Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

Роден. Мыслитель

Вторая половина XIX в. в Европе отмечена масштабными социальными преобразованиями, что сказалось и на искусстве.

Во Франции в 1852-1870 гг. установилась империя Наполеона III. Затем, после франко-прусской войны 1870-1871 гг. и революции 1870 г., была восстановлена буржуазная республика. Франция стала колониальной державой, создала мощную банковско-финансовую систему.
В это же время Германия стала империей.
Англия стала промышленной страной и могущественной империей (её колонии были в Индии, Центральной и Северной Америке, Африке и Австралии). Началась викторианская эпоха (1837-1901 гг., период правления Виктории, королевы Британской империи, Ирландии и Индии). 

Западноевропейское творчество этого периода было направлено на создание образов нового времени; старые темы и образы, а также художественные принципы становились неактуальными.
Франция оставалась законодательницей мод, стиля жизни и искусства. Парижские Салоны способствовали развитию не только самого искусства, но и критики.

Архитектура

Старые европейские города росли в связи с развитием промышленности, отмечался огромный приток населения в города. Начали строить доходные дома, в которых квартиры сдавались внаём. Это был новый вид построек: дома поднимались ввысь.

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

Рингштрассе (современное фото)
Активно реконструировались Берлин, Вена (Рингштрассе – широкая озеленённая магистраль в 5,3 км), Париж. Перестройка Парижа считалась образцовой. В черту города вошли два больших пейзажных парка – Венсенский и Булонский леса.
Булонский и Венсенский леса называют «лёгкими столицы». Площадь Булонского леса 846 га, Венсенского – 995 га.

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

Большой водный каскад в Булонском лесу

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

Венсенский лес
В XIX в. в западной архитектуре стали использоваться новые материалы: чугун, сталь, железобетон. Появились и новые методы строительства. Главенствующим стилем в архитектуре стал эклектизм (смешение различных стилей). Особенно ярко эклектизм проявился на Рингштрассе в Вене.

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

Вотивная церковь – в стиле неоготики (архитектор Генрих фон Ферстель)

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

Опера в Вене – стиль неоренессанс (архитекторы А.С. фон Сикардсберг, Э. ван дер Нулл)

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

Парламент – стиль неоклассицизм (архитектор Т.Э. фон Хансен)

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

Городской театр – эклектизм (архитекторы Г. Земпер, К.Э. фон Хазенауер)
Но и в эклектизме проявлялись яркие творческие личности, как, например, архитектор Жан Луи Шарль Гарнье (1825-1898), построивший здание парижского театра Гранд-Опера

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

Творение Гарнье послужило образцом для театров в Вене, Одессе, Нью-Йорке.
В Германии выдающимся архитектором был Готфрид Земпер (1803-1879).

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

Самые известные его работы – Музей истории искусств в Вене (эклектизм) и

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

Дворцовый театр в Дрездене (стиль Возрождения)

Скульптура

Новое слово в истории европейской скульптуры сказал Огюст Роден (1840-1917) – о нём отдельная статья. Роден является одним из основоположников импрессионизма в скульптуре.

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

О. Роден «Мыслитель»
Его творчество отличалось сложной символикой. Среди учеников Родена – Э.А. Бурдель, А. Майоль, Ш. Деспьо, А.С. Голубкина.

В XIX в. продолжилось творчество итальянского скульптора Антонио Кановы.

Живопись

Ведущим стилем в этот период стал реализм.
Одним из создателей французского реалистического пейзажа был Жан Батист Камиль Коро (1796-1875). Часто он сочетал пейзаж с библейскими, мифологическими или историческими сюжетами.

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

К. Коро «Купание Дианы» (1869-1870). Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)
Художники барбизонской школы (Франция) работали в жанре пейзажа, причём изображали они простую природу, не прибегая к художественным эффектам. Ведущим мастером барбизонской школы был Пьер Этьен Теодор Руссо (1812-1867). Ещё один представитель этой школы – Жюль Дюпре (1811-1889).

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

Руссо «Вид на Барбизон» (1850). Пушкинский музей (Москва)
Творчество французского живописца и графика Жана Франсуа Милле (1814-1875) также развивалось в стиле реализма.

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

Ф. Милле ««Сборщицы колосьев»
Французский художник Оноре Домье (1808-1879) известен беспощадной гротескной сатирой на короля и правящую буржуазную верхушку.

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

О. Домье «Груши». Карикатура на Луи-Филиппа (1831)
Он автор свыше 4 000 произведений графики, живописи и скульптуры.
Крупнейшим представителем реалистического направления во французском искусстве XIX в. был Гюстав Курбе (1819-1877) – живописец, график, скульптор, общественный деятель.

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

Г. Курбе «Порыв ветра» (ок. 1865)
Он создавал жанровые сцены из жизни различных слоев французского общества, портреты, пейзажи (в том числе марины), обнаженную натуру, сцены охоты, натюрморты.
Традиции реализма продолжил французский художник Эдуард Мане (1832-1883). Он же стал одним из основоположников импрессионизма

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

Э. Мане «Аржантёй»

Импрессионизм

В последней трети XIX в. во Франции возникло новое художественное направление – импрессионизм.
Художники-импрессионисты работали на пленэре. На воздухе, в лучах света картина сильно отличается от условий мастерской. Чёткие контуры исчезают, цвет постоянно меняется. Поэтому становится возможным изобразить только мгновение и возникшее в это мгновение впечатление от предмета или природы. Для такого изображение требовались новые методы письма. Художники писали густыми мазками чистыми цветами, эти цвета потом оптически смешивались, и получался необходимый тон.

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

К. Моне «Водяные лилии» (ок. 1915)
Наиболее известны импрессионисты Клод Моне (1840-1926), Камиль Писсарро (1830-1903), Огюст Ренуар (1841-1919), Альфред Сислей (1839-1899), Эдгар Дега (1834-1917).

Неоимпрессионизм

Неоимпрессионизм (от греч. «неос» – «новый») – направление в живописи, связанное с импрессионизмом, но идущее дальше. Здесь прежде всего следует назвать имя художника Жоржа Сёра (1859-1891). Позднее его творчество назвали дивизионизмом и пуантилизмом. Суть метода Ж. Сёра основывалась на законе оптического восприятия. Глаз способен синтезировать нужный цвет, соединяя световые лучи, поэтому художник может не смешивать этот цвет на палитре. Достаточно просто наносить составляющие свет цвета в определенных сочетаниях на полотно. Чистые цвета наносятся отдельными маленькими мазками, похожими на точки. Поэтому технику неоимпрессионистов называют также пуантилизмом (от фр. point – «точка»).

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

Ж. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884-1886). Стиль – пуантилизм

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм (от лат. post – «после») – художественное течение, связанное с импрессионизмом в пору его заката. Самыми яркими художниками постимпрессионизма были Поль Сезанн (1839-1906), Винсент Ван Гог (1853-1890), Поль Гоген (1848-1903) и Анри Тулуз-Лотрек (1864-1901).

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

Поль Гоген «Женщина с цветком» (1891)
Постимпрессионисты в природе стремились запечатлеть не скоротечные мгновения, а вечность. Они чувствовали не только явные, но и скрытые силы, тайные законы мироздания, расширили свой мир до масштабов Вселенной. На их полотнах часто природа становится как будто одухотворённой, а предметы, люди и пейзаж выражают тайные мысли и эмоции художников.
Французский живописец и график Анри Тулуз-Лотрек (1864-1901) – блестящий портретист. Главная тема его творчества – развлечения и быт богемы, парижского «дна», которые художник показывает без морализирования.

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

А. Тулуз-Лотрек «Марселла Лендер танцующая болеро в кабаре Шильперик» (1895)

Живопись Швеции

Крупнейшим мастером конца XIX-начала XX вв. был Андерс Цорн (1860-1920) – живописец, график и скульптор, автор сцен из жизни шведских крестьян.

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

А. Цорн «Танец в Иванову ночь»
Писал пейзажи, оживленные отдельными фигурами и сценками.

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

А. Цорн «Хлеб наш насущный»

Его манера свободна и виртуозна.
Цорн – автор портретов, передающих индивидуальность и своеобразие личности.

Живопись Германии

Здесь крупнейшим мастером был берлинский живописец и график Адольф фон Менцель (1815-1905). Он работал в разных жанрах, создал ряд исторических полотен.

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

А. фон Менцель «Отправление Вильгельма I на фронт 31 июля 1870 г.»
Вильгельм Лейбль (1844-1900) – один из крупнейших реалистов XIX в. Он писал в основном портреты и сцены патриархального быта немецкого крестьянства, правдиво воссоздавал яркие характеры. Поздние его работы были близки к импрессионизму.

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

В. Лейбль «Неравный брак» (1876-1877). Штеделевский художественный институт (Франкфурт)
В 80-90-х гг. в Германии стал популярен импрессионизм, его возглавил живописец Макс Либерман (1847-1935)

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

М. Либерман «Дюны в Нордвийке»
Повышенный драматизм, чёткость форм и резкость красок отличают картины этого художника.
Творчество художника Ловиса Коринта (1858-1925) открыло искусство начала XX в.

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

Л. Коринт «Ecce Homo» (1925)
Ecce Homo – букв. «вот человек», «это человек». Слова Понтия Пилата об Иисусе Христе.

Живопись Англии

Прежде всего стоит вспомнить прерафаэлитов. Эти живописцы называли себя «прерафаэлитами», т.к. считали, что в творчестве надо ориентироваться на художников, предшествовавших Рафаэлю.
Идеи прерафаэлитов повлияли на развитие символизма в литературе, содействовали утверждению стиля «модерн» в изобразительном и декоративном искусстве.
Джеймс Уистлер – своеобразный художник, портретист и пейзажист, мастер офорта.

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. (обзор)

Д. Уистлер «Ноктюрн в синем и золотом. Старый мост в Баттерси»
Его манера письма свидетельствовали о том, что появилось новое искусство, свободное от академических норм.