Китайская живопись XIX века

Лотос. Неизвестный китайский живописец

Зарождение китайской живописи относят к первым векам нашей эры.

В VIII в. сформировались основные её жанры: живопись растений (в основном бамбука), живопись цветов и птиц, горные пейзажи, анималистический жанр, жанр портрета.
Европейская масляная живопись получила распространение в Китае со времён Кастильоне.
Джузеппе Кастильоне (1688-1766), итальянский монах-иезуит, миссионер, придворный художник и архитектор в Китае. Именно он стал первым художником, совместившим китайские и европейские традиции в своём рисунке.

Китайская живопись XIX века

Рисунок Джезуппе Кастильоне
В XIX в. провинциальный город Шанхай становится центром торговли с европейскими государствами и одним из крупнейших торговых портов Китая. Сюда устремляются многие китайские художники, желающие изучить европейские традиции живописи. Так родилась Шанхайская школа живописи, работавшая в основном на нужды рынка. Она и сейчас – самая известная.

Подробнее о культуре Китая можно прочитать здесь. 

Художники Шанхайской школы

Сюй Гу (1824-1896)

Сюй Гу (Чжу Сюйбай) родился в Шэсяне (провинция Аньхой), жил в Янчжоу. В молодости служил в цинской армии, затем постригся в монахи, взяв имя Сюй Гу. Сначала был бродячим художником. Писал портреты, пейзажи, цветы, птиц. Написанные им животные, а также портреты пользовались большим спросом. Он умел передать и внешнее сходство человека, и его душевное состояние.

Китайская живопись XIX века

Рисунок Сюй Гу

Жэнь Сюн (1823-1857)

Родился в г. Сяошань (провинция Чжэцзян) в бедной семье. В детстве изучал портретную живопись у сельского учителя. Был бродячим художником, продавал свои работы, чтобы прожить. В 1850 г. встретил известного поэта Яо Се, которому понравились его картины, и Яо предложил ему остаться в своем доме. Жэнь Сюн принял предложение, и они ежедневно вели беседы о поэзии, каллиграфии и живописи, благодаря чему его художественное мастерство очень возросло. Постепенно он добился славы, продавал в Шанхае свои работы, которые пользовались огромным спросом. Наиболее известными являются картины «Автопортрет» и цикл «Десять видов природы».

Китайская живопись XIX века

Жэнь Сюн. Автопортрет
Жэнь Сюн является новатором портретной живописи. До него чиновников изображали только в шляпе, с серьёзным выражением лица, прямой посадкой. Их лица должны были быть идеально правильными. Жэнь Сюн все эти традиции нарушил, позволяя себе изображать чиновников даже с закинутой одна на другую ногой. Чиновники на его картинах выглядели достоверно, с теми недостатками, которые у них были. Иногда даже эти особенности приобретали у художника гротескный характер. 

Наиболее известными являются картины «Автопортрет» и цикл «Десять видов природы».

Китайская живопись XIX века

Жэнь Сюн. Пейзаж 

Жэнь Сюнь (1835-1893)

Младший брат Жэнь Сюна. В молодости Жэнь Сюнь, как и его брат, был бродячим художником, побывал в Ханчжоу, Сучжоу, Шанхае, где жил за счет продажи своих картин. Тематика картин Жэнь Сюня: цветы, животные, пейзажи, портреты.

Китайская живопись XIX века

Жэнь Сюнь «Пастух»

Жэнь Бонянь (Жэнь И) (1840-1895)

Родился в Шаньине в семье торговца рисом. Полноценного образования не получил, но с детства имел способности к живописи и подрабатывал, делая портреты и расписывая веера. Чтобы успешнее продавать свои картины, подписывал их именем известного художника Жэнь Сюна, который, обнаружив это, разыскал Боняня и взял к себе в ученики.
В 1855 г. переселился в Шанхай, где стал членом Шанхайской школы.
Обращался к различным темам и сюжетам, очень часто изображал цветы и птиц.

Китайская живопись XIX века

Жэнь Бонянь «Птица на кленовой ветви, увитой вьюнком»

Китайская каллиграфия

Каллиграфия является одним из классических видов китайской живописи.
Китайское письмо относится к словесно-слоговым. В нем иероглифы передают слова (обычно односложные) или же грамматически значимые части слова.

Китайская живопись XIX века

Иероглифы происходят от рисунков, которые со временем подверглись скорописному упрощению. Для овладения китайской письменностью требуется знание 5000 иероглифов. Их комбинация даёт около 20 000 слов.
Иероглифы делятся на 4 основные группы: пиктограммы (знаки-рисунки), идеограммы (символы, отображающие реальность), идеофонограммы (состоят из двух частей: одна из них передает значение слова, а вторая указывает на его звучание), заимствованные иероглифы.
Китайская каллиграфия представляет собой более искусство, чем просто способ передачи информации. Каллиграфия насчитывает пять основных способов написания различными методами. И сегодня каллиграфия для китайцев – хобби.

Китайская живопись XIX века

Инструменты для каллиграфии

Символизм китайской живописи

Для китайской живописи характерен изящный язык образов. Изображая что-либо, китайский художник вкладывает в рисунок определённый подтекст. Некоторые образы встречаются особо часто, например четыре благородных растения: орхидея, бамбук, хризантема, слива мэйхуа. Каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера. Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. Бамбук – символ непреклонного характера, высоких моральных качеств. Хризантема – прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Цветущая дикая слива мэйхуа символизирует чистоту помыслов и стойкость к невзгодам судьбы.
Цветок лотоса символизирует чистоту помыслов и мудрость.

Китайская живопись XIX века

Лотос. Неизвестный китайский живописец