Скульптурные шедевры Огюста Родена

Роден

Скульптурные шедевры О. Родена отличаются виртуозностью и эмоциональностью. Родена считают одним из создателей современной скульптуры.

Его творчество относят к различным стилям: реализму, романтизму, импрессионизму и символизму, но сам скульптор не относил себя к какому-либо течению. На протяжении всего творческого пути Роден стремился к созданию в своих скульптурах иллюзии движения.
Другой особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность. Герои Родена обычно охвачены сильными эмоциями: любовью, болью, страданием, и эти чувства всегда переданы очень убедительно. Роден говорил о «Мыслителе»: «Мой «Мыслитель» думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног». 

О. Роден «Мыслитель»

Скульптурные шедевры Огюста Родена

О. Роден «Мыслитель» (1880-1882). Бронза. Высота 181 см. Музей Родена (Париж)
Мыслитель создан автором как универсальный образ творца, хотя первоначально замысел был другим. Скульптор следовал традициям классической скульптуры Микеланджело, поэтому наделил своего героя физической мощью.
Моделью для скульптуры (как и для многих других скульптур Родена) послужил французский боксёр Жан Бо.
Существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах.

О. Роден «Поцелуй»

«Поцелуй» – ещё один шедевр Родена.

Скульптурные шедевры Огюста Родена

О. Роден «Поцелуй» (1882). Мрамор. 181,5 х 112,5 см. Музей Родена (Париж)

Впервые эта мраморная скульптура была представлена в 1889 г. на Всемирной выставке в Париже. Сначала скульптура являлась частью рельефной группы больших бронзовых скульптурных ворот «Врата Ада» и носила название «Франческа да Римини» в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII в. из «Божественная комедии» Данте. Но впоследствии критики переименовали скульптуру и дали ей более отвлечённое название – «Поцелуй».
Роден создал несколько скульптур меньшего размера из гипса, терракоты и бронзы и только затем – в мраморе.

О. Роден «Граждане Кале»

Эта скульптура О. Родена посвящена одному из эпизодов Столетней войны. В 1346-1347 гг., после разгрома французского флота в битве при Слёйсе, французский порт Кале был осаждён английскими войсками. Король Англии Эдуард III нуждался в укрепленном порте, где его армия могла перегруппироваться и пополниться. Эдуард выбрал Кале. Город имел двойной крепостной ров и крепкие городские стены, построенные сто лет назад. Взятие Кале могло обеспечить англичанам контроль над Ла-Маншем, но захват его был непростым и долгим делом.

Скульптурные шедевры Огюста Родена

Автор неизвестен. Осада Кале
Англичане подтянули к городу пушки, построили катапульты и штурмовые лестницы, но так и не смогли пробить городские стены. Отчаявшись, Эдуард прервал атаки в феврале 1347 г. и перешел к осаде. 1 августа город зажег сигнальные огни, уведомив англичан, что жители готовы сдаться. Как сообщается, Эдуард предложил прекратить осаду, если граждане Кале принесут ему ключи от городских ворот, а шесть глав города будут казнены за упрямство. Условие было выполнено, но советники и супруга убедили короля, чтобы он пощадил их.

Скульптурные шедевры Огюста Родена

О. Роден «Граждане Кале» (1884-1888). Кале (Франция)
Первым согласился отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей – Эсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали и другие. Добровольцы в исподнем белье, босыми, с повязанными вокруг шеи верёвками, согласно обычаям того времени, должны были вынести ему ключи от Кале. Это требование было исполнено. Английская королева Филиппа, тогда беременная, пожалела этих исхудавших людей и во имя своего будущего ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.
Монумент выражает чувства французов: горечь поражения и гордость жертвенностью сограждан.
Памятник был показан публике в 1889 г., он вызвал всеобщее восхищение. Но церемония открытия состоялась только в 1895 г. По настоянию городских властей он был установлен на пьедестале и с оградой. В 1924 г. скульптуру разместили на земле, как хотел автор.

О. Роден «Врата ада»

Скульптурные шедевры Огюста Родена

В 1880 г. Роден получил заказ от государства: он должен был создать скульптурный портал, который украсил бы здание нового Музея декоративного искусства в Париже. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, и к 1885 г. Музей так и не был создан. Но Роден продолжал работать над скульптурой. «Врата ада» остались незавершёнными и были отлиты в бронзе уже после смерти мастера. Сюжеты – из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. Размер скульптуры «Врата ада» 7 м, они вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры. «Мыслитель» первоначально создавался как портрет Данте.

О. Роден «Вечная весна» (1884)

Скульптурные шедевры Огюста Родена

Скульптурная группа изображает обнаженного молодого человека с крыльями бабочки (Зефир – бог западного ветра). Левой рукой он опирается о ствол дерева, а правой обнимает обнаженную девушку (Флору – богиню цветов), стоящую на коленях на земле. Это иллюстрация пятой книги поэмы Овидия (43 г. до н. э.-17 г. н.э.) «Фасты», в которой рассказывается о похищении прекрасной юной нимфы Хлориды (ставшей впоследствии богиней цветов Флорой) богом западного ветра Зефиром.

Другие скульптуры Огюста Родена

Как мы уже говорили, главным мотивом на протяжении творческого пути Родена было изображение человеческого тела в движении. Человеческое тело было для скульптора неиссякаемым источником вдохновения.

Скульптурные шедевры Огюста Родена

О. Роден «Поэт и муза» (1900)

Скульптурные шедевры Огюста Родена

О. Роден «Ромео и Джульетта» (1905)

Скульптурные шедевры Огюста Родена

О. Роден «Ева» (1883)
Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Крестьянин обладал правильным красивым телосложением, особенно Роден был впечатлён его движениями при ходьбе. Роден хотел изобразить движение таким образом, чтобы обе ноги скульптуры твёрдо стояли на земле и вес был распределён между ними. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878).

Скульптурные шедевры Огюста Родена

О. Роден «Проповедующий Иоанн Креститель» (1878)
Фигура натурщика вызвала у Родена ассоциацию с Иоанном Крестителем. Он писал: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, Кто более велик, чем он сам».

Из биографии Огюста Родена

Скульптурные шедевры Огюста Родена

Огюст Роден. Фотография

Огюст Роден родился в Париже 12 ноября 1840 г. в семье служащего префектуры.
В школе Роден не проявлял интереса к учёбе, за исключением рисования. Окончил Малую школу – учебное заведение, готовившее художников, декораторов, ювелиров и представителей схожих профессий. Трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но безуспешно. Работал подмастерьем, декоратором, посещал курсы скульптора Антуана Бари в Музее естественной истории. Во время франко-прусской войны Роден был призван в действующую армию, но вскоре комиссован из-за плохого зрения. Получив крупный заказ на оформление здания брюссельской Биржи, переехал в Брюссель.
Здесь он создал несколько скульптур для частных домов, для здания биржи и боковые фигуры для памятника бургомистру Лоосу в парке д'Анверс.
В 1876 г. Роден совершил путешествие в Италию, посетил Геную, Флоренцию, Рим, Неаполь и Венецию, познакомился с искусством Возрождения, особенно его взволновали работы Микеланджело и Донателло. В Реймсе (Франция) скульптор впервые увидел один из самых известных готических соборов, который потряс скульптора – отсюда его любовь к готической архитектуре, сохранившаяся на всю жизнь.

Скульптурные шедевры Огюста Родена

Реймский собор
В 1895 г. Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. Он оборудовал там и мастерскую и перевёз в Мёдон скульптуры, но для мастерской было недостаточно места, поэтому через два года он вернул её в Париж. Роден коллекционировал предметы искусства. Он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников.
Французское правительство предоставило Родену целый павильон на Всемирной выставке 1900 г., проводившейся в Париже. Для выставки было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада».
В зрелом возрасте Роден был блестящим рисовальщиком и графиком.
В 1897-1899 гг. ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина. Все ску́льпторы, долго работавшие с ним и считающиеся его учениками, принадлежали к классической традиции.
В 1916 г. Роден подписал завещание, согласно которому все его работы и рукописи переходили государству.
Роден умер от скоротечного воспаления лёгких 17 ноября 1917 г.

Скульптурные шедевры Огюста Родена

Могила Огюста Родена. Скульптор похоронен в саду на вилле Мёдона, и над его прахом торжественно и печально возвышается фигура «Мыслителя».
Работам Огюста Родена посвящены 3 музея: Музей Родена в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы; в Мёдоне, где находилась вилла Родена и где он был похоронен; в Филадельфии. Этот музей основал в 1929 г. владелец сети кинотеатров и филантроп Жюль Мастбаум.

Скульптурные шедевры Огюста Родена

Музей Родена в Париже (бывший особняк Отель Бирон)