Пьер Огю́ст Ренуа́р – один из основных представителей французского импрессионизма

П.О. Ренуар. Автопортрет (1876)

«Живопись не рассказывают, на неё смотрят» (П.О. Ренуар).

Огюст Ренуар родился в 1841 г. в г. Лиможе и был шестым ребёнком в семье портного. С 1844 г. семья живёт в Париже.
У Огюста Ренуара с детства проявились способности к музыке (пел в церковном хоре) и живописи. Посещал школу живописи.
В 1862 г. началось его знакомство м художниками-импрессионистами К. Моне, Сезанном, Писсарро и др. – так сложилась их группа. В ранние годы Ренуар находился под влиянием творчества барбизонцев, Коро и др.
Жанры для своих произведений он избрал уже в начале своего творческого пути и следовал им до конца жизни: пейзаж, натюрморт, бытовой жанр, портрет.

Пьер Огю́ст Ренуа́р – один из основных представителей французского импрессионизма

П.О. Ренуар «Лягушатник» (1869). Холст, масло. 66 х 81 см. Национальный музей Швеции (Стокгольм)
«Лягушатник» – это кафе на воде. К нему вёл переходный мостик с островка, каких было много в этом месте. Парижане приезжали сюда на отдых. «Лягушатник» получил своё название благодаря тому, что здесь в большом количестве собирались девицы лёгкого поведения, так называемые «лягушки».

Пьер Огю́ст Ренуа́р – один из основных представителей французского импрессионизма

П.О. Ренуар. Натюрморт с букетом и веером (1871). Холст, масло. 73,2 х 58,9 см. Музей изящных искусств (Хьюстон)
В 1870-е годы Ренуар создал свои главные шедевры: «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), «Обнажённая» (1876), «Обнажённая в солнечном свете» (1876), «Качели» (1876), «Первый выезд» (1876/1877), «Тропинка в высокой траве» (1877).

Пьер Огю́ст Ренуа́р – один из основных представителей французского импрессионизма

П.О. Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876). Холст, масло. 131 х 175 см. Музей Орсе (Париж)
Мулен де ла Галетт – ресторан с танцевальным залом в верхней части Монмартра, который получил своё название по имени мельницы, находящейся недалеко от него. В хорошую погоду на улице расставляли столики и скамейки, здесь создавалась непринуждённая обстановка. На картине изображены друзья художника, которые позировали ему, но задачей Ренуара было изображение отражения солнечных бликов, пробивающихся сквозь листву акаций, на лицах и одежде танцующих и сидящих людей.
Постепенно Ренуар перестал участвовать в выставках импрессионистов, добился всеобщего признания. В 1879 г. в Салоне была выставлены его картина «Портрет актрисы Жанны Самари», принесшая ему успех, а также другие произведения.

Пьер Огю́ст Ренуа́р – один из основных представителей французского импрессионизма

П.О. Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари (1877). Холст, масло. 56 х 46 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва)
Портрет Жанны Самари создан в стиле импрессионизма. Ренуар сумел подчеркнуть лучшие черты своей модели: красоту, грацию, живой ум, открытый и непринуждённый взгляд, лучезарную улыбку. Основные цвета, составляющие колорит картины, – оттенки розового и зелёного. Свободный стиль работы художника создаёт атмосферу свежести, душевной ясности и безмятежности.
Ренуар продолжал совершенствовать своё мастерство. В 1880-х годах он побывал в Алжире, затем в Италии, знакомился с работами классиков Возрождения. В Испании он познакомился с творчеством Веласкеса и Гойи. В Нидерландах интересовался полотнами Вермеера и Рембрандта. Его художественный вкус постепенно изменялся. В картине «Зонтики» ещё видны черты импрессионизма, но в «Больших купальщицах» линии рисунка становятся чёткими, краски теряют яркость и насыщенность, а живопись становится сдержаннее.

Пьер Огю́ст Ренуа́р – один из основных представителей французского импрессионизма

П.О. Ренуар «Зонтики» (1881-1886). Холст, масло. 180 х 115 см. Национальная галерея (Лондон)
Композиция картины напоминает фотографию: обрезанные фигуры людей по краям полотна. Такой приём был популярен у импрессионистов того времени. На картине изображены люди на парижской улице. Многие из них с зонтиками – дождь или только что кончился, или только начинается.

Пьер Огю́ст Ренуа́р – один из основных представителей французского импрессионизма

П.О. Ренуар «Большие купальщицы» (1884-1887). Холст, масло. 117,8 х 170, 8 см. Музей искусств в Филадельфии (штат Пенсильвания, США)
В 1892 г. Ренуар пишет идиллическую картину «Девушки за фортепьяно». Во Франции того времени такая картина была символом французской буржуазной культуры.

Пьер Огю́ст Ренуа́р – один из основных представителей французского импрессионизма

П.О. Ренуар «Девушки за фортепьяно» (1892). Холст, масло. 116 х 90 см. Музей Орсе (Париж)
До конца своей жизни Ренуар писал солнечные пейзажи, натюрморты с яркими цветами, портреты своих детей, обнаженных женщин. Последний период его творчества называют «красным» из-за предпочтения оттенкам красноватых и розовых цветов.
В 1912 г. художника парализовало, ему сделали две операции, но он остался в инвалидном кресле, продолжая писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка.

Пьер Огю́ст Ренуа́р – один из основных представителей французского импрессионизма

П.О. Ренуар. Автопортрет (1879). Холст, масло. 18,8 х 14,2 см. Музей Орсе (Париж)
В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. Скончался Ренуар 2 декабря 1919 г., на 79-м году жизни.

Пьер Огю́ст Ренуа́р – один из основных представителей французского импрессионизма

П.О. Ренуар «Букет роз» (1879). Холст, масло. 83,1 х 65,7 см. Институт искусств Кларков (США)