Пейзажная живопись английских художников-романтиков

У. Тёрнер «Последний рейс корабля «Отважный»

Как известно, романтизм утверждал культ природы и человеческих чувств.

Эта общая характеристика данного художественного стиля приложима к живописцам-романтикамразличных стран, но сегодня мы поговорим только о пейзажном творчестве английских художников. 

Джо́зеф Мэ́ллорд Уи́льям Тёрнер (1775-1851)

Уильям Тёрнер был мастером романтического пейзажа, акварелистом. Его называют предтечей французских импрессионистов.

Пейзажная живопись английских художников-романтиков

У. Тёрнер. Автопортрет (1799)
Будущий художник родился в лондонском районе Ковент-Гарден в семье парикмахера. В связи с тяжёлой болезнью матери Уильям жил у дяди в Брентфорде. Там у него проявился интерес к изобразительному искусству. В 1789 г. 14-летний Тёрнер поступил в Королевскую академию, где посещал лекции Рейнолдса, оказавшего большое влияние на Тёрнера. Первые работы Тёрнера были написаны акварелью, а первая картина маслом появилась в 1790 г. Тёрнер постоянно выставлял свои работы в Академии.
С 1791 г. работал художником-сценографом в «Пантеон Опере» на Оксфорд-стрит и подрабатывал, давая уроки.
Как и многие художники, Тёрнер внимательно изучал мастеров прошлого и современных художников, копировал их работы. Восхищался работами Клода Лоррена (французского живописца и гравёра, мастера классического пейзажа). Картина Лоррена «Отплытие царицы Савской» произвела на Тёрнера такое впечатление, что он даже заплакал от казавшейся ему невозможности написать что-то равное этому произведению.

Пейзажная живопись английских художников-романтиков

Клод Лоррен «Отплытие царицы Савской» (1648)
В это же время Тёрнер занялся гравюрой.

Пейзажная живопись английских художников-романтиков

У. Тёрнер «Дидона, основательница Карфагена» (1815). Холст, масло. 155,5 х 230 см. Национальная галерея (Лондон)
Сюжет картины – из «Энеиды» Вергилия. Дидона, сестра Пигмалиона, царя тирийцев, и жена Сихея, бежала в Ливию после того, как потерпела поражение в борьбе за власть. Здесь она основала город Карфаген. В картине поражает необычное свечение солнца. Возможно, это результат наблюдений Тёрнером световых эффектов, порождённых извержением индонезийского вулкана Тамбора в апреле 1815 г.
Идеалистический подход в изображении мира в искусстве сформировался у Тёрнера под влиянием Рейнолдса.

Тёрнер много путешествовал, делал зарисовки в Европе (Швейцария, Французские Альпы, Италия), их сохранилось более 10 тыс.
В 1799 г. Тёрнер был избран членом-корреспондентом Королевской академии. В 1801 г. он выставил в Академии картину «Море у Бриджуотера», которая имела шумный успех. А в 1802 г. Тёрнер стал самым молодым художником, удостоившимся звания королевского академика.

Пейзажная живопись английских художников-романтиков

У. Тёрнер «Фирвальдштетское озеро» (1802). Акварель. 30,5 × 46,4 см. Британская галерея Тейт (Лондон)
К началу XIX в. в своих акварелях он достигает силы и выразительности, обычно присущей живописи маслом. Он создавал новый тип пейзажа, посредством которого раскрывал свои воспоминания и переживания. В картины Тёрнер вводил изображения людей в сценах прогулок, пикников, полевых работ, внимательно и с любовью изображая человека. Но в то же время он подчёркивал несовершенство человеческой природы, его бессилие перед огромным окружающим миром иногда спокойным, иногда грозным, но всегда равнодушным.

Пейзажная живопись английских художников-романтиков

У. Тёрнер «Кораблекрушение» (1805). Холст, масло. 170,5 х 241, 6 см. Британская галерея Тейт (Лондон)

Пейзажная живопись английских художников-романтиков

У. Тёрнер «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы» (1810-1812). Холст, масло. 146 x 237,5 см. Британская галерея Тейт (Лондон)
Тёрнер создал ряд картин, посвящённых Наполеоновским войнам («Трафальгарская битва», «Поле Ватерлоо»), которые завоевали особую популярность.

Пейзажная живопись английских художников-романтиков

У. Тёрнер «Поле Ватерлоо». Акварель
В 1819 г. Тёрнер впервые посетил Италию. Он побывал в Турине, Милане, Риме, Венеции, Неаполе. Изучал работы Тициана, Тинторетто, Рафаэля, современных итальянских художников. Путешествие в Италию оказало на его творчество сильное влияние: палитра художника стала ярче и интенсивней, появилась венецианская тема, которая сопровождала его творчество долгие годы.
В то же время успехи Тёрнера, его увлечение цветом вызвали критику со стороны современников, предпочитавших реализм и слащавый сентиментализм. Некоторые работы художника, граничившие с абстракционизмом, способствовали его репутации сумасшедшего. В то же время королева Виктория и Джон Рёскин (английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт) считали его «величайшим художником всех времён».

Пейзажная живопись английских художников-романтиков

У. Тёрнер «Дождь, пар и скорость» (1844). Холст, масло. 91 х 121,8 см. Национальная галерея (Лондон)
На картине художник изобразил мчащийся поезд. Труба паровоза изображена ярко, а всё остальное тонет и растворяется в золотистом мареве. На картине только очертания опор моста и лодки с двумя пассажирами. Считается, что на полотне изображён железнодорожный мост Мейденхед через Темзу между городками Тэплоу и Мейденхед. Это полотно близко к импрессионизму, как и его следующее произведение.

Пейзажная живопись английских художников-романтиков

У. Тёрнер «Восход с морскими чудовищами» (1845). Холст, масло. 91,5 х 122 см. Британская галерея Тейт (Лондон)
Картина  написана в духе аллегорически-красочной фантасмагории, наполненной символами и полутонами – туманный ярко-жёлтый расплывчатый восход солнца над бурным серым морем. Скрывающиеся в левом нижнем углу розовые и красные завитки изображают морских чудовищ.

Джон Консте́бл (1776-1837)

Английский художник-романтик. Наибольшую известность ему принесли пейзажи с видами окрестностей Саффолка, откуда художник был родом.

Пейзажная живопись английских художников-романтиков

Д. Констебл. Автопортрет (1806). Британская галерея Тейт (Лондон)
Констебл родился в семье зажиточного мельника, который также владел небольшим кораблём «Телеграф» для перевозки зерна в Лондон. Своё образование художник начал в интернате Лавенхема, а позднее был переведён в дневную школу в Дедхэме. После окончания школы Джон работал на мельнице, при этом много путешествовал по окрестностям, где делал зарисовки и этюды.
В 1799 г. Констебл принял решение посвятить себя искусству. Отец его поддержал. В этом же году Констебл поступил в Королевскую академию художеств в Лондоне. Он тщательно изучал творчество любимых художников: Томаса Гейнсборо, Клода Лоррена, Якоба ван Рейсдаля, Питера Пауля Рубенса, Аннибале Карраччи.
С 1803 г. Констебл выставляется в Королевской академии художеств.
Сюжеты картин Констебл брал из жизни, они представляли собой бытовые сценки, что для его времени не было модным, поскольку в большей моде были романтические сюжеты с дикими пейзажами и руинами.
В 1803 г. Констебл провёл целый месяц на борту судна Ост-Индской компании «Coutts», на котором посетил несколько юго-восточных портов, а в 1806 г. предпринял двухмесячное путешествие в Озёрный край.

Пейзажная живопись английских художников-романтиков

Д. Констебл. Портрет Марии Бикнелл, жены художника (1816). Британская галерея Тейт (Лондон)
Художник писал также портреты, им создано несколько полотен с религиозными сюжетами. Но основными шедеврами Констебла являются пейзажи, особенно окрестности Солсбери.

Пейзажная живопись английских художников-романтиков

Д. Констебл «Собор в Солсбери» (1823)
Констебл написал несколько набросков, этюдов и картин с видом на знаменитый средневековый Солсберийский собор. Пластика живой арки, образуемой тенистыми деревьями на переднем плане, эффектно сочетается с изысканностью готического здания вдали. Такое разделение полотна на два плана (тёмный передний и светлый задний) создаёт эффект «картины в картине». Собор здесь служит не просто изображаемым объектом, а символом национальной истории и гармонии вселенского порядка, что характерно для романтизма.
В 1819 г. Констебл был принят в Королевскую академию художеств. В 1821 г. на выставке Академии он представил свою картину «Телега для сена». В то время в Лондоне гостил французский художник Теодор Жерико, и ему понравилась картина Констебла. Он пригласил художника в Париж. Эта картина на Парижском салоне в 1824 г. получила золотую медаль.

Пейзажная живопись английских художников-романтиков

Д. Констебл «Телега для сена» (1821). Холст, масло. 82 х 130 см. Лондонская национальная галерея
На картине изображена сельская сцена на реке Стаур между Суффолком и Эссексом. Считается самым известным полотном Констебла, а также одной из наиболее популярных английских картин.
Центральным элементом композиции является пара лошадей, тянущих телегу для сена через реку. Действие картины происходит неподалёку от мельницы Флэтфорд в Суффолке.
Это масштабнее полотно написано к ежегодной летней выставке Королевской академии художеств.

После рождения седьмого ребёнка в январе 1828 г. тяжело заболела и умерла его жена Мария в возрасте 41 года. Констебл очень тяжело переживал её смерть, всю оставшуюся жизнь после её смерти он носил траур и заботился о всех семерых своих детях до конца жизни.
В феврале 1829 г. его избрали членом Королевской академии художеств, а в 1831 г. он был назначен Инспектором Академии, пользуясь большой популярностью среди студентов. Он также читал лекции по истории пейзажной живописи. Эти лекции были популярны у широкой публики.
В своём творчестве Констебл отдавал предпочтение самой природе, а не воображению. Он писал: «Мир безграничен, нет двух одинаковых дней, даже один час не похож на другой. С момента создания целого мира не было двух одинаковых листьев на деревьях, поэтому подлинное произведение искусства, как и всё в природе, неповторимо».

Пейзажная живопись английских художников-романтиков

Д. Констебл «Мост Ватерлоо» (1832)
Одной из величайших его акварельных картин считается «Стоунхендж», с её почти мистической атмосферой в свете двойной радуги. Картина была выставлена в 1836 г. с небольшим авторским комментарием: «Таинственный памятник Стоунхендж, возвышающийся над голой, безграничной пустошью; памятник, которого мало коснулись события как прошлого, так и настоящего; памятник, который перенесёт вас через все исторические события в неизвестный, загадочный период».

Пейзажная живопись английских художников-романтиков

Д. Констебл «Стоунхендж» (1835). Акварель. 38,7 x 59,1 см. Музей Виктории и Альберта (Лондон)
После смерти жены в искусстве художника начинают все больше звучать меланхолические и даже трагические ноты. Эпическое спокойствие и величавость композиций сменяется романтической взволнованностью.
В его картинах все больше ощущается близость образам природы у поэтов-романтиков. Живописная манера художника становится более экспрессивной. Он работает большим пятном цвета, порой кладет краску на холст мастихином.
Его работы стали первым опытом масляной живописи, созданной непосредственно на открытом воздухе. Чтобы передать эффекты света и движения, Констебл использовал технику ломаных мазков, которые он наносил на более светлые участки картины едва заметным касанием, создавая впечатление мерцающего света, обволакивающего весь пейзаж. Одна из самых выразительных и мощных по силе воздействия картин Констебла – «Изучение морского пейзажа во время дождя», написанная в Брайтоне.

Пейзажная живопись английских художников-романтиков

Д. Констебл «Изучение морского пейзажа во время дождя» (1824)
С помощью отрывистых мазков тёмного цвета Констеблу удалось передать момент самого сильного периода ливня над морем. Он сумел также передать световые эффекты, возникающие при появлении радуги.
Констебл писал: «Предметы моего скромного, отвлечённого искусства могут быть обнаружены под каждой изгородью, на любой дороге, поэтому никто не считает его стоящим внимания». Творчество Констебла вдохновляло не только его современников (Жерико, Делакруа), но и представителей более поздних течений: Барбизонской школы, французского импрессионизма, художников конца XIX в.