«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Голубь мира»

Пабло Пикассо – один из самых известных художников XX века.

Пикассо – французский художник испанского происхождения, поэтому ударение в его фамилии имеет два варианта: французский вариант Пикассо́ и испанский – Пика́ссо.
Кстати, полное его имя весьма замысловато: Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо.
Так же замысловаты и многочисленны его таланты: он был художником, скульптором, графиком, театральным художником, керамистом и дизайнером. В 1950 г. Пикассо был избран во Всемирный совет мира, награжден Международной премией мира и дважды Международной Ленинской премией «За укрепление мира и дружбы между народами». По оценке Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысяч работ. Он оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства XX в. 

Детство и юность

Пабло Пикассо родился в городе Малага на юге Испании в 1881 г.
Художественные способности у него проявились с самого детства, по наследству от отца, который был учителем рисования, а также и первым учителем сына. Свою первую картину маслом («Пикадор») будущий художник создал в возрасте 8 лет.

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Пикадор» (1889)
Затем обучался в школе искусств в Ла-Корунье, куда переехала семья из Малаги. Когда семья перебралась в Барселону, Пикассо поступил в школу изящных искусств Ла-Лонха.
В 1897 г. Пикассо уехал в Мадрид и поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Здесь он изучил коллекции Музея Прадо – главного музея Испании.
Вернувшись в Барселону, Пикассо вступил в художественное общество Els Quatre Gats, по названию богемного кафе с круглыми столами. Здесь в 1900 г. прошли его две первые персональные выставки.

Творчество Пабло Пикассо

Творчество Пабло Пикассо традиционно делят на периоды: ранний, «голубой», «розовый», африканский период, период кубизма, сотрудничество с «Русским балетом» Сергея Дягилева, сюрреалистический период, увлечение пацифистскими идеями и коммунистической идеологией, последний период творчества. Каждый период отмечен переходом на новую ступень творчества. «Все имеют право меняться, даже художники», - так говорил по этому поводу сам Пикассо.
В своей статье мы будем придерживаться этой периодизации.

Ранний период творчества

Ранним периодом называют творчество Пикассо до 1900 г. В этот период им были созданы картины «Пикадор», «Первое причастие» (1895-1896), «Босоногая девочка. Фрагмент» (1895), «Автопортрет» (1896), «Портрет матери художника» (1896), «Знание и милосердие» (1897), «Матадор Луис Мигель Доминген» (1897), «Лола, сестра Пикассо» (1899), «Испанская пара перед гостиницей» (1900) и др.

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо. Портрет матери художника (1896). Музей Пикассо (Барселона)

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо. Автопортрет (1896). Холст, масло. Музей Пикассо (Барселона)
С трудом можно поверить, что автору этих портретов всего 15 лет.

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Знание и милосердие» (1897). Холст, масло. Музей Пикассо (Барселона)
Считается, что композиция этой картины подсказана молодому художнику его отцом. Отец же послужил и моделью для врача, который следит за пульсом умирающей женщины. Он символизирует знание. А монахиня с ребёнком на руках символизируют милосердие.

«Голубой» период творчества

Во время посещения Всемирной выставки в Париже в 1900 г. Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов. Возможно, именно картины импрессионистов явились причиной возникновения стиля художника, который потом назвали «голубым». Особенностью этого стиля были печаль и меланхолия, тяготение к теме смерти, страдания, трагедии. Жизнь художника в этот период (начало XX в.) была нелёгкой. К тому же он пережил и личную трагедию: его лучший друг Карлос Касахемас покончил жизнь самоубийством. Вот некоторые картины этого периода.

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Женщина с пучком волос» (1903). Бумага, акварель. 50 х 37 см. Музей Пикассо (Барселона)
Художник изобразил на своей картины женщину низкого сословия. Но зритель понимает это не по обстановке (фон картины нейтрален), а по гнетущей атмосфере бедности, созданной голубым цветом, который пропитывает и фон, и фигуру женщины. Картина не лишена поэтичности, но безжизненный взгляд женщины выражает безразличие и усталость. Обычно такой взгляд бывает у тех, кто уже ни на что не надеется или у кого уже в жизни ничего не осталось. В тот период художник считал, что «кто грустен, тот искренен».

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Старый еврей с мальчиком» (1903). Холст, масло. холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва)
Фон картины – тёмно-синий, и на этом фоне изображены нищие: старик и мальчик. Детство и старость – два самых незащищённых возраста. Старик слеп, но сущность вещей и событий он осознаёт. Для мальчика слепой старик – единственная опора в жизни. Они никому не нужны, только взаимная любовь поддерживает их.

«Розовый» период творчества

Этот период был относительно недолгим (с осени 1904 г. до конца 1906 г.). Многие картины этого периода – в светлом колорите. Появляются новые темы: акробаты, актёры, атлеты, танцовщики. Образы вновь наполнились жизнью.
На выставке в галерее Серюрье (1905) были показаны картины, знаменующие начало нового этапа творчества Пикассо: «Актер» и «Сидящая обнаженная».

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Актёр» (1904). Холст, масло. Музей искусства Метрополитен (Нью-Йорк)
Самое известное произведение этого периода – «Девочка на шаре».

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Девочка на шаре» (1905). Холст, масло. 147 х 95 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва)
На картине изображена бродячая группа акробатов. Их двое: хрупкая гимнастка репетирует цирковой номер, балансируя на шаре, а мощный атлет рядом отдыхает.
Пейзаж – унылая, выжженная солнцем холмистая равнина, по ней тянется просёлочная дорога, где и остановилась кибитка бродячего цирка. На заднем плане картины изображена случайная прохожая с ребёнком, собака и пасущаяся белая лошадь. Контраст унылого фона с весёлым ремеслом артистов. Шар и куб – также контрастны, как и движение и неподвижность (девочка и атлет).
Одним из шедевров этого периода является полотно «Семейство комедиантов».

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Семейство комедиантов» (1905). Холст, масло. 212,8 x 229,6 см. Национальная галерея искусств (Вашингтон)
Фигуры комедиантов изображены в пустынной, лишенной растительности местности, как и на предыдущей картине. Синее небо покрыто облаками. Арлекин слева похож на самого Пикассо. Он держит за руку девочку. Рядом с ними – директор труппы, толстяк в красном трико и в колпаке шута, справа – два юных акробата. На первом плане – одинокая фигура девушки.
Хотя на картине изображены несколько персонажей, единства между ними нет, как нет и внутренней близости. Все вместе, но в то же время каждый поодиночке. Все как будто ждут какого-то приказания...

Африканский период

После экспериментов с цветом у Пикассо начались эксперименты с формой. Его анализ формы начался с сознательной деформации натуры. Первой работой в этом направлении стал портрет писательницы Гертруды Стайн (1906). В 1907 г. Пикассо познакомился с архаичным африканским искусством на этнографической выставке в музее Трокадеро. Примитивные идолы, статуэтки и маски являли собой обобщенные формы, свободные от деталей, воплощая в себе могучие силы природы, близкие к первобытному человеку. Это искусство вдохновило художника своей непосредственностью, и он стал умышленно упрощать форму, делая своих героев подобиями деревянных или каменных истуканов. Лица персонажей превратились в ритуальные маски. Основное, что почерпнул Пикассо у африканцев – слияние персонажей с пространством, т.к. первобытный человек не отделял себя от природы.

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо. Автопортрет (1907)

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Авиньонские девицы» (1907). Холст, масло. 243,9 х 233,7 см. Музей современного искусства (Нью-Йорк)
Знаменитые «Авиньонские девицы» – яркий образец африканского стиля. И это уже первая картина кубического периода Пикассо. Женщины, изображённые на картине, больше похожи на статуэтки с варварски деформированными лицами африканских божков, особенно две фигуры справа. На полотне изображено пять обнажённых женщин, написанных в разной манере. Две правые фигуры знаменуют собой рождение нового течения в живописи, кубизма. Женщины написаны в розово-охристых тонах, фон – в голубых тонах, что напоминает о «розовом» и «голубом» периодах творчества художника.
Деформация фигур и схематизация лиц вызвали резкое неприятие у первых зрителей картины.

Кубизм

Вместе с французским художником Жоржем Браком Пикассо становится родоначальником кубизма – художественного направления, отвергавшего традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства.

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара (1910). Холст, масло. 92 х 65 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва)
Этот портрет – пример «аналитического» кубизма, свойственного художнику в 1909-1912 гг. О разложении формы целого предмета на мелкие разнородные детали Пикассо говорил так: «Зритель видит картину только по частям; всегда лишь фрагмент за раз: например, голову, но не тело, если это портрет; или глаз, но не нос или рот. Следовательно, все всегда правильно».
Пикассо начинает экспериментировать, превращать формы в геометрические блоки, увеличивает и ломает объёмы, рассекает их на плоскости и грани. На его картинах исчезает перспектива, палитра становится однообразней, картины часто становятся ребусом. Для облегчения восприятия своих произведений Пикассо и Жорж Брак вводят в картины типографский шрифт, грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки.

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Скрипка и гитара» (1913). Холст, масло. Государственный Эрмитаж (Петербург)
Всё чаще их картины становятся натюрмортами, появляется техника коллажа. Кубистический период в творчестве Пикассо заканчивается вскоре после начала Первой мировой войны, но в своих значительных произведениях художник иногда использует некоторые кубистические приёмы вплоть до 1921 г.
Зрители стали воспринимать кубистические работы как абстрактные, но это не устраивало Пикассо. Для него было важно, чтобы зритель эмоционально реагировал на полотно, улавливал авторскую идею. С чистой абстракцией это не всегда возможно. Со временем кубизм, открывший массу новых возможностей для изобразительного искусства, постепенно перестал интересовать мастера, создавшего его.

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Кирпичный завод в Тортосе» (1909). Холст, масло. Государственный Эрмитаж (Петербург)

Сотрудничество с «Русским балетом» Сергея Дягилева

Сотрудничество началось в 1916 г., когда писатель-сценарист Жан Кокто и композитор Эрик Сати уговорили Пикассо участвовать в постановке новаторского «сюрреалистического» балета «Парад». Пикассо увлёкся идеей этого балета, вместе с Сати полностью переделывает сценарий и сценографию, уезжает вместе с труппой на два месяца в Рим, где выполняет декорации, костюмы, знакомится с балетмейстером «Парада» Леонидом Мясиным и многими балетными артистами русской труппы.
Балет вызвал грандиозный скандал на премьере 18 мая 1917 г., что только способствовало популярности Пикассо. Дягилёв тоже остался очень доволен произведённым эффектом.
Во время римской подготовки «Парада» Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой, которая стала его первой женой.

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо. Портрет Ольги в кресле (1917). Холст, масло. 130 x 89 см. Музей Пикассо (Париж)
Портрет исполнен в классическом стиле, к которому художник прибегал в периоды между экспериментами.

Сюрреализм

В 1925 г. начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо – период сюрреализма. Его картины наполняются атмосферой, похожей на галлюцинации: его воображение создаёт монстров, разорванных на части существ, бесформенных, агрессивных, иногда орущих. Часто именно женщины являются жертвами его художественных экспериментов.

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Лицо» (1926)

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Женщина с цветком» (1932). Холст, масло. 162 x 130 см. Художественная галерея (Базель)

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Лежащая обнаженная» (1932)

Пацифистские идеи в творчестве П. Пикассо

В 1937 г. Пикассо на стороне республиканцев, борющихся в Испании с режимом Франко.
В апреле 1937 г. немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой город басков Герни́кa, их культурный и политический центр. За два месяца Пикассо создаёт громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже – «Герника». Это протест против всяческих войн.

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Герни́ка» (1937). Холст, масло. 349 х 776 см. Музей королевы Софии (Мадрид)
В центре композиции показаны павший воин, подбегающая к нему женщина и раненая лошадь. Это главная тема полотна. Этой теме сопутствуют изображения плачущей женщины с мёртвым ребёнком и быком за её спиной и женской фигуры в пламени с воздетыми вверх руками. В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь, протягивается длинная рука со светильником как символом надежды.
Пикассо был в ужасе перед угрозой варварства, нависшего над Европой, перед войной и фашизмом. Атмосфера тревоги и мрака видны и в других его картинах: «Рыбная ловля ночью на Антибах» (1939), «Плачущая женщина» (1937).

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Плачущая женщина» (1937). Холст, масло. 61 x 50 см. Галерея Тейт (Лондон)
Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточённостью.
Но немецкая оккупация не испугала Пикассо: он оставался в Париже до 1944 г. В этом же году он вступает в Коммунистическую партию Франции. Гуманистические воззрения Пикассо проявляются в его работах. 

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо. Афиша Всемирного конгресса сторонников мира (1950)
Этот символ мира Пикассо создал в нескольких вариантах.

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Голубь на куче оружия» (7-ой вариант, 1962 г.)

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Голубь с цветами» (4-ый вариант)

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Голубь и лицо»
Кстати, свою дочь Пикассо тоже назвал Палома – голубка.

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

Пикассо с голубем. Фотография

Последний период творчества

Послевоенное творчество Пикассо можно назвать счастливым. Франсуаза Жило, с которой он познакомился в 1945 г., родит ему двоих детей, появятся многочисленные семейные картины.
Он уезжает из Парижа на юг Франции, живёт в атмосфере семейной идиллии. Произведения, созданные в 1945-1955 гг. жизнелюбивы, наполнены радостью.

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Радость жизни» (1946). Краска Риполин по фиброцементу. 120 х 250 см. Музей Пикассо в Антибе
В 1947 г. Пикассо начал работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе, где занялся ремеслом: выполняет множество блюд, декоративных тарелок, кувшинов и статуэток в виде животных. Некоторые из них (например, «Коза») сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа.

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Коза» (1950)
В этот период им создана серия интерпретаций и вариаций на темы знаменитых картин: «Девушки на берегу Сены. По Курбе» (1950); «Алжирские женщины. По Делакруа» (1955); «Менины. По Веласкесу» (1957); «Завтрак на траве. По Мане» (1960).

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо «Менины. По Веласкесу» (1957). Холст, масло. Музей Пикассо (Барселона)
В 1953 г. Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Это было для художника началом тяжёлого морального кризиса. Но в 1954 г. Пикассо встречается с Жаклин Рок, которая в 1958 г. станет его женой и вдохновит на серию статуарных портретов.
Произведения последних 15 лет творчества художника разнообразны и неравны по качеству.
Пикассо умер 8 апреля 1973 г. в Мужене (Франция) на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви. Похоронен возле принадлежавшего ему замка Вовенарт.

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (Пабло Пикассо)

П. Пикассо. Автопортрет (1972). Цветные карандаши. Галерея Fuji Television (Токио)