающие». Его творчество скорее философски-поэтическое, часто базирующееся на парадоксах логики. 

Из биографии художника (1898-1967)

«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла» (Рене Магритт)

М. Шапиро. Портрет Р. Магритта
Р. Магритт родился в 1898 г. в маленьком бельгийском городке Лессине, а детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Жизнь была тяжёлой – Бельгия в конце XIX-начале XX вв. была нищей страной. Обычным явлением в стране были самоубийства. Мать живописца, Регина Магритт, тоже несколько раз пыталась покончить с собой и, наконец, сделала это – утопилась в реке. Рене было 14 лет. Для подростка это было потрясением, хотя он скрывал от посторонних свои чувства. Но ведь известно, что о самом важном говорят мало и скупо. Возможно, именно поэтому маски являются любимой деталью картин художника. Под маской не видно лица... 

«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла» (Рене Магритт)

Р. Магритт «Влюблённые» (1928)

Два года Магритт учился в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе, а затем покинул её. В это время он познакомился с Жоржеттой Бергер, на которой женился в 1922 г. и с которой счастливо прожил до самой смерти в 1967 г.

Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции до 1926 г., а затем полностью посвятил себя живописи.

Творчество

В 1926 г. Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачей.

«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла» (Рене Магритт)

Р. Магритт «Потерянный жокей» (1926)
Потерянный во времени? Или потерянный – это заблудившийся? А может, потерявший себя?
Магритт, как и Чюрлёнис, ненавидел, когда искусствоведы начинали трактовать его картины. Не будем этого делать и мы. Его картины всегда остроумны, но загадочны. Они заставляют зрителя задуматься. Задуматься – очень важно. Решить же те ребусы, которые художник задаёт своими картинами, практически невозможно, потому что Магритт считает доступную всем видимость обманчивой.
Некоторые картины Магритт повторяет через несколько лет, оставляя то же название, но несколько изменяя изображение или сюжет. Картина «Потерянный жокей» 1948 г. уже более проста, наполнена другим содержанием, но так же загадочна.

«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла» (Рене Магритт)

Р. Магритт «Потерянный жокей» (1948)
Первая выставка Р. Магритта состоялась в 1927 г., но критики не были благосклонны к его творчеству. Поэтому супружеская пара Магриттов отправляется в Париж – в начале XX в. он стал центром мировой культуры. Здесь художник познакомился с французскими сюрреалистами и их лидером Андре Бретоном. Но богемный образ жизни не привлекал Магритта, а психоанализом Фрейда, как мы уже говорили, он не увлекался. По этой причине он даже не хотел, чтобы его называли сюрреалистом и предпочитал своим творчеством представлять «магический реализм».
Его картина «Терапевт» – как будто насмешка над теорией психоанализа.

«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла» (Рене Магритт)

Р. Магритт «Терапевт» (1937)
Интересна картина «Империя света», на которой изображён обычный вечерний пейзаж. Сумерки. На берегу озера стоит дом, окна первого этажа закрыты ставнями, на втором этаже два окна освещены. Фонарь освещает часть дома, который отражается в озере.
Но всё, о чём здесь сказано, - лишь иллюзия, потому что на картине изображён не вечер, а день – посмотрите на небо. Такое ярко-голубое небо с плывущими облаками может быть только днём. Земля в сумерках... Может быть, в этом смысл картины – днём земля в сумерках?

«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла» (Рене Магритт)

Р. Магритт «Империя света» (1954)
Давайте посмотрим другие картины художника и попробуем задуматься. Хотя бы только задуматься.

«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла» (Рене Магритт)

Р. Магритт «Песнь любви» (1948)

«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла» (Рене Магритт)

Р. Магритт «Изобретение жизни» (1928)

«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла» (Рене Магритт)

Р. Магритт «Сын человеческий» (1964). Холст, масло. 116 × 89 см. Частная коллекция
Художник считает эту картину автопортретом. Мужчина в пальто и шляпе-котелке стоит около парапета, за ним видно море и пасмурное небо (или дым). Лицо человека закрыто зелёным яблоком. Это аллюзия на библейского Адама, искушённого яблоком. Скрытое на картине не даёт зрителю понять видимое.

«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла» (Рене Магритт)

Р. Магритт «Вероломство образов» (1928-1929). Холст, масло. 59 × 65 см. Художественный Музей Лос-Анджелеса
На картине изображена курительная трубка, под ней выведена надпись: «Это не трубка». Надпись кажется противоречивой, но фактически верна: это картина с изображением трубки, но не сама трубка.

«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла» (Рене Магритт)

Р. Магритт «Условия человеческого существования» (1935). Холст, масло. 100 × 81 см. Коллекция Симона Спирера (Женева, Швейцария)
Нарисованная картина в точности совпадает с фрагментом реального пейзажа за стеной.
У этой картины несколько вариантов.

«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла» (Рене Магритт)

Р. Магритт «Перспектива мадам Рекамье» (1951).
В основе картины Магритта – сюжет картины французского художника Жака Луи Давида «Портрет мадам Рекамье», но фигуру героини заменяет гроб, повторяющий позу мадам с картины Давида.

«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла» (Рене Магритт)

Жак-Луи Давид «Портрет мадам Рекамье» (1800)