Свет и воздух - ведущие темы в творчестве Камиля Писсарро

Свет и воздух - ведущие темы в творчестве Камиля Писсарро

Эти же темы были ведущими и для Клода Моне. Оба они были импрессионистами.


«Импрессионисты на верном пути, их искусство здоровое, оно основано на ощущениях, и оно честное», - утверждал Камиль Писсарро.
Жако́б Абраа́м Ками́ль Писсáрро (1830-1903) был одним из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма.

 

Из биографии

Родился будущий художник на острове Сен-Томас, одном из Американских Виргинских островов в Карибском море в буржуазной семье еврея и уроженки Доминиканской республики. В возрасте 25 лет вместе со всей семьёй переехал в Париж.

Свет и воздух - ведущие темы в творчестве Камиля Писсарро

К. Писсарро. Автопортрет 1873 г.
В течение своей жизни Писсарро жил в Венесуэле, возвращался на Сен-Томас, затем в 1855 г. окончательно вернулся во Францию.
Живописи учился у известных художников Камиля Коро, Гюстава Курбе и Шарля-Франсуа Добиньи. Основными сюжетами его картин в начальный период творчества были сельские пейзажи и виды Парижа. Уже в конце 1860-х годов он писал пейзажи, в которых особое внимание уделял изображению освещенных предметов в воздушной среде.
Некоторое время Писсарро интересовался техникой пуантилизма. Пуантилизм (от фр. point – «точка») – направление в живописи, связанное с импрессионизмом, но несколько в ином виде. Это направление ещё называли дивизионизмом. Суть этой техники состояла в том, что человеческий глаз способен синтезировать нужный цвет, соединяя световые лучи, поэтому художник может не смешивать этот цвет на палитре. Достаточно просто наносить составляющие свет цвета в определенных сочетаниях на полотно. Чистые цвета наносятся отдельными маленькими мазками, похожими на точки. Так работал, например, Жорж Сёра (1859-1891).

Свет и воздух - ведущие темы в творчестве Камиля Писсарро

Картина Жоржа Сёра

Свет и воздух - ведущие темы в творчестве Камиля Писсарро

––
В 1890 г. Писсарро вернулся к собственному стилю. В последние годы жизни, несмотря на ухудшение зрения, художник создал серию видов Парижа, которая является одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов. Многочисленные рисунки и гравюры Писсарро не имеют равных среди произведений импрессионистов.

Творчество

Писсарро, будучи учеником Камиля Коро, известного пейзажиста эпохи романтизма, также начинал с пейзажа. Однако уже в начале своего творческого пути он уделял особое внимание изображению освещённых предметов в воздушной среде. Свет и воздух уже в то время были в его творчестве ведущей темой.

Свет и воздух - ведущие темы в творчестве Камиля Писсарро

К. Писсарро «Внутренняя гавань Гавра – солнце с утра, начавшийся прилив» (1902). Музей современного искусства Андре Мальро (Гавр)
Постепенно у Писсарро созрел собственный стиль. С 1866 г. всё более сюжетов художника связаны с пространством, пронизанным солнечным светом и лёгким воздухом.
Картины зрелого художника написаны плотными мазками и наполнены ощущением света.

Свет и воздух - ведущие темы в творчестве Камиля Писсарро

К. Писсарро «Урожай, Понтуаз» (1880). Частная коллекция
В последние годы жизни у Камиля Писсарро заметно испортилось зрение. Но это не помешало ему создать серию видов Парижа с необычными ракурсами, умелой передачей света и атмосферных эффектов.

Свет и воздух - ведущие темы в творчестве Камиля Писсарро

К. Писсарро «Бульвар Монмартр весной» (1897). Израильский музей (Иерусалим)

Свет и воздух - ведущие темы в творчестве Камиля Писсарро

К. Писсарро «Бульвар Монмартр, зимнее утро» (1897)
Писсарро писал также акварелью, создавал офорты и литографии.

Свет и воздух - ведущие темы в творчестве Камиля Писсарро

К. Писсарро «Ландшафт в Понтуазе», акварель