Диего Ривера: жизнь и творчество

Д. Ривера. Автопортрет (1907)

Жизнь Диего Риверы – цепь противоречивых событий и фактов. Это один из самых скандальных и видных культурных деятелей Мексики.

Он будоражил общественное мнение своим творчеством, политическими взглядами и личной жизнью всю первую половину XX в.

Из биографии художника (1886-1957)

Диего Ривера: жизнь и творчество

Дие́го Мари́я де ла Консепсьо́н Хуан Непомусе́но Эстанисла́о де ла Риве́ра и Баррье́нтос Ако́ста и Родри́гес – таково его полное имя. Родился будущий художник 8 декабря 1886 г. в г. Гуанахуато на северо-западе Мексики в зажиточной семье. C 1896 по 1902 г. Ривера брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. С 1907 по 1921 г. он жил в Европе: учился в Академии художеств в Мадриде (1907), затем жил и работал в Париже (1909-1920), в Италии (1920-1921), в Бельгии, Нидерландах и Великобритании. Был близко знаком с Пабло Пикассо и Альфонсо Рейесом (мексиканский писатель).
Испытал влияние классического европейского изобразительного искусства и модернизма (в основном кубизма), а также традиционных мексиканских художественных жанров и стилей.

Диего Ривера: жизнь и творчество

Д. Ривера «Поклонение Богоматери» (1913)
В 1922 г. Ривера вступил в Мексиканскую коммунистическую партию.
В 1927 г. художник посетил СССР и даже стал здесь членом-учредителем объединения «Октябрь», участвовал в праздновании 10-й годовщины Октябрьской социалистической революции в Москве, находясь на трибуне Мавзолея В. И. Ленина. Делал зарисовки участников празднования в Москве.
Позже Ривера принял троцкистские взгляды, вышел из Мексиканской компартии и после прибытия Троцкого в Мексику дал ему приют в своем доме. После конфликта между ними в 1939 г. Ривера был исключен из мексиканской секции троцкистского 4-го Интернационала.
Затем, став сторонником сталинизма, в 1954 г. снова вступил в Мексиканскую коммунистическую партию. В 1955-1956 гг. художник снова приезжал в СССР.

Диего Ривера: жизнь и творчество

Д. Ривера «Майская демонстрация в Москве» (1956)
Диего Ривера скончался 24 ноября 1957 г. в Мехико и похоронен на территории «Ротонды выдающихся деятелей».

Диего Ривера: жизнь и творчество

Ротонда выдающихся деятелей – участок на территории Гражданского Пантеона Долорес в Мехико. Здесь покоится прах знаменитых военных, учёных, видных деятелей культуры Мексики
Ривера был трижды женат. Последней его женой была художница Фрида Кало – главная женщина его жизни.

Диего Ривера: жизнь и творчество

Фрида Кало и Диего Ривера. Фотография 1929 г.

Творчество Диего Риверы

В 1922 г. он стал одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи, расписал огромное число стен общественных зданий. Им расписаны здания Министерства просвещения (1923-1929), Министерства здравоохранения (1929-1930), Национального дворца (1929- 1950-е), отеля «Прадо» в Мехико (1947-1948), Национальной сельскохозяйственной школы в Чапинго (1926-1927), дворца Кортеса в Куэрнаваке (1929-1930), Института искусств в Детройте (1932-1933), театра «Инсурхентес» (1951-1953), Олимпийского стадиона в Мехико (1952-1953), Водораспределительной камеры реки Лермы (1951-1953).

Диего Ривера: жизнь и творчество

Олимпийский стадион в Мехико
В 1930-е годы стал одним из самых известных художников Мексики.
Одна из главных тем в творчестве Риверы – фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, события революционного движения в стране.
В 1932-1933 гг. по заказу Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке Ривера создал фреску «Человек на распутье». На ней был изображён В. И. Ленин, соединяющий руки рабочих, и демонстрации на Красной площади в Москве.

Диего Ривера: жизнь и творчество

Д. Ривера «Человек на распутье»

Диего Ривера: жизнь и творчество

Д. Ривера. Фрагмент фрески
Фреска состояла из трех частей. В центре изображен человек – повелитель стихий. Два мира противопоставлены друг другу: социализм со всеми его преимуществами – и ужасы капитализма.
По решению правления Рокфеллеровского центра фреска была уничтожена в 1934 г. после того, как Ривера отказался заменить изображение Ленина другим, неизвестным изображением.
Художник воссоздал фреску в Мехико во Дворце изящных искусств (но на ней уже появилось изображение Троцкого). Фреска была названа «Человек, управляющий Вселенной».

Диего Ривера: жизнь и творчество

Д. Ривера «Человек, управляющий Вселенной» (деталь с изображением Троцкого)
В течение нескольких лет после 1934 г. он занимался преимущественно станковой живописью. Работал в технике масла и акварели, отдавал предпочтение портрету и пейзажу.
Начиная с 1940 г. Ривера вновь обратился к фресковой живописи: работал для Всемирной выставки в Сан-Франциско, расписывал Национальный дворец в Мехико.

Станковая живопись Д. Риверы

Хотя главным делом художника была настенная живопись, монументальная фреска, значительное место в его творчестве занимала станковая живопись. Кубистический период начался примерно с 1913 г. и продолжался недолго, 2-3 года. Ривера быстро осваивал авангардные стили, достигал совершенства в их интерпретации и переходил к следующему стилю или направлению. Он всегда жадно учился новому, Пикассо стал для него настоящим открытием.

Диего Ривера: жизнь и творчество

Д. Ривера. Портрет человека (художник Зиновьев) (1915)
Большая часть произведений Риверы посвящена политической тематике. Ривера и Фрида Кало были коммунистами, активно выступали на демонстрациях, встречались с русскими эмигрантами.

Диего Ривера: жизнь и творчество

Д. Ривера «Триумф революции» (1926)
Герои картины раздают еду, кормят детей и женщин. Ривера помещает колесо прямо за головой персонажа, изображённого слева. Это не нимб в прямом смысле слова, но ни одна деталь в картинах Риверы не бывает случайной.
Во всех своих работах художник делает акцент на движении и насыщенности пейзажа.

Диего Ривера: жизнь и творчество

Д. Ривера «Сумерки в Акапулько» (1956)
Все критики отмечают особенности стиля художника, который никто не смог повторить. А вернее, его творчество – это смесь стилей: реализма, символизма, экспрессионизма, сюрреализма...

Диего Ривера: жизнь и творчество

Д. Ривера «Руки доктора Мура» (1940)
На холсте изображены руки доктора со скальпелем, перерезающим дерево. Вместо дерева при внимательном взгляде на картину легко увидеть женскую фигуру, а его корни напоминают кровеносные сосуды. Внизу картины на ленте есть надпись: «Это руки доктора Клэрэнса Мура из Лос-Анджелеса, из Калифорнии. Они подрезают древо жизни так, чтобы она обновлялась и не умирала. Нарисовал Диего Ривера в 1940 году». Благодаря этой подписи становится понятен символизм изображенного: доктор перерезает пуповину при рождении новой жизни.

Диего Ривера: жизнь и творчество

Д. Ривера «Сон о воскресном дне в парке Аламеда». Центральный фрагмент (1948)
Эта картина – изображение традиционного мексиканского праздника – Дня мёртвых. Многофигурная композиция включает в себя все слои мексиканского общества: портреты современников, представителей мексиканской элиты, бедняков. Главным персонажем произведения является фигура в маске, напоминающей череп (маска Катрины).

Другие картины Диего Риверы:

Диего Ривера: жизнь и творчество

Д. Ривера «Материнство - Ангелина и ребёнок Диего» (1916)

Диего Ривера: жизнь и творчество

Д. Ривера «Сотворение мира» (1922)

Диего Ривера: жизнь и творчество

Д. Ривера «Подземные силы» (1926)

Диего Ривера: жизнь и творчество

Д. Ривера «Откровение пути» (1926)