Сальвадор Дали: «Сюрреализм – это я»

Сальвадо Дали. Фотография

Испанец Сальвадор Дали – разносторонний талант: он был живописцем, графиком, скульптором, режиссёром, писателем. Но самую большую известность ему принесла сюрреалистическая живопись – Дали был одним из самых известных представителей этого направления в искусстве XX в.

Сюрреализм – с франц. surréalisme, буквально «сверхреализм». Главные приёмы сюрреализма – аллюзии (намёк, шутка) и парадоксальные сочетания форм.
Сюрреализм естественно воплотился в личности Дали, который с детства был закомплексованным ребёнком, со множеством фобий и странностей поведения.
Учился в Королевской академии изящных искусств святого Фердинанда в Мадриде. Экспериментировал с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его исключают из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. Он впервые едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х гг. создает ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро, участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». В это же время он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), которая становится его музой на долгие годы.

Сальвадор Дали: «Сюрреализм – это я»

Сальвадор Дали и Гала
В 1929 г. Дали примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. Но после прихода к власти Фрáнко в 1936 г. Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. Но его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями.
Сальвадор Дали скончался 23 января 1989 г., на 85-м году жизни. Он завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигерас. Все свои работы он завещал Испании.
Познакомимся с некоторыми работами самого известного сюрреалиста.
Конечно, Дали не начинал своё творчество сразу с сюрреализма. Сохранилась одна из самых ранних его работ, написанная художником в возрасте 6 лет, она выполнена в импрессионистическом стиле тонким слоем масляной краски на почтовой карточке.

Сальвадор Дали: «Сюрреализм – это я»

Сальвадор Дали «Пейзаж близ Фигераса» (1910). 14 х 9 см. Частная коллекция Альберта Филда (Нью-Йорк)
В 1924 г. Дали пишет портрет испанского и мексиканского кинорежиссёра Луиса Буньюэля, совместно с которым он снимал немой короткометражный фильм «Андалузский пёс» (1929).

Сальвадор Дали: «Сюрреализм – это я»

Сальвадор Дали. Портрет Луиса Буньюэля. Холст, масло. 70 × 60 см. Центр искусств королевы Софии (Мадрид)
Будущему режиссёру, изображённому на картине, 25 лет. Это серьёзный и вдумчивый человек с пристальным взглядом, направленным в сторону. Сдержанная палитра картины соответствует серьёзности и сосредоточенности портретируемого.

Сальвадор Дали: «Сюрреализм – это я»

Сальвадор Дали «Корзина с хлебом» (1926). Холст, масло. 12,5 × 12,5 см. Музей Сальвадора Дали (Сент-Питерсберг, Флорида, США)
Это натюрморт, изображающий четыре куска хлеба с маслом в корзине, которая стоит на смятой белой ткани. Безукоризненное владение цветом, рисунком и пространством показывает 22-летнего художника уже зрелым мастером. Картину Дали подарил поэту Гарсиа Лорке.

Сальвадор Дали: «Сюрреализм – это я»

Сальвадор Дали «Сюрреалистическая композиция» (1928). Картон, масло. 76 × 63,2 см. Театр-музей Дали (Фигерас)
У этой картины есть и другие названия: «Мясо праздничной курицы» и «Инаугуральная гусиная кожа».
Белые аморфные фигуры как бы плывут по полотну на масляной живописи. Эти фигуры воплощают в себе галлюцинаторный образ частиц материи и в сочетании с арифметической жесткостью числового ряда создают противоречие между свойственным художнику доминирующим романтизмом и стремлением подчиниться набору строгих правил. Дали пытался дать значение тому, что ещё сам не мог определить.

Сальвадор Дали: «Сюрреализм – это я»

Сальвадор Дали «Постоянство памяти» (1931). Холст, гобелен ручной работы. 24 × 33 см. Музей современного искусства (Нью-Йорк)
Это одна из самых известных картин художника. Другие её названия: «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти».
Размягченность висящих и стекающих часов – образ, выражающий уход от линейного понимания времени. Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы. Художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер. Ассоциации, возникавшие у Дали при виде плавленого сыра, способствовали написанию картины. Сновидения у Дали воплощаются в живописные картины.

Сальвадор Дали: «Сюрреализм – это я»

Сальвадор Дали «Утренние фантазии» (1932). Холст, масло. 81 × 100 см. Музей Сальвадора Дали (Сент-Питерсберг, Флорида, США)
Изображение некоей материи, элементов жизни...

Сальвадор Дали: «Сюрреализм – это я»

Сальвадор Дали «Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом» (1934). Дерево, масло. 24 × 18 см. Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида, США)
Дали олицетворял самого себя в фигуре Вермеера, «этого мыслителя, совершенного и супертрезвого, этого художника, который сполна был наделён лучезарным чувством смерти».
Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Художник достиг совершенства в создании эффекта перспективы и освещения.

Сальвадор Дали: «Сюрреализм – это я»

Сальвадор Дали «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты» (1934-1935). Газетная бумага, гуашь. 31 × 17 см. Институт искусств (Чикаго)
Картина считается «шуточной» работой Дали. Софа розового цвета нарисована в форме губ американской актрисы Мэй Уэст. Волосы выполнены в виде штор, обрамляющих вход в комнату, глаза – в виде картин, а нос – в виде камина, на котором стоят часы.
Замысел в виде комнаты-иллюзии реализовал в театре-музее Дали в городе Фигерас Оскар Тускетс под руководством самого Дали. Экспозиция была открыта 28 сентября 1974 г.
Картина входит в цикл работ Дали под названием «Паранойя и война».

Сальвадор Дали: «Сюрреализм – это я»

Сальвадор Дали «Осенний каннибализм» (1936). Холст, масло. 65 × 65,2 см. Галерея Тейт (Лондон)
Картина была написана в 1936 г., за год до начала гражданской войны в Испании. Изображены два существа, мужское и женское, ложками вынимающие плоть друг друга. Но каннибалы не борются, а обнимаются и целуются. На картине появляются муравьи, которые у Дали считаются символом разрушения. Выдвинутый ящик комода свидетельствует о присутствии бессознательного слоя психики – «ящика Пандоры», полного нежелательных импульсов и побуждений.

Сальвадор Дали: «Сюрреализм – это я»

Сальвадор Дали «Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)» (1936). Холст, масло. 100 × 99 см. Художественный музей Филадельфии (Филадельфия)
Центральную часть полотна занимает странная конструкция из человеческих рук и ног, своей формой напоминающая очертание Испании. Сооружение как будто нависает над традиционным для Дали низким горизонтом. Внизу на земле рассыпаны варёные бобы. Сочетание этих предметов создаёт абсурдное, болезненно-фантастическое соединение, передающее впечатление Дали от событий, происходивших в те годы в Испании.

Сальвадор Дали: «Сюрреализм – это я»

Сальвадор Дали «Жираф в огне» (1936-1937). Дерево, масло. 35 × 27 см. Художественный музей (Базель)
Демонстрация борьбы художника против своей страны и предчувствие им скорой войны.
На картине изображены сумерки с тёмно-синим небом и низкой линией горизонта. На переднем плане – фигуры двух женщин, одна из них с выдвинутыми ящиками. Фигуры поддерживаются своеобразными костылями и конструкциями, символизирующими подсознание.
Главный персонаж картины – горящий жираф, но он помещен на дальний план. Дали называл его изображение «мужским космическим апокалиптическим монстром», который являлся для художника символом предчувствия войны.

Сальвадор Дали: «Сюрреализм – это я»

Сальвадор Дали «Метаморфозы Нарцисса» (1937). Холст, масло. 50,8 × 78,3 см. Галерея Тейт (Лондон)
Дали написал комментирующее эту картину большое стихотворение. Согласно древнегреческому мифу, Нарцисс был необыкновенно красивым юношей, увидевшим своё отражение в водах источника и влюбившийся в него. По одной версии, он зачах, не в силах утолить свою страсть; другой вариант повествует, что он склонился к воде, чтобы обнять своё отражение, упал туда и утонул.
Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса. Дали изображает Нарцисса сидящим у воды и глядящим в неё, а рядом стоит разрушающийся камень, который близко повторяет очертания его фигуры, но воспринимается уже как рука, держащая луковицу или яйцо с растущим из него цветком. На заднем плане жестикулирует группа обнаженных людей, в то время как третья нарциссоподобная фигура появляется на горизонте.
Суть метаморфозы в превращении фигуры нарцисса в огромную каменную руку, а головы – в яйцо (или луковицу). Дали использует испанскую поговорку «Луковица в голове проросла», которая обозначала навязчивые идеи и комплексы. Самовлюблённость юноши и есть подобный комплекс. «Метаморфозы Нарцисса» – одна из самых искренних картин Дали. Он сам говорит об этом в последних строках своего стихотворения: 

Знаешь, Гала
(а впрочем,
конечно знаешь)
это – я.
Да, Нарцисс –
это я.

Сальвадор Дали: «Сюрреализм – это я»

Сальвадор Дали «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» (1940). Холст, масло. 46,5 × 65,5 см. Музей Сальвадора Дали (Сент-Питерсберг, Флорида, США)
Сам Дали описывал свою работу над этой картиной как попытку заставить ненормальное выглядеть нормальным, а нормальное – ненормальным. «Своей страстной любовью Гала извлекла меня из иронического и суетливого мира рабов. Из моей жизни Гала стёрла и образ Вольтера, и все следы скептицизма».

Сальвадор Дали: «Сюрреализм – это я»

Сальвадор Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944). Холст, масло. 51 × 40,5 см. Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)
Объяснение смысла картины самим С. Дали: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини (скульптор монумента) на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы: художник сюрреалистически изобразил монумент Бернини, что является отсылкой к истории Фрейда, когда тот видел сон о похоронах папы римского, вызванный колокольным звоном. Образ слона на длинных худощавых ногах понравился Дали, и художник использовал его в других своих работах.

Сальвадор Дали: «Сюрреализм – это я»

Сальвадор Дали. Христос Святого Иоанна Креста (1950-1952). Холст, масло. 205 × 116 см. Кельвингроу (Глазго)
Это одна из картин С. Дали, не несущая провокационного смысла. В ней заключён глубокий религиозный мистический смысл. Он изобразил Распятие сверху, как бы глазами Отца. Крест является как бы мостом между Богом-Отцом и смертным миром, изображённым внизу картины. Сам художник объяснял замысел этой картины так: «...Мои эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство. Моя главная задача заключается в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет».
Треугольник, который образуют руки Христа на картине, считается аллюзией к образу Святой Троицы; голова Христа образует центр этого треугольника. Треугольник стрелой направлен сверху вниз, что олицетворяет жертву, направленную от Бога к человечеству. Внизу картины художник изобразил пейзаж и лодки, содержащие Евангельские аллюзии. По первоначальному замыслу художник отказался от изображения на картине Ран Христа, тернового венца, гвоздей, и хотел заменить их на красные гвоздики, которые он намеревался вложить в руки Христа. Но затем он отказывается от этой идеи, стремясь показать «метафизическую красоту Христа», то есть показать величие жертвы Спасителя не ужасом Его ран, как другие художники, а Его красотой. Исполнение креста и ткань, сложенная наверху его, указывает нам ещё и на Евхаристическое значение креста — крест предстаёт зрителю столом, на котором находится Пресуществившийся Хлеб.